Направления зеленого курса для украинской металлургии

Вопросы декарбонизации украинской экономики полностью легли на плечи бизнеса

Курс на «зеленую экономику»

Вопросы экологии и социальной ответственности бизнеса последние годы приобретают все большое значение. Ученые и экологии давно обсуждают вопрос ухудшения среды, в которой живет население планеты. В первую очередь обеспокоенность вызывает рост содержания углекислого газа в атмосфере. Поэтому неудивительно, что различные страны мира начали разрабатывать амбициозные программы по снижению выбросов и построению безкарбоновой экономики.

В частности, еще в 2019 году Европейская комиссия представила свой план по превращению Европы в зону с нулевыми выбросами парниковых газов к 2050 г. (Green Deal):

«Зелёный пакт для Европы (также: Европейский зеленый курс, ЕЗК; the European Green Deal) — план достижения нулевых нетто-выбросов парниковых газов и суммарного загрязнения окружающей среды, при котором в странах-членах Европейского Союза к 2050 году будет осуществлен переход от использования ископаемых к возобновляемым источникам энергии и сырья. Цель мероприятий плана – борьба с глобальным потеплением и загрязнением окружающей среды».

По мнению авторов, к 2050 году Европа должна стать первым «климатически нейтральным» континентом. На эти цели в ближайшие десять лет предполагается потратить 1 трлн. Евро.

Одним из важных положений европейской стратегии для украинских производителей является так называемый карбоновый налог, или трансграничное углеродное регулирование (ТУР). Призванный компенсировать возрастающую нагрузку на европейских производителей и выступая в качестве компенсационных мер, этот регуляторный инструмент в отношении климата, пусть и выходящий за пределы юрисдикции ЕС, тем не менее, будет использоваться для продукции, произведённой за пределами Евросоюза без учёта европейских экологических стандартов.

«Изменения климата носят глобальный характер и не ограничены национальными границами. ЕС может использовать свое влияние, опыт и финансовые ресурсы, чтобы мобилизовать своих соседей и партнеров, чтобы они стали на путь устойчивого развития», — объясняют авторы стратегии.

Учитывая объемы торговли Украины с ЕС и нынешнее состояние отечественных предприятий, потери могут быть значительными, составив, по оценкам экспертов, более 500 млн. евро. При этом под «карбоновый» удар попадают как промышленные предприятия, так и агросектор.

Риски для отечественной экономики

В декабре 2020 года Украинская ассоциация бизнеса и торговли (UBTA), платформа Global 100%  RE Ukraine и Международный институт менеджмента провели онлайн-конференцию на тему: «“European Green Deal” и украинский бизнес: шанс или угроза?». В ходе мероприятия, в частности, были озвучены угрозы для украинского бизнеса. Так, по словам исполнительного директора Украинской ассоциации бизнеса и торговли Елены Кудляк, обязательства, которые берет на себя Украина в контексте «озеленения» экономики, должны быть, с одной стороны, достаточно амбициозными (в духе соглашения), а с другой – экономически обоснованными, с учетом национальных обстоятельств и непростой экономической ситуации в Украине.

«Одной из ключевых угроз в рамках внедрения Европейского зеленого курса может стать установление дополнительных торговых барьеров для украинских экспортеров на рынке ЕС. Но у нас еще есть шанс адаптировать украинский бизнес к новым условиям, в том числе, за счет европейских инвестиций. Сейчас как никогда важно думать о тесном диалоге и взаимодействии между экспертами, органами власти и экспортно-ориентированным бизнесом», – отметила она.

На конференции были озвучены предполагаемые инвестиции для выполнения требований ЕЗК: 6,5 млрд. евро для соответствия требованиям Европейского зеленого курса, где 2,2 млрд. евро направляются на снижение использования дизельного топлива. 1,4 млрд. евро должны составить инвестиции в устойчивое производство и 2,6 млрд. евро – в устойчивое управление землей. А 300 млн. евро должны быть направлены на улучшение состояния лесополос. Подобные инвестиции могут быть привлечены только при тесном сотрудничестве бизнеса и власти.

Государство пока в стороне

По оценкам отечественных экспертов, участие государства в подготовке к «карбоновым» ограничениям на данный момент остается на уровне политических заявлений и почти не подкрепляется практическими шагами.

Например, проект Концепции «зеленого» энергетического перехода Украины к 2050 году (назван экспертами «Украинским зеленым соглашением»), представленный в январе 2020 года, так и остался на уровне проекта.

С другой стороны, в Векторах экономического развития Украины до 2030 года экономическая модель страны не рассматривается сквозь призму климатической нейтральности, циркулярной экономики и интеграции экологических и климатических вопросов во все сферы экономики.

По сути, пока государство занимается демагогией, решение экологических проблем и подготовка к работе в новых условиях ложится на плечи бизнеса.

Один в борьбе за экологию – не воин?

К примеру, Побужский ферроникелевый комбинат и его инвестор, международная группа Solway, уже на протяжении нескольких лет реализуют амбициозный проект по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Об этом сообщил журналистам генеральный директор предприятия Денис Шевченко, обнародовав результаты деятельности ПФК в 2020 году:

«В рамках долгосрочной стратегии нашего инвестора, группы Solway, по достижению эффективности в сфере ESG (E или Environmental – окружающая среда (экологическая сфера); S или Social – социальная сфера; G или Corporate Governance – сфера управления. – Прим.)), в 2017 году для предприятия была утверждена программа снижения воздействия производства на окружающую среду. Главная цель – повышение уровня очистки выбросов до 99,9%, что соответствует европейским стандартам. Тогда же комбинат начал долгосрочный проект по реконструкции третьей ступени газоочистного оборудования на трубчатых вращающихся печах №1 и №2. В 2020 году были выполнены строительно-монтажные работы для фундаментов под дымосос и рукавные фильтры на сумму 8,4 млн. грн. Общая сумма затрат (стоимость поступившего оборудования и выполненных работ в 2018-2020 гг.) составила 67,2 млн. грн. На конец текущего года запланирован ввод первой линии газоочистного оборудования».

Руководитель ПФК также напомнил, что инвестиции на поддержание производственного потенциала (приобретение оборудования, техники, строительство, прочее) в 2020 году составили 24,1 млн. грн. В программы по охране окружающей среды было инвестировано 0,8 млн. грн. А работы по модернизации основного оборудования не прекращались даже в условиях пандемии:

«В 4м квартале 2020 г. были проведены запланированные капитальные ремонты рудно-термической печи №2 (продолжительность ремонта без учета скачивания и разогрева – 78 суток; окончен 19.01.21 г.)  и трубчатой вращающейся печи №3 (продолжительность ремонта – 100 суток; окончен 08.02.21 г.)». Сумма инвестиций составила 101,1 млн. грн.», – сообщил Денис Шевченко. Также он уточнил, что работы по улучшению основного технологического оборудования (в частности, трубчатой вращающейся печи №2, продолжительностью 50 суток) продолжатся и в 2021 году; на эти цели запланировано 172,7 млн. грн.

Говоря о перспективах дальнейшей модернизации производства, Денис Шевченко признал, что выполнение взятых на себя обязательств по декарбонизации и достижению эффективности в сфере ESG в нынешних условиях затруднено тем, что государственная политика в Украине не учитывает потребности промышленного сектора. Это выражено, в том числе, и в существующем механизме формирования тарифов на электроэнергию, что затрудняет процессы модернизации производства и развития экологических программ на предприятиях Украины: «Когда у нас начали ускоренными темпами развиваться предприятия «зеленой энергетики», мы можем увидеть, что экономически обоснованная стоимость тарифа Укрэнерго на передачу электроэнергии составляет 9-10 грн/МВт*час, – при том, что на сегодняшний день он составляет 316 грн/МВт*час. Получается, что разница между этими тарифами – это своеобразный «налог» на промышленные предприятия, деньги от которого идут частным компаниям, собственникам «зеленых» энергостанций. Ежемесячно наш комбинат переплачивает за электроэнергию около 13 млн. грн. Мы считаем, что, компенсируя эту разницу,  промышленность просто лишает себя денег, которые могут быть направлены на реализацию экологических программ, модернизацию производства и решение социальных проблем в местах присутствия», – заключил генеральный директор ПФК.

Новости партнеров

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии