На спорной территории между Таджикистаном и Кыргызстаном 27 января произошли перестрелки пограничников, в результате десятки гражданских и военных с обеих сторон получили ранения, а несколько человек погибло.
О причинах и обстоятельствах нового пограничного конфликта между Кыргизстаном и Таджикистаном “Апостроф” побеседовал с таджикским политологом Шерали Ризоеном. Об этом пишет Эксперт.
– Произошедший на днях конфликт – далеко не первый в череде похожих инцидентов на границе Таджикистана и Кыргызстана. На ваш взгляд, в чем глубинные причины конфликта?
– На границе Таджикистана и Кыргызстана, а именно на участке Исфара-Баткен, инциденты происходят часто, поскольку существуют провоцирующие факторы и чувствуется озлобленность местных жителей, которые потеряли своих родственников, а их имуществу нанесен очень серьезный урон. Что касается глубинных причин последнего конфликта: нужно рассмотреть, кем и когда он был инициирован. Я далек от цели “обвинять” и “оправдывать” действия сторон, поскольку официальные заявление погранслужб Таджикистана и Кыргызстана имеют диаметрально-противоположенный характер. В нынешней ситуации есть несколько важных аспектов:
Во-первых, президент Кыргызстана Садыр Жапаров 23 октября 2021 года в ходе пресс-конференции о своей деятельности и социально-экономических показателях Кыргызстана с октября 2020 года по октябрь 2021 года заявил, что подписанный в 2009 году секретарями Совета безопасности Кыргызстана Адаханом Мадумаровым и Совета безопасности Таджикистана Амиркулом Азимовым Протокол о границе не отвечает национальным интересам его страны и призвал денонсировать этот документ. Речь идет о дороге, которая проходит через село Сомониен джамоата Чоркух и была сдана в аренду Кыргызстану на 49 лет. Земля, на которой проложена дорога, никогда не принадлежала Кыргызстану, она соединяет Лайлакский район с административным центром Баткенской области, городом Баткен. На пресс-конференции Садыр Жапаров дал понять, что:
– он не признает документ, потому что земля изначально принадлежала Кыргызстану, и его признание превратит Лайлакский район в анклав;
– Адахан Мадумаров не имел полномочий подписывать такой документ, поэтому документ не имеет юридической силы;
– Кыргызская Республика не отдаст ни одного метра земли в ходе переговоров по решению пограничных вопросов, поскольку это земля принадлежит государству. Садыр Жапаров отметил, что по всем спорным участкам Кыргызстан прав, потому что имеет юридическую основу.
По информации СМИ Кыргызстана, Адахана Мадумарова несколько раз вызывали на допрос и открыли уголовное дело. В свою очередь, Адахан Мадумаров отмечает, что “протокол не был поддержан парламентом Кыргызстана, а значит не имеет никакой силы и не должен мешать Кыргызстану в переговорах с таджикской стороной”, а в реальности по этому участку построена дорога и сегодня используется гражданами Кыргызстана. Обвинение в адрес Мадумарова имеет внутреннюю подоплеку, поскольку он возглавляет оппозиционную партию нынешним властям Кыргызстана.
В целом, денонсация ранее подписанных документов имеет губительный характер, поскольку может спровоцировать ожесточенные конфликты, и, к слову, настоящий инцидент можем отнести к разряду таковых.
Во-вторых, интересен момент инициирования конфликта после публикации расследования ютуб-канала Temirov Live, где главными фигурантами выступает председатель ГКНБ (Государственный комитет национальной безопасности) Камчыбек Ташиев и его родственники. На этом фоне “назначение внешнего врага” в лице Таджикистана можно охарактеризовать как отвлекающий маневр для перенаправления внимания общественности в другую сторону и ее мобилизации против действий соседа.
В-третьих, в информационном пространстве Кыргызстана звучат односторонние обвинения в адрес Таджикистана.
