Опыт других стран: Как в Сингапуре воспитывают новое поколение “молодых Эйнштейнов”
Сингапур поддерживает одаренных детей. Какие программы образования для одаренных детей внедряют другие страны?
Каждый год в Сингапуре 1% третьеклассников получает конверт с пометкой «О государственной службе». Внутри - приглашение поучаствовать в государственной образовательной программе для одаренных детей. Ученики должны получить высокие отметки по математике, английскому языку и пройти тест на «общие способности». Если родители дают согласие, дети начинают обучение по специальной учебной программе.
Подход Сингапура представляет традиционную форму образования для, так называемых, одаренных детей. Детям предлагают пройти различные тесты на интеллект и после идентифицируют тех, у кого врожденные способности к обучению выше. Однако во многих странах этот подход реализуется двумя основными способами. Во-первых, преподаватели используют более широкий спектр методов для выявления одаренных детей, особенно из бедных семей. Во-вторых, все большее внимание уделяется формированию отношений и личностных качеств по целому ряду дисциплин, в том числе среди тех, кто не прошел тесты на интеллект.
Недавнее исследование показывает, что страны, которые не поддерживают одаренную молодежь, сталкиваются с большими экономическими издержками в будущем. Исследование также предполагает, что дебаты о природе или воспитании являются ложным убеждением. Интеллект наследуется, но это далеко не единственная характеристика, которая важна для будущего успеха.
IQ тесты вызывают яростную критику не одно десятилетие. Журналист Кристофер Хитченс утверждал, что: «Существует необычно высокая корреляция между глупостью человека и его склонностью к вере в измерения IQ». Тесты на IQ не идеальны, но, как отмечает Стюарт Ричи из Университета Эдинбурга, исследователи в области когнитивной науки согласны с тем, что общий интеллект, умение рассуждать, планировать, решать проблемы, мыслить абстрактно и т. д. - является важным атрибутом, который как раз и можно измерить с помощью IQ тестов.
Джулиан Стэнли, психолог из Университета Джона Хопкинса, более 25 лет изучала данные 5000 детей с высокими результатами IQ тестов в раннем подростковом возрасте. 30% участников, чьи результаты были самыми высокими, впоследствии получили докторскую степень по сравнению с 1% американцев в целом.
В 2014 году в Англии открыли две специализированные математические школы, которые принимают только тех учеников, которые получают высокие отметки на экзаменах в 16 лет. В январе правительство заявило, что хочет открыть еще больше таких школ, как часть «промышленной стратегии», плана по повышению благосостояния Британии.
Связь талантливого молодого поколения с экономическим ростом может ужаснуть многих людей. Но страны, не имеющие изобилия природных ресурсов, такие как Сингапур, уже давно поняли эту истину.
|