Почему кризис в Саудовской Аравии является признаком изменения внешней политики США
Союзникам США, возможно, придется пересмотреть свои планы действий в чрезвычайных ситуациях.
Слабая реакция США на иранские удары по объектам Саудовской Аравии подчеркивает то, что становится все более важной тенденцией во внешней политике США: снижение готовности Вашингтона инвестировать военные и экономические ресурсы в защиту безопасности своих союзников. В то время как президент Дональд Трамп придал этому изменению идеологию и лозунг, оно возникло не из-за него, а из-за отношения президента Барака Обамы к «фрирайдерам».
Во-первых, нельзя обсуждать желание США избегать проблем других государств, не ссылаясь на их длительные и дорогостоящие действия в Афганистане и Ираке. Американцам стало трудно обсуждать любые потенциальные военные действия, за исключением, возможно, ударов беспилотников по изолированным террористическим группам, без ссылки на вероятность того, что ползучесть или эскалация миссии перетянет ее в другое болото. Варианты между полномасштабной войной и вообще бездействием, по-видимому, в значительной степени испарились из дискурса США, поскольку общественность и лица, принимающие решения, мало верят в способность сдерживать операции. Это связывает руки лицам, принимающим решения в США, и предотвращает разумное использование военной силы, поскольку все, что требует действий где-то между тотальной войной и бездействием, не может рассматриваться надлежащим образом. В свою очередь, несмотря на угрожающую риторику, низкий уровень доверия к этим угрозам и высокий порог в США для того, что оправдывает ответные действия, дали плохим субъектам гораздо больше возможностей для действий.
Во-вторых, когда речь идет о союзниках, Трамп сосредоточен не на абстрактной проблеме мирового порядка, а на конкретном и краткосрочном вопросе: в чем выгода для нас? По этой причине Белый дом предпочитал продавать оружие союзникам, находящимся под угрозой, вместо того, чтобы размещать войска на их территории, действуя в предположении, что продажа дорогостоящих систем вооружений в странах сделает их способными защитить себя (принося пользу экономике США). Но, как видно из вмешательства Саудовской Аравии в Йемен, даже самые дорогие и передовые системы вооружений не способны справиться со стратегическими угрозами, если ими не управляют компетентные силы в контексте последовательной стратегии.
В-третьих, широко распространенное мнение о том, что Соединенные Штаты в настоящее время «энергетически независимы», не совсем точно, но, тем не менее, важно для формирования американской внешней политики, потому что президент верит в это. Безусловно, рынки нефти по-прежнему глобальны, и поэтому цена в Соединенных Штатах не изолирована от спроса и предложения по всему миру. Однако тот факт, что многие крупнейшие мировые поставщики энергоносителей, в том числе Соединенные Штаты и Россия, которые превзошли Саудовскую Аравию по объемам производства, не находятся на Ближнем Востоке, безусловно, снижает относительную важность региона на рынке нефти.
Все это сводит нас к пониманию того, почему от США не поступило никакого ответа после разрушительного нападения Ирана на саудовские нефтяные объекты в Абкаике и Хураисе. Несмотря на выход Трампа из соглашения о JCPOA и его наложение «максимального давления», маловероятно, что Иран уступит требованиям США и более вероятно, что он продолжит отбрасывать рычаги переговоров или сдерживать дополнительное давление. Поначалу Тегеран делал это осторожно, но затем он становился все более наглым, обнаружив, что Белый Дом сделает все необходимое, чтобы избежать конфронтации. Фактически, нападения Ирана на поставки нефти в Персидском заливе и беспилотные самолеты для сбора разведывательной информации, похоже, усилили желание Трампа встретиться с президентом Хасаном Рухани для выхода из тупика между их двумя странами.
Чему могут научиться другие союзники США из этого анемичного ответа на нападение на союзника США? Главный урок заключается в том, что они должны быть готовы к тому, чтобы в одиночку противостоять вызовам безопасности.
Конечно, дело Саудовской Аравии является уникальным в некотором смысле, что снижает вероятность того, что Соединенные Штаты бросятся на защиту. Королевство крайне непопулярно в Америке после убийства журналиста Джамаля Хашогги, войны в Йемене и его предполагаемой роли в 11 сентября. Кроме того, неустойчивая и в значительной степени саморазрушительная политика кронпринца Мухаммеда бен Салмана, а также неудовлетворительная работа саудовских военных, вероятно, побудили верных сторонников Саудовской Аравии в Вашингтоне приостановить и пересмотреть двусторонние отношения.
Но этот последний пример, который подчеркивает гораздо большую тенденцию во внешней политике США, неизбежно будет иметь последствия за пределами Саудовской Аравии. Израиль может обнаружить, что новые реалии внешней политики США, которые больше не позволяют предположить, что Соединенные Штаты выступят в защиту союзников, сталкивающихся со стратегическими угрозами, требуют общей переоценки планов на случай непредвиденных обстоятельств и могут подорвать способность сдерживать атаки, которые гарантировали бы их реализацию. Поскольку вчерашние предположения о степени приверженности США своим союзникам ставятся под сомнение, сегодняшние враги могут ободриться.
|