В Украине хотят вернуть сбор за утилизацию старых автомобилей, однако теперь его придется платить непосредственно владельцам “железных коней”. Аналогичные меры уже существуют в Евросоюзе.
С соответствующей инициативой выступил председатель Государственной экологической инспекции (ГЭС) Андрей Мальованый, говорится на сайте ведомства, передает Эксперт. Таким образом ГЭС собирается бороться с негативным влиянием автотранспорта на окружающую среду.
«Попадая на свалки, бывшие в употреблении автомобили вызывают загрязнение почвы свинцом, ржавчиной, отработанными маслами. В Украине лишь 5% автовладельцев отдают свои машины на утилизацию. В течение 2020 года утилизировано лишь 13 тысяч авто. Остальные загрязняют окружающую среду на свалках», – говорит Мальованый.
Он констатировал, что утилизационный бизнес в Украине не является высокодоходным. И тому есть две причины:
- В стране нет разветвленной сети центров для сдачи и обезвреживания использованных автомобилей;
- За эту услугу еще и необходимо доплачивать.
На этом фоне главный экоинспектор Украины предложил перенять опыт ЕС. Среди отмеченных им механизмов:
- финансовое стимулирование при покупке новой машины после надлежащей утилизации старой;
- взыскание утилизационного сбора после окончания эксплуатации автомобиля;
- высокие штрафы за нарушение норм утилизации отработанного «железного коня»;
- введение ответственности для автопроизводителей касательно дальнейшего обезвреживания отработанного товара.
Мальованый напомнил о принятии в первом чтении законопроекта №2207-1д, который приблизит украинскую нормативную базу обращения с отходами к европейской. В частности, для автопроизводителей вводится расширенная ответственность за применяемые авто и шины.
Новый утилизационный сбор в Украине – хорошо забытый старый
Ранее в Украине уже был утилизационный сбор. Но прежний механизм действовал иначе — тогда налогом облагались автомобили, которые ввозились в страну.
Изначально его оплачивали импортеры, но потом сбор закладывался в цену машины для покупателя. Налог составлял до 60 тыс. грн для легковых автомобилей в зависимости от новизны и объема двигателя, а также до 29,4 тыс. грн в зависимости от новизны и массы.
Впрочем, механизм не просуществовал и года — с начала сентября 2013 до апреля 2014-го. Против этой меры выступила Всемирная торговая организация (ВТО), а также неоднократно собирались митинги под Верховной Радой.