В то время как НАТО обдумывает свою стратегию в Черноморском регионе и стремится обеспечить стабильность и безопасность в условиях все более неспокойной обстановки, Украина и Турция активно укрепляют свое стратегическое партнерство путем углубления политического, военного и технического сотрудничества.
Это партнерство включает в себя интенсивный и продуктивный политический диалог между лидерами Турции и Украины, укрепленный форматом «Quadriga 2+2», в котором участвуют министры иностранных дел и обороны двух стран. В настоящее время приоритетными инициативами сотрудничества являются крупные инфраструктурные проекты и совместное производство турецких беспилотников Bayraktar, а также планы по объединению усилий в производстве украинских самолетов «Антонов». Как информирует Эксперт, об этом пишет министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба для The Atlantic Council.
И Украина, и Турция имеют сильные вооруженные силы. Турция является второй по численности армией НАТО, а Украина — одним из ключевых союзников альянса в регионе, успешно противостоящим российской гибридной агрессии на протяжении более семи лет. Вооруженные силы Турции и Украины имеют широкий спектр действующих воинских формирований с огромным боевым опытом. В отличие от любой из нынешних стран-членов НАТО, Украина также имеет уникальный опыт прямого боевого столкновения с современными российскими силами.
Украина и Турция одинаково относятся к российской оккупации Крыма, обе страны придерживаются политики непризнания. Анкара является одним из важнейших партнеров Киева в недавно инициированной «Крымской платформе» — новом международном формате, запущенном в августе 2021 года и направленном на противодействие угрозам безопасности, экономическим, экологическим, культурным и правозащитным угрозам, исходящим от российской оккупации украинского полуострова, и на окончательное прекращение этой оккупации.
Очевидно, что российская милитаризация оккупированного Крыма значительно ухудшила ситуацию с безопасностью в регионе Черного моря. Это не только украинская проблема. Напротив, она создает серьезные вызовы безопасности с региональными и глобальными последствиями.
По текущим оценкам, с 2014 года Россия увеличила свое военное присутствие в Крыму в три раза. Москва наводнила оккупированный полуостров военной техникой, включая высокотехнологичные системы вооружений, которые представляют угрозу для стран Черноморского региона и Центральной Европы. Кремль также использует Крым в качестве плацдарма для своей расширяющейся военной деятельности на Ближнем Востоке и в Африке.
Россия использует оккупацию Крыма для вмешательства в международную морскую торговлю, угрожая краеугольным камням морского права, включая свободу судоходства. В настоящее время Украина работает над тем, чтобы привлечь Россию к ответственности в международных судах за нарушение этих принципов.
Между тем, существуют достоверные доказательства того, что Россия также нарушает безъядерный статус Крыма, восстанавливая давно скрытые советские ядерные объекты Феодосия-13 и размещая на полуострове ядерные носители. Если это подтвердится, то продолжающаяся милитаризация Крыма станет поистине глобальной угрозой.
Принимая во внимание все эти факторы безопасности, украинские власти считают, что есть веские аргументы в пользу расширения морского сотрудничества между НАТО и Украиной в Черном море. Эти опасения также помогают объяснить, почему Турция готова усилить свое военно-морское присутствие в регионе и в настоящее время участвует в укреплении сотрудничества с Украиной в сфере безопасности.
Украина и Турция уже тесно сотрудничают для обеспечения безопасности и стабильности в Черноморском регионе. Это партнерство имеет стратегический смысл для обеих сторон. Как две большие страны, доминирующие на северном и южном берегах Черного моря, Украина и Турция являются естественными региональными партнерами в сфере безопасности.
Украина и Турция имеют долгую и богатую историю двусторонних отношений, которая тянется на протяжении многих веков. В эпоху казачества украинцы часто вступали в военные и дипломатические союзы с Османской империей, а также часто оказывались на противоборствующих сторонах.
В последние годы стратегическое партнерство между Украиной и Турцией достигло наивысшего уровня за три десятилетия с момента восстановления независимости Украины в 1991 году. Эти укрепляющиеся связи во многом обязаны прекрасным личным отношениям между президентами Владимиром Зеленским и Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Другим важным краеугольным камнем сегодняшнего углубляющегося партнерства является наличие сильных крымскотатарских общин как в Украине, так и в Турции. Мы высоко ценим личное участие президента Эрдогана в освобождении из российского плена ряда украинских политзаключенных, крымских татар.
Украина и Турция — настоящие друзья в беде. Когда летом 2021 года Турция боролась с опустошительными лесными пожарами, Украина сразу же предложила свою помощь. Киев направил в Турцию два больших противопожарных самолета «Антонов» и несколько специализированных вертолетов. Украинские пожарные работали днем и ночью, чтобы потушить пожары и не допустить их в туристические зоны.