Версия о начале конфликта Таджикистаном, которая распространяются всеми СМИ Кыргызстана, не выдерживает критики, поскольку официальный Душанбе на фоне последних событий в Афганистане (вооруженный захват власти Талибаном), никак не заинтересован в появлении точки нестабильности и эскалации конфликта. К сожалению, нужно констатировать, что вопрос демаркации и делимитации государственных границ между Таджикистаном и Кыргызстаном стал фактором давления на политических оппонентов властей Бишкека, и подобное мы наблюдаем не первый раз.
– Что известно о последствиях инцидента на данный момент?
– В результате приграничного конфликта были убиты двое граждан Таджикистана: житель села Ходжаи Аъло Обиджон Туйчиев убит в результате взрыва минометного снаряда во дворе своего дома (к слову, его дом находится возле милицейского участка и целью минометного удара мог быть именно этот участок) и Шарипов Абдулатиф, водитель отдела первичной медицинской помощи больницы города Исфары, который погиб от взрыва минометной мины при спасении гражданского населения села Ходжаи Аъло (к слову, данное действие нарушает 19 статью Женевской Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 года, где говорится : “Постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы не могут ни при каких обстоятельствах быть подвергнуты нападению…”. Таким образом, была нарушена фундаментальная норма Международного гуманитарного права).
По официальной информации, с таджикской стороны в результате вооруженного конфликта были убиты 2 человека и 10 получили ранения: 6 военнослужащих и 4 из числа гражданского населения. С кыргызской стороны 11 раненых – это военнослужащие, гражданских среди них нет. Пострадали дома граждан Таджикистана: в селе Сомониен 11 домов и в селе Ходжаи Аъло 10 домов уничтожены и частично разрушены минометным обстрелом.
Переговоры по урегулированию общей ситуации на границе продолжаются, кыргызская сторона согласилась начать реализацию ранее подписанного протокола от 1 мая 2021 года. В ходе переговоров 28-29 января 2022 года, не было подписано новых документов.
– Какие вы рассматриваете варианты дальнейшего развития событий в этом конфликте?
– Бесспорно, конфликт на границе не отвечает постоянным интересам Таджикистана и Кыргызстана, если не рассматривать в этом фактор чувства реваншизма и назначения внешнего врага, чтобы консолидировать собственную власть и объединить народ. Инцидент будет урегулирован, а точнее законсервирован. Но главным вопросом остается то, насколько стороны будут соблюдать достигнутые договоренности и обладают ли они на сегодня политической волей завершить переговоры по делимитации и демаркации границ, а не использовать это обстоятельство для аккумуляции политического капитала.
Незавершенность процесса демаркации и делимитации в дальнейшем также будет выступать причиной приграничных конфликтов, и исследования этого вопроса показывает, что они могут произойти в любое время, т.е., трудно прогнозировать, что будет в краткосрочной перспективе. Очевидно, что без учета и признания национальных интересов сторон, соблюдения ранее подписанных договоренностей, непредъявления новых требований, объявления той или иной территории спорной, а также готовности идти на уступки и обмен территориями, невозможно урегулировать конфликт и поставить точку в этом вопросе.
– После казахстанского прецедента, какими могут быть действия ОДКБ в конфликте на границе Таджикистана и Кыргызстана?
– Призыв ОДКБ о немедленном прекращении вооруженного противостояния на границе обеих государств и телефонные переговоры Генсека организации Станислава Зася с секретарями Совета безопасности Таджикистана – Насрулло Махмудзодом и Кыргызстана – Маратом Иманкуловым можно оценивать как необходимую и превентивную меру, с целью недопущения дальнейшей эскалации конфликта. ОДКБ не может вмешиваться в конфликт, поскольку обе страны являются членами этой организации. Но, после успешной деятельности ОДКБ по урегулированию ситуации в Казахстане наличие конфликта или повторение инцидентов на границе государств-участников может испортить заработанный позитивный имидж организации и единство ее членов, которые должны совместно обеспечивать коллективную безопасность, а не враждовать друг с другом.