Зерноплатежный терминал
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах
Несмотря на длящийся уже шесть лет кризис…
Несмотря на падение цен на основные экспортные украинские товары (на прошлой неделе даже «Стирол» остановился, чтобы не производить удобрения при такой неблагоприятной конъюнктуре)…
Несмотря на падение экспортной выручки страны (на 8,7%, до 30,743 млрд долларов по итогам первого полугодия)…
Так вот, несмотря на всё это, украинские олигархи активно строят элементы экспортной инфраструктуры — зерновые терминалы в морских портах.
Что из этого следует?
Первое. Эти строители готовы «играть в долгую» и вкладывать немалые деньги: один такой объект может стоить не одну сотню миллионов долларов, его возведение займет два-три года, а окупаемость — еще лет пять.
Второе. Они верят обещаниям украинской власти увеличить производство зерна в стране до 70–80 млн тонн в 2015 году. Это, впрочем, неудивительно, ибо крупный бизнес и власть в этой стране дружат давно и нежно. Без этого вмешиваться в проекты, связанные с отводом земельных участков, причем не где-нибудь, а в портах, и смысла нет.
Третье. Частные капиталы дозрели до инвестиций в инфраструктурные транспортные проекты. Традиционно дороги (железные и автомобильные), мосты, порты и т. п. у нас находятся в ведении державы. Она должна ими заниматься, но денег нет. А частному бизнесу уже невмоготу: то вагонов не хватает, то пробки на дорогах. Так, глядишь, дойдет и до инвестирования во всякую другую транспортную инфраструктуру. Кстати, транзитный потенциал страны по тому же зерну падает — соседи хотят его возить из своих портов. И тем не менее…
Четвертое. Несмотря на специфический характер реформы портового хозяйства Украины, когда самые лакомые объекты получают представители крупных бизнес-групп (см. «Шторм в тихой гавани»), зерновые терминалы строят не только Дмитрий Фирташ и Ринат Ахметов, но еще и транснационалы — Bunge или, например, Cargill.
Пятое. Украина, кажется, снова нашла себя в международном разделении труда. Увы, мы опять будем наращивать экспорт сырья — пшеницы, кукурузы, ячменя. Ибо с традиционными металлом и удобрениями дела на внешних рынках неважные, хотя это не совсем сырье, а скорее полуфабрикаты, а то и готовый продукт. Теоретики от экономики в один голос говорят, что лучше всего вывозить готовую продукцию, причем высокотехнологичную, поскольку на ней можно больше наварить. Дескать, богатые страны так и поднимались: Англия — на шерстяных тканях и паровозах, Япония — на электронике и автомобилях. А на сырье и полуфабрикатах особо не разбогатеешь, даже если они нужные и вкусные. Ведь недаром существуют обидные термины «сырьевой придаток» и «банановая республика».
Правда, есть исключение из этого правила — нефть и прочие углеводороды. Типичное сырье, а его экспортеры себя прекрасно чувствуют. Ну, это другое дело, скажут скептики, нефть — кровь экономики, она всем нужна. Но ведь еда тоже нужна всем. Она даже нужнее нефти. Правда, прогнозы о грядущем продовольственном кризисе звучат уже лет десять, а его всё не видать. Между тем население Земли растет и местами даже богатеет — в Китае прежде всего. А местами — беднеет (в той же Европе), то есть перестает покупать новые «пожиратели бензина». Так что пищевого кризиса, может, и не будет, а вот спрос на зерно продолжит расти. Причем оно, в отличие от той же нефти, — ресурс возобновляемый. И в его производстве участвует гораздо больше народу, чем в добыче углеводородов, что, безусловно, хорошо с точки зрения занятости населения. Наконец, выращивание зерна на экспорт «подтягивает» смежные отрасли, от большой химии до транспортной инфраструктуры для него (что мы и видим на примере всё тех же новых зерновых терминалов). Своего мощного комбайностроения в стране, судя по всему, уже не будет никогда. А вот сервисом сельхозтехники, производством вагонов-зерновозов и даже строительством новых железнодорожных путей частный бизнес уже вынужден заниматься. Во благо страны.
|