Наши турецкие друзья были очень впечатлены возможностями украинских пожарных самолетов «Антонов». Во время последней встречи с моим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу во Львове в октябре 2021 года он выразил интерес Турции к самолетам «Антонов». Украина приветствует этот интерес и готова изучить возможности совместного производства и международного экспорта самолетов «Антонов».
В условиях обострения климатического кризиса угроза лесных пожаров в Турции и десятках других стран по всему миру, похоже, сохраняется, а вместе с ней растет спрос на противопожарную авиацию. Это делает предлагаемое сотрудничество в области авиационной промышленности между Турцией и Украиной стратегически привлекательным. Мы планируем более подробно обсудить эту тему во время нашей следующей встречи министров иностранных дел и обороны стран «Квадриги», которая состоится в декабре 2021 года в Анкаре.
В следующем году Украина и Турция будут отмечать 30 лет с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. В честь этого события мы планируем провести очередное заседание Стратегического совета между Украиной и Турцией под сопредседательством обоих президентов.
В настоящее время готовится ряд соглашений и документов в преддверии Стратегического совета в следующем году. Обе стороны рассматривают встречу в феврале 2022 года как возможность наконец-то подписать долгожданное турецко-украинское соглашение о свободной торговле после многолетних переговоров.
После вступления в силу это соглашение о свободной торговле значительно усилит и без того прочные торговые связи между двумя черноморскими странами и будет способствовать установлению новых деловых связей. Поскольку двусторонняя торговля неуклонно растет, в ближайшем будущем мы также планируем провести совместную межправительственную торгово-экономическую комиссию.
Нет необходимости говорить, что у Турции и Украины гораздо больше общего, чем бурно развивающаяся торговля, растущее сотрудничество в военной и технической сферах и общая приверженность прекращению российской оккупации Крыма.
Как показали мои недавние переговоры с Мевлютом Чавушоглу, есть много возможностей для развития контактов между людьми и углубления культурных и научно-образовательных связей. С учетом этого мы договорились о создании совместной комиссии по историческим исследованиям под эгидой министерств иностранных дел Турции и Украины.
Влияние Юга всегда играло заметную роль в формировании внешней политики Украины, и это остается актуальным и сегодня. Летом 2021 года президент Зеленский инициировал принятие Национальной внешнеполитической стратегии — первого такого стратегического документа высокого уровня за тридцать лет с момента восстановления независимости Украины.
В этом недавно принятом документе Турция четко определена как один из важнейших стратегических партнеров Украины. В нем определен ряд ключевых направлений отношений, таких как свободная торговля, военное и технологическое партнерство, а также сотрудничество по крупным инфраструктурным проектам.
Приоритетные направления углубления стратегического партнерства между Украиной и Турцией включают укрепление сотрудничества в сфере безопасности в Черноморском регионе (с возможным усилением участия НАТО), постоянное участие Турции в развитии платформы «Крым» и дальнейшие совместные усилия по защите прав крымских татар.
Украина и Турция разрабатывают четкое видение будущего безопасности Черноморского региона. Пришло время НАТО начать рассматривать украинско-турецкое партнерство как ценную дополнительную силу, которая может помочь обеспечить безопасность и стабильность в регионе.
Только совместные усилия союзников по НАТО, включая Турцию, вместе с ассоциированной тройкой — Украиной, Грузией и Молдовой — позволят предотвратить попадание Черного моря под российское господство и дестабилизирующую деятельность Москвы.
Чем раньше мы пошлем Кремлю четкий сигнал о нашей решимости и единстве, тем лучше. Никому не нужен конфликт в Черном море. Действительно, единственной державой, готовой спровоцировать новую конфронтацию в регионе, является Россия. В нынешних условиях безопасности проецирование силы — лучший способ сдержать Москву и избежать новых эскалаций.
Увеличение присутствия НАТО в Черноморском регионе значительно снизит напряженность и стабилизирует обстановку в регионе, а не наоборот. Украина уже давно имеет дело с русскими и прекрасно понимает их мотивы. Российское руководство идет на эскалацию только тогда, когда чувствует слабость. С точки зрения России нет ничего более привлекательного, чем нерешительность ее противников.
В то же время Россия уважает силу и не будет рисковать эскалацией, если будет уверена в решимости другой стороны. Именно поэтому Украина призывает к увеличению присутствия НАТО в Черноморском регионе и расширению сотрудничества между союзниками НАТО и странами, не входящими в НАТО. Турецко-украинское стратегическое партнерство является хорошим примером того, что такое сотрудничество не только осуществимо, но и высокоэффективно и взаимовыгодно.
Источник: Экономические новости