Даже при самых благоприятных условиях, лишь небольшой процент стартапов успешно проходит путь от зарождения идеи до превращения в успешную компанию. 9 из 10 проектов закроются еще на самых ранних стадиях развития.
9 из 10 проектов закроются еще на самых ранних стадиях развития. Происходит это из-за различных факторов и их сочетаний: отсутствие четкого плана развития, неэффективная работа команды, неоригинальная или невостребованная идея, плохое управление, неумение презентовать свой проект и т.д, сообщают Экономические новости.
Перед тем как вложиться в стартап любой инвестор проводит тщательную экспертизу проекта. О том, что она в себя включает, рассказал основатель венчурного фонда Adventures Lab Руслан Тимофеев.
Первое, с чего следует начинать экспертизу стартапа – это оригинальность идеи, лежащей в его основе. Концепт должен быть уникальным, свежим, направленным на решение какой-либо проблемы или удовлетворения существующего запроса.
Параллельно проводится юридическая оценка – нужно убедиться, что еще никто не воплотил в жизнь подобный проект или что используемые технологии не защищены авторскими правами или патентами. Практически все стартаперы рассказывают об абсолютной новизне и неповторимости своего продукта, но на практике это не всегда соответствует действительности. Руслан Тимофеев акцентирует внимание на том, что прежде чем инвестор будет готов вкладывать деньги, он должен знать, что все юридические риски сведены к минимуму и ему не предъявят иски за нарушение интеллектуальной собственности, а проект не будет похоронен во время судебных разбирательств. Если не проработать данный аспект тщательно, в дальнейшем можно потерять больше количество денег, времени, сил и нервов, не получив при этом никакого результата.
Также анализируются похожие существующие или «не выстрелившие» стартапы, учитывается их опыт и ошибки.
При оценке востребованности проекта, нужно максимально точно определить, кто будет его покупать и для чего. Выявляется целевая аудитория, оценивается её реакция с помощью фокус-групп, проводятся маркетинговые исследования, составляется подробный бизнес-план проекта. На этом этапе важно максимально точно предугадать поведение потенциальных клиентов. Анализ бизнес-привлекательности включает в себя оценку риска невозврата вложенных средств, привычки и стереотипы поведения предполагаемых покупателей, возможные действия конкурентов и т. д.
Само собой проводится и научно-техническая экспертиза – технология, лежащая в основе стартапа, должна быть современной и реализуемой сегодня, а не через 50-100 лет. Или, напротив, не должна быть морально устаревшей. При этом оценивается программная архитектура, коды, внутренние процессы и т. д.
Помимо идеи оценивается и команда, ведь именно от ее действий, в конечном итоге, зависит результат. Нужно быть уверенным в готовности стартаперов продолжать работу над своим начинанием, определить их менеджерские качества и техническое оснащение. Зачастую инвестиционные фонды, вкладываясь в новые проекты, помогают им еще и ментоорством в организационных вопросах, главное, чтобы у команды было желание развиваться и масштабироваться. В Adventures Lab работают над созданием сообщества менеджеров, которые будут повышать качество экспертизы, предоставлять необходимую помощь и всячески содействовать успеху проектов.
Справка: Венчурный фонд Adventures Lab появился в 2019 году. Его основали Руслан Тимофеев, Андрей Криворчук и Руслан Дроздов. Фонд занимается поиском перспективных стартапов в сферах IT, образования, маркетинга, видеотехнологий. Фонд вкладывается в проекты на ранних стадиях. На сегодняшний день наиболее успешным реализованным стартапом является Reface – приложение, позволяющие пользователям изменять лицо на фотографиях или в видео.