Трампу стоит взять пример с Путина в финансировании оборонного сектора
Вооруженные силы России могут получать меньшее финансирование, чем американцы. Но Россия лучше приспособлена к ведению войны в современных условиях
В ходе ежегодной пресс-конференции президента России Владимира Путина в четверг журналист спросил его о том, перерастет ли нарастающая напряженность в отношениях с США в новую гонку вооружений. «Мы обеспечим безопасность России без участия в гонке вооружений», - ответил президент, сославшись на широко расходящиеся цифры в долларах для оборонных бюджетов США и России.
Это обычный ответ опытного политика, уходящего от прямых конкретных объяснений. Более важный вопрос, который следует задать, заключается в следующем: как с относительно небольшим и сокращающимся военным бюджетом - 2,77 трлн. рублей (42,3 млрд. Долл. США) на 2018 год, по сравнению с примерно 3,05 трлн. рублей в 2017 году, - Россия по-прежнему является грозным военным противником США, с их огромным и растущим бюджетом почти в $ 692,1 млрд в 2018 году, по сравнению с 583 млрд долларов в этом году?
Путин разобрался в характере современных военных задач лучше, чем Дональд Трамп и все законодатели США. И авторитарная система России может быть более эффективной, если речь идет о военных бюджетах. В то же время цифры расходов на оборону в России обманчивы. Страна намного более военизирована, чем показывают официальные расходы на оборону.
Подход Трампа на распределение военного бюджета является сомнительным и, вероятно, сильно устаревшим.
США, по данным аналитического центра Вашингтона по стратегическим и международным исследованиям, потратили по меньшей мере 2 триллиона долларов на войны с 2001 года. Но, учитывая менее очевидные издержки, такие как и уход за ветеранами, увеличения базового бюджета Департамента обороны, он приближается к цифре в 4 трлн. долл. США. Афганский конфликт стоил Америке не менее 840 миллиардов долларов, что более чем в четыре раза превышает совокупный ВВП Афганистана с 2001 года.
Сегодняшние войны не выигрываются большими деньгами. Противники - это в основном небольшие, но хорошо организованные группы, которые не так обеспечены ресурсами как государства. Борьба с ними не требует применения грубой силы. Россия сократила свой оборонный бюджет за счет участия в сирийской войне. Оппозиционная партия «Яблоко» в начале этого года оценила стоимость сирийской операции для России около 140,4 млрд. Рублей (2,4 млрд. Долларов США по текущему обменному курсу) с сентября 2015 года; это около 4% от того, что США выделили на зарубежные операции только в 2017 году).
США вкладывают деньги в сравнительно неэффективные стратегии, например, в подготовку к крупномасштабной войне, которая вряд ли состоится из-за существующих ядерных арсеналов. Даже Северная Корея с ее доподлинно неизвестными, но, вероятно, небольшими ядерными возможностями, достаточно опасна, чтобы Трампу хватило ума не провоцировать Кима.
В России крупнейшие военные подрядчики контролируются государством и российское правительство удерживает их на коротком поводке.
Трамп выделил 71,8 млрд. Долл. США Департаменту национальной безопасности и Департаменту юстиции. Добавим к этому расходы на оборону, а общий бюджет на безопасность - 764 миллиарда долларов, что составляет менее 19 процентов от общего объема федеральных расходов. Россия будет тратить в общей сложности 29 процентов своего федерального бюджета - около 4,8 трлн. Рублей - на оборону и внутреннюю безопасность. Вероятно, это не все издержки, связанные с безопасностью, как отметил Марк Галеотти в начале этого года: даже некоторые из расходов на образование и развитие в России идут на военные цели.
В США федеральные расходы правоохранительных органов составляют часть расходов на оборону. В России две области государственных расходов почти равны. В этом разница между страной с относительно либеральным внутренним порядком и близкой к диктатуре, которая в значительной степени зависит от подавления инакомыслия и должна держать крупные правоохранительные органы под строгим контролем.
|