Членство упущенных возможностей
МНЕНИЕ
Логичным следствием присоединения множества стран мира к Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур или, как ее чаще называют, Киотской конвенции, а также Рамочным стандартам безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной торговой организации (ВТО), стало создание на их территории института уполномоченного экономического оператора (УЭО)
К примеру, в Евросоюзе УЭО успешно функционирует с начала пилотного проекта в 2006 году и насчитывает более 10,6 тыс. операторов. При этом в ЕС большое внимание уделяется экономической составляющей системы надежности и безопасности предприятий.
Первопричина внедрения уполномоченного экономического оператора — необходимость обеспечения безопасности в условиях активизации терроризма и одновременное развитие международной торговли. В итоге выход был найден через предоставление бизнесу, четко следующему букве закона, признания на международном уровне посредством использования так называемого знака качества, который показывает, что компания отвечает требованиям стандартов международных поставок. Этим знаком и является статус УЭО, который свидетельствует о том, что компания — не только надежный партнер с точки зрения финансовых и таможенных структур, но и безопасный торговый контрагент.
В результате УЭО стал основополагающей программой для государств-членов ВТО, дающей возможность таможням не только делегировать часть своих функций по обеспечению безопасности бизнесу, но и предоставить ему множество поощрений за честное ведение дел в виде различных преимуществ и упрощений. Кроме того, программа подобного партнерства позволяет пропускать большее количество грузов с меньшими затратами. Это достигается путем широкого использования электронного декларирования, отправки и принятия грузов без присутствия сотрудников таможни, а также подачи одной суммирующей декларации за весь период вместо оформления каждой отдельной партии товаров.
Операторы в странах ЕС, претендующие на получение статуса УЭО, должны иметь положительную историю соблюдения таможенных правил, удовлетворительную систему организации ведения коммерческой и, в случае необходимости, транспортной документации, которая позволит таможенным органам с достаточной степенью надежности и достоверности осуществлять контроль соблюдения законодательства методами аудита. Также следует иметь доказанную финансовую платежеспособность и соответствовать стандартам надежности и безопасности (в случае получения сертификата надежности и безопасности). Система оценивания зависит, во-первых, от того, на какой тип сертификата претендует оператор, и, во-вторых, от того, какое место он занимает в цепи поставок.
Невзирая на достаточно высокие требования, статус УЭО дает немало прямых выгод. Так, перемещаемые операторами товары с меньшей вероятностью будут остановлены для проверки на территории ЕС и за его пределами; для их декларирования требуется меньше данных, при этом такие грузы оформляются в приоритетном порядке; реже бывают случаи проведения документального контроля (аудита) и физических досмотров по предварительному уведомлению; существует возможность выбора специального места для проведения контроля, а также предусмотрено наличие отдельного должностного лица для оказания помощи и поддержки; государственные органы признают надежность бизнеса, и, в свою очередь, бизнес берет на себя часть контрольных функций в интересах государства. Кроме того, благодаря статусу УЭО предприятия получают и косвенные выгоды — уменьшается количество случаев вандализма, а также нарушений техники безопасности, минимизируются задержки в системе логистики, растет эффективность труда работников.
Украина присоединилась к ВТО в мае 2008 года и уже успела имплементировать многие положения Киотской конвенции в отечественном таможенном законодательстве, однако до сих пор УЭО в нашей стране не начал работать. Глава 2 нового Таможенного кодекса предусматривает введение такого института, однако всё еще нет возможности получить статус уполномоченного экономического оператора из-за отсутствия специального порядка, который должен быть утвержден Министерством финансов.
В связи с этим украинские предприятия пока не могут воспользоваться законодательно установленными упрощениями и получить так называемый знак качества/признания, который на мировом уровне свидетельствовал бы об их надежности. Это существенное упущение, поскольку эффективная работа УЭО в Украине могла бы прямо привести к активизации международной торговли и внешнеэкономических операций, осуществляемых законопослушными налогоплательщиками. Кроме того, косвенно реализация института уполномоченного экономического оператора на практике могла бы существенно улучшить имидж украинских компаний, условия ведения бизнеса в стране, увеличить транзитный потенциал и активизировать международную торговлю, что может оказать позитивное влияние и на размер налоговых поступлений.
Автор: Оксана Дрозач, консультант отдела налоговых и юридических услуг компании «PricewaterhouseCoopers Украина»
|