Безнадежно гарантированный долг
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Любая национальная экономика способна добиться максимальной эффективности и независимости при условии, что ее ключевыми инвесторами будут резиденты. Это не голословное утверждение, поскольку долговая политика многих стран Европы, да и всего мира, доказала: злоупотребление внешними заимствованиями до добра не доводит
Государство, привлекая деньги за счет увеличения долговой нагрузки на бюджет, лишь накапливает проблемы, откладывая их на будущее. А затем и случаются всякие Греции, Португалии, Ирландии, Италии или «фискально оборванные США».
Хотя, как пишут учебники, в условиях глобализации без иностранных инвестиций ни одна мало-мальски развитая страна не обойдется. Тем более что ресурсы из-за рубежа подчас приходят в проекты, куда привлечь внутреннего инвестора почти невозможно. Нет ни таких больших денег, ни соответствующих технологий.
Однако всё-таки внутренний инвестор должен выступать ключевым звеном в развитии экономики, поскольку именно деньги резидентов являются наиболее «длинными» и дешевыми. Поэтому внутренний ресурс прямо или косвенно можно и нужно привлекать под глобальные, низкодоходные и даже убыточные проекты, которые зачастую скрываются за такими понятиями, как «инфраструктура», «энергоэффективность», «импортозамещение». Вариантов для этого немало: начиная от выпуска национальных долговых бумаг и заканчивая системой негосударственного пенсионного обеспечения, накопительного страхования, являющихся в развитых странах одними из ключевых накопителей денег под глобальные государственные проекты. «Каждый житель Австрии, который делает пенсионный вклад или заключает полис страхования жизни, понимает, что эти деньги не пойдут ”в никуда”. Это — дороги, коммуникации, мосты», — отмечает типичный руководитель австрийского пенсионного фонда.
Однако ни один европеец и копейки не доверит государству, если будет понимать, что система контроля за целевым использованием средств прогнила насквозь. Когда иностранцы видят, что у нас автодороги после зимы покрываются «оспинами» из дыр, а из крана вместо горячей воды течет ржавчина, они уверены — это потому, что в Украине просто не принято платить налоги. Они просто не предполагают, что все гостендеры тут насквозь коррумпированные, за назначение на «хлебосольные» должности принято платить, «давать на лапу» нужно даже дорожной полиции, учителям и медикам.
В той же Европе после того как чиновник попался на горячем (это может быть не только воровство из госказны, но и использование служебного положения в личных целях, адюльтер, просто публичный скандал из-за неудачного высказывания), он отправляется в отставку. Конечно, изворотливые, словно ужи, товарищи встречаются и там. Но невозможно представить, чтобы в Германии, Японии или США руководитель ведомства не мог внятно рассказать, куда он дел миллиарды из госказны, подписывая знаковое соглашение в присутствии первых лиц государства с неведомой компанией, представитель которой в итоге оказался лыжным инструктором.
Когда это произошло в ноябре 2012 года, многие даже умудренные политическим цинизмом обозреватели уверовали, что Владислав Каськив с позором покинет пост главы Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами. Тем более что президенту Януковичу на волне экономической рецессии нужен был козел отпущения, который, мол, и мешал правильно руководить страной. На худой конец — Каськива могли сослать в другое ведомство, как это принято не только у нас.
Но ничего такого не произошло.
Это делает резонной версию о том, что бывший лидер «Поры» играет в жизни нынешнего украинского истеблишмента намного бóльшую роль, нежели кажется. Возглавляемую им структуру следует рассматривать как один из центров мегазаработка для топ-чиновников, а также механизм осуществления скрытой эмиссии, которая сегодня необходима страдающему от безденежья бюджету.
Так что когда украинское правительство с помпой заявляет о том, как мудро оно планирует распределить 50 млрд гривен государственных гарантий, направив их на благие цели «покращення», все эти звонкие реляции вызывают лишь недоверчивую ухмылку. Хотя вообще-то практика использования госгарантий как инструмента стимулирования экономического развития применяется многими странами и показала себя эффективной. Особенно в периоды спада ВВП, когда рабочие руки дешевы, а процентные ставