Россия приостановила транзит нефти из Казахстана в Европу через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Такое решение сроком действия на 30 суток принял районный суд Новороссийска, сообщает пресс-служба консорциума.
Об этом пишет Фарид Исаев, обозреватель haqqin.az
Отмечается, что причиной решения суда являются нарушения, якобы выявленные Ространснадзором во время оценки технического состояния и соблюдения экологических требований при эксплуатации терминала.
В консорциуме сообщили, что они намерены обжаловать решение суда, но пока вынуждены его исполнять.
Россия нашла еще один смешной повод, чтобы заблокировать казахстанскую нефть
КТК – основной экспортный маршрут для транспортировки нефти на мировые рынки из Казахстана через Черное море. На него приходится более 80 процентов от прокачиваемых объемов. Мощность трубопровода – 67 миллионов тонн нефти в год.
Это уже третий случай с начала войны в Украине, когда Россия блокирует транспортировку казахстанской нефти из порта Новороссийск.
Впервые в марте этого года Каспийский трубопроводный консорциум заявил, что подводные рукава высокого давления, перекачивающие нефть в танкеры на Новороссийском терминале, вышли из строя «из-за шторма», вследствие чего транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки была остановлена до конца апреля. При том, что штормов в Черном море в эти дни не было, а погодные условия соответствовали сезонным нормам.
Западные источники не сочли тогда достоверной «штормовую» версию и предположили, что Россия остановила работу терминала, чтобы наказать Казахстан за поддержку Украины, а заодно, чтобы создать на европейском рынке дефицит «черного золота».
Затем в прошлом месяце КТК объявил, что обнаружил в акватории Новороссийского порта мины и торпеды времен Второй мировой войны. После чего работа терминала была вновь приостановлена «до завершения работ по обезвреживанию взрывчатых веществ».
И вот теперь, когда транспортировка казахстанской нефти останавливается в третий раз, теперь уже «по экологическим причинам», никто не сомневается, что речь идет об очередной отговорке Консорциума. По мнению экспертов, этот «дисциплинарный» шаг напрямую связан с отказом Касым-Жомарта Токаева признать «ДНР» и «ЛНР», которые президент Казахстана назвал в ходе Петербургского международного экономического форума «квази-образованиями».
По мнению экспертов, за новым решением стоит старая причина – позиция Токаева по Украине
Ответ последовал незамедлительно, и 5 июля Токаев в телефонном разговоре с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем выразил готовность «использовать углеводородный потенциал своей страны, стабилизировать ситуацию на мировых и европейских рынках».
Казахстанский лидер не только предложил ЕС свою нефть в качестве альтернативы российской, но и при этом подчеркнул, что Казахстан мог бы стать «буферным рынком» между Востоком и Западом, Югом и Севером.
Тот факт, что Казахстан, добывающий 1,7 миллиона тонн нефти в год и экспортирующий большую ее часть, не поддерживает войну России против Украины и готов заменить российскую нефть, не мог, естественно, не вызвать раздражения у Москвы. Тем более, когда в ее руках такой мощный рычаг давления на Нур-Султан, как нефтепровод Тенгиз – Новороссийск.
В связи с приостановкой транзита нефти премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов собрал Кабинет Министров на экстренное совещание, где обсуждались меры по минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета.
Алихан Смаилов ищет пути выхода из тупика
Проблема казахов заключается в том, что без КТК вывезти и продать большую часть своей нефти они не могут. За вычетом незначительных маршрутов у Казахстана есть три основных направления транспортировки нефти на внешние рынки. Первый – это КТК, второй – из порта Актау в Баку и далее по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (напомним, что казахстанская квота в нем составляет около 4 миллионов тонн нефти в год). И третий нефтепровод – это Атасу – Алашанькоу, а сейчас он уже продолжен от Атырау до Душаньцзы, где расположен крупный НПЗ (мощность 14 миллионов тонн в год).
Суммарно по этим маршрутам отправляется 71 миллион тонн, что составляет 82 процента всей казахстанской нефтедобычи. Остальное – внутреннее потребление и мелкий экспорт.
Таким образом, если остановится КТК, Казахстан не сможет вывезти и продать 61 процент добычи нефти, или 74,6 процента ее экспорта. Для республики это будет означать экономическую катастрофу, причем неотвратимую.