Пособие по урегулированию индийско-пакистанского конфликта
Взгляды Вашингтона и Пекина на Индо-Тихоокеанский регион отражены в их реакции на недавний рост напряженности в отношениях между Исламабадом и Нью-Дели.
Соединенные Штаты и Китай имеют существенно разные и незаменимые партнерские отношения с Индией и Пакистаном, и это понимание формирует их взгляд на конфликт между Индией и Пакистаном.
Есть два объяснения мышления США о Пакистане. Первое - Соединенные Штаты признают исключительно важную помощь Пакистана в урегулировании афганского конфликта и высоко оценивают его усилия по убеждению талибов, в том числе путем освобождения важных высших афганских лидеров в качестве разменной монеты в продолжающемся процессе примирения между США и талибами.
Второе - существует совершенно противоположное мнение о Пакистане, при котором Соединенные Штаты преследуют свою стратегию сдерживания/противостояния с Китаем, в которой Индия играет ключевую роль для Вашингтона. В этом более широком контексте терроризм может дестабилизировать Индию, которую Вашингтон рассматривает в качестве стратегического партнера и противовеса росту Китая - одной из основных стратегических угроз для Соединенных Штатов. В этом смысле Соединенные Штаты считают сохранение терроризма против Индии сдерживающим фактором политики США в Азии.
Поскольку, как утверждается, антииндийские боевики в основном находятся в Пакистане или в его административной части Кашмира, Соединенные Штаты и их международные партнеры, включая Великобританию и Францию, подвергают критике Исламабад за покровительство Пакистана. Эти страны также предложили резолюции в Организации Объединенных Наций и на других многосторонних форумах, чтобы усилить правовое, дипломатическое и экономическое давление на Исламабад с целью прекращения поддержки антииндийских организаций и лиц, предположительно действующих на его территории. Включение Пакистана в контрольный список Целевой группы по финансовым мероприятиям представляло собой один из различных инструментов дипломатического принуждения Вашингтона для достижения этой цели.
Таким образом, даже если Соединенным Штатам удастся обеспечить примирение Афганистана с помощью Пакистана, давление с целью сдерживания радикальных элементов от нападения на Индию будет продолжаться. Фактор воинственности может также негативно сказаться на их двусторонних связях в сфере безопасности и экономики. Таким образом, когда министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Куреши говорит о неуклюжих американо-пакистанских отношениях после прогресса в переговорах США и Талибана, ему, возможно, все же придется подождать. Потому что разрешение афганского конфликта является лишь частью стратегии США-Южная Азия; значение Пакистана в более широкой стратегии восстановления равновесия в Индо-Тихоокеанском регионе США, по-видимому, неизвестно как американским, так и пакистанским стратегам.
После теракта в Пулваме в 2019 году южному блоку Нью-Дели было легче заручиться международной поддержкой в проведении авиаудара на главной территории Пакистана, поскольку в международном сообществе существует мнение, что вдохновители атаки находились именно в Пакистане. Джон Болтон, советник президента США по национальной безопасности, открыто поддержал право Индии на самооборону. А позже госсекретарь США Майк Помпео назвал вторжение Индии в воздушное пространство Пакистана «контртеррористическим ударом». Это был неблагоприятный момент для Пакистана, поскольку его официальные лица увидели, как международное сообщество связывает кашмирский терроризм с присутствием антииндийских религиозных нарядов в Пакистане, игнорируя угнетение индийского государства в Кашмире.
В вопросе о Кашмире официальная позиция США заключается в уважении «темпов, масштабов и характера» диалога по Кашмиру, разработанного Пакистаном и Индией. Возможно, из-за негативной реакции Южного блока в Индии бывший президент США Барак Обама отказался от посредничества в решении кашмирского вопроса и назвал его «дипломатической ямой».
Будучи разочарованными реакцией международного сообщества, пакистанские военно-воздушные силы предприняли ответный воздушный налет на контролируемой Индией территории и сбили индийский военный самолет. Авиаудары выявили две вещи для интереса США. Во-первых, это оказалось ошеломляющим для Соединенных Штатов, которые, очевидно, возлагали свои надежды на индийские вооруженные силы, чтобы противостоять растущей военной мощи Китая.
Во- вторых, они выявили устаревший характер индийской оборонной техники, в частности арсенала ВВС. Уничтожение индийского военного самолета (самолетов) МиГ-21 (и другого самолета, по неподтвержденным данным) вылилось в замаскированное благословение для авиастроительных предприятий США, Lockheed Martin и Boeing. Корреспондент Foreign Policy в Пентагоне уже процитировал некоторых экспертов, и аналитические центры (при финансировании авиастроителей) описывают уничтожение индийских самолетов как «затруднение» для ВВС Индии.
Таким образом, если Соединенные Штаты ожидают, что Индия будет конкурировать с Китаем или сдерживать его, нынешний кризис в области безопасности в Южной Азии может подтолкнуть Вашингтон к значительным инвестициям в военную модернизацию Индии и замену изношенного военного оборудования технически продвинутыми американскими системами обороны. Это будет сложно, так как 58 процентов оборонительных систем Индии насыщены российской военной техникой, согласно докладу Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) за 2019 год. Из общего объема импорта обороны Индии в 11,3 миллиарда долларов в 2017 году импорт из Соединенных Штатов составил всего 758 миллионов долларов.
Перспектива Китая в индийско-пакистанском конфликте
Есть два объектива, с помощью которых Китай смотрит на этих субконтинентальных конкурентов: роль Индии в восстановлении баланса в Индо-Тихоокеанском регионе США и динамика Индо-Пака.
Во-первых, есть три важных стратегических партнера Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые являются столпами стратегии Индо-Тихоокеанского региона США, направленной на балансирование военной и экономической мощи Китая.
В 2004 году Соединенные Штаты, Индия, Япония и Австралия основали четырехсторонний диалог по вопросам безопасности для проведения операций по оказанию помощи в случае стихийных бедствий и оказания гуманитарной помощи жертвам цунами, но он всегда выполнял скрытую антикитайскую роль. После закрытия в 2007 году он был возрожден спустя десятилетие, продолжая ту же первоначальную цель, для которой он был создан. Новый интерес к схеме Quad вызван опасениями, связанными с военным подъемом Китая и растущим экономическим взаимодействием с американскими партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе, что, как надеется Пекин, нейтрализует угрозу сдерживания, которую он видит в Азии.
Китайская стратегия с Индией также вытекает из той же предпосылки. Пекин стремится отвлечь Индию от Соединенных Штатов и не дать ей следовать любой антикитайской стратегии Вашингтона. «Дух Ухань» в 2018 году стал символом китайско-индийского сотрудничества в азиатских проектах развития и, следовательно, в ведении азиатского века. Он останется важнейшим фактором, определяющим будущую траекторию китайско-индийских отношений. Если бы Китай раскритиковал Индию за недавнее нападение на пакистанскую землю или не выступил с заявлением о борьбе с терроризмом, Индия была бы разочарована дружелюбием Китая. Таким образом, стратегические цели Пекина с Индией против США были бы подорваны.
Второе - это индо-пакистанская энергичная динамика. С Пакистаном у Китая были длительные стратегические связи с 1960-х годов. Во взаимоотношениях в области безопасности на первый план вышли два фактора как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. После китайско-индийской войны 1962 года Индия стала доминирующим стимулом китайско-пакистанской дружбы, и поэтому получила прозвище «всепогодная». Это так, потому что Индия и Пакистан - постоянные враги, и, возможно, Индия и Китай остаются стратегическими конкурентными державами и будут оставаться таковыми в течение долгого времени.
На последнем пресс-брифинге министра иностранных дел Китая три ключевых фразы подтвердили взгляд Китая на индийско-пакистанские отношения: мир и стабильность в регионе, долгосрочное видение и улучшение отношений посредством диалога и компромисса, а также уважение к территориальным отношениям, целостности и суверенитету. Это подразумевает, что третий пункт будет по-прежнему раздражителем в трехсторонних отношениях между Пакистаном, Индией и Китаем. Второй момент будет служить процессом определения материализации первого пункта, то есть мира и стабильности в регионе.
Вторым фактором китайского взгляда на индо-пакистанские отношения является терроризм. В сценарии де-эскалации после Индии и Пакистана Пекин высоко оценил антитеррористические действия Исламабада и попросил мир признать это. Тем не менее, он молчал, когда Индия нанесла воздушный удар в нарушение пакистанского воздушного пространства, и не выразил осуждение нарушений прав человека в Индии в Кашмире. Позиция Китая по вопросу о терроризме и Кашмире аналогична позиции Соединенных Штатов, она рассчитывает на то, что обе страны будут решать двусторонние нерешенные вопросы политическим и двусторонним путем.
Тем не менее, министр иностранных дел Китая отметил эту позицию как «непредвзятую». Понятно, что это связано со стратегией Китая, упомянутой выше.
В долгосрочной перспективе, в то время как Китай отговорит Индию от участия в стратегии сдерживания США и увеличит китайско-индийскую экономическую взаимозависимость, Пекин также будет инвестировать в военное и экономическое развитие Пакистана, чтобы сделать его параллельным растущей мощи Индии, тем самым помогая сдерживать это в регионе Южной Азии.
|