Скорость проведения вакцинации и размер пакетов помощи способны объяснить все более расходящиеся пути к восстановлению экономики. Европа рискует получить в этом году лишь половину тех темпов роста, которых смогут добиться США. Более того, у Федрезерва может возникнуть конфликтная ситуация с Центральным банком ЕС.
С момента своего появления пандемия коронавируса начала оставлять более глубокие шрамы в Европе, чем в Соединенных Штатах. Сегодня их ответная реакция на кризис означает, что эти трансатлантические экономики готовы к еще большему отдалению друг от друга. Об этом сообщает Эксперт со ссылкой на Financial Times.
В Евросоюзе «разрыв валового внутреннего продукта» (output gap) — падение промышленного производства по сравнению с совокупными потенциальными возможностями на начало этого года — в два раза выше такого же показателя в Соединенных Штатах. А это означает, что европейская экономика создала меньше рабочих мест, обеспечила более слабый спрос и сталкивается с более низкой инфляцией.
По мнению экономистов, Америка в этом году еще дальше продвинется вперед, тогда как Европа отстает в результате менее амбициозных государственных расходов, более жестких ограничений в отношении бизнеса и более медленных темпов вакцинации.
«Соединенные Штаты, судя по всему, находятся на пути к тому, чтобы в следующем году продемонстрировать именно тот экономический рост, который был предсказан до пандемии коронавируса, тогда как в Европе реалистические шансы на нечто подобное не просматриваются в течение ближайших нескольких лет», — сказал Эрик Нильсен (Erik Nielsen), главный экономист итальянского банка «ЮниКредит» (UniCredit).
После одобрения правительством Соединенных Штатов на прошлой неделе пакета расходов в объеме 1,9 триллиона долларов Нильсен, проведя соответствующий расчет, пришел к выводу, что американская экономика в этом году получит выгоду от наличных фискальных стимулов в размере 11% — 12% внутреннего валового продукта, а это в три раза превышает предполагаемый спад производства (output gap).
В отличие от этого новые фискальные меры, запланированные 19 государствами еврозоны, — включая дополнительные расходы на реализацию существующих планов по оказанию помощи, неполученные налоговые поступления и выплаты из фонда восстановления Евросоюза в объеме 750 миллиардов евро, — добавят лишь 6% к ВВП, а это лишь 70% от разрыва ВВП в этом блоке.
На прошлой неделе президент Джо Байден сообщил, что каждый взрослый американец сможет получить прививку от коронавируса к 1 мая, а 4 июля, праздник в честь Дня независимости, определен как рубеж возвращения к определенной нормальности. В отличие от этого Евросоюз испытывает трудности в реализации своего плана по вакцинации к сентябрю 70% взрослого населения, а причиной этого является задержки в производстве вакцины, а также сомнения в эффективности и возможных побочных эффектах применения вакцины компании «АстраЗенека».
Некоторые крупные американские штаты, такие как Флорида и Техас, уже отменили связанные с коронавирусом ограничения, тогда как частичный локдаун был ужесточен в некоторых частях Европы, включая Италию, где количество заражений вновь увеличилось.
Судя по всему, это трансатлантическая расстыковка станет особенно наглядной на этой неделе, когда чиновники Федерального резерва представят новые оценки перспектив роста американской экономики на этот год. В декабре Федрезерв объявил о том, что, согласно оценкам, ожидаемый средний рост экономики составит 4,2%, однако после одобрения пакета финансовой помощи Байдена в объеме 1,9 триллиона долларов и проведения более активной компании по вакцинации многие наблюдатели считают, что восстановление экономики будет проходить более быстрыми темпами.
Кристина Лагард, глава Европейского центрального банка, на прошлой неделе сообщила о существовании «временного разрыва» между американским и европейским планами в области фискальных стимулов. «Наши собственные фискальные меры еще не начали действовать. А нам это нужно сделать», — добавила она.
Экономика еврозоны сократилась на 6,6% в прошлом году — для сравнения: экономика Соединенных Штатов сократилась на 3,5%, — и, судя по всему, европейский блок в течение первых трех месяцев этого года ожидает не восстановление, а двойной спад (double-dip recession), а также негативный рост, который отмечается уже в течение двух кварталов подряд.
Согласно опубликованному на прошлой неделе прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рост американской экономики составит в этом году 6,5% и 4% в следующем году, тогда как в еврозоне в этом году рост составит 3,9% и 3,8% в следующем году.
Лукреция Рейчлин (Lucrezia Reichlin) профессор кафедры экономики Лондонской школы бизнеса (London Business School) считает, что правительственные чиновники в странах Евросоюза не собираются соревноваться с пакетом стимулов Соединенных Штатов в объеме 1,9 триллионов долларов. Вместо этого, по ее словам, чиновники сфокусировали внимание на окончательном формировании фонда поддержки в рамках Евросоюза в объеме 750 миллиардов евро, который будет использоваться для предоставления странам-членам в течение пяти лет как кредитов, так и субсидий, однако общий объем выплат в текущем году составит всего 1% от ВВП этого блока.
«На составление плана восстановления в рамках Евросоюза приходится тратить большое количество политического капитала, — сказала Рейчлин. — В настоящее время во Франции и в Италии обсуждается вопрос о том, не настало ли время остановить те чрезвычайные меры, которые были приняты в прошлом году, включая предоставления вынужденного временного отпуска для сотрудников».
Руководители Евросоюза в этом месяце объявили, что его фискальные правила — целевые показатели в области сокращения долга и дефицита бюджета — будут приостановлены еще на один год и не будут действовать в 2022 году. Однако Рейчлин считает, что их возможное введение в силу, даже в более мягкой форме, является тем фактором, который удерживает правительства от еще большего раскрытия своих кошельков.
«Ожидания имеют значение, — подчеркнула она. — Министры финансов понимают, что рано или поздно они вновь почувствуют удар со стороны правил и именно поэтому проявляют большую осторожность».
По мнению Констансио, один из предлагаемых вариантов состоит в том, чтобы исключить 350 миллиардов евро кредитов в составе пакета Евросоюза по восстановлению из оценки национального долга.
Оливье Бланшар (Olivier Blanchard), бывший главный экономист Международного валютного фонда, также видит необходимость в «более активной поддержки» в области фискальных мер. «Это будет зависеть от поведения частного спроса, от оптимизма и от окончания вызванного неопределенностью периода сбережений средств на непредвиденные цели (precautionary saving)», — подчеркнул он.
Однако Соединенные Штаты могут также рассчитывать на более значительный потенциальный рост от сбережений, вызванных неопределенностью ситуации, и этот процесс может только усилиться после того, как почти все американцы получат чек на 1400 долларов в рамках программы стимулирования Байдена.
По данным экспертов ОЭСР, американские домохозяйства в прошлом году создали избыточные накопления, которые составляют более 14% от номинального частного потребления. В то же время французские, испанские, итальянские и немецкие домохозяйства сформировали дополнительные сбережения в объеме от 3% до 7% от величины обычного потребления.
«Баланс рисков смещается в сторону еще большего отдаления в будущем году из-за избыточных накоплений, — подчеркивает Ричард Баруэлл (Richard Barwell), глава департамента макроэкономического анализа управляющей компании BNP Paribas Asset Management. — В Америке имеется больше накопленной на балансах домохозяйств, и там больше шансов на то, что они будут потрачены в том случае, если настроение людей значительно улучшится, а экономика продемонстрирует бурное возвращение».
Может возникнуть еще один разрыв — в области монетарной политики. Федрезерв вряд ли пойдет на значительные изменения в ближайшем будущем, поскольку уже установил высокую планку для процентных ставок, а также сократил программу приобретения активов. Но в том случае, если американская экономика резко восстановится в этом году, а в следующем приблизится к полной занятости, центральный банк Соединенных Штатов, скорее всего, будет обсуждать вопрос о сворачивании экономической поддержки раньше, чем ожидается.
В результате у Федрезерва возникнет конфликтная ситуация с Европейским центральным банком, который объявил о «значительном» ускорении реализации планов по приобретению активов, и, согласно его прогнозам, инфляция и через два года будет оставаться значительно ниже таргетированного уровня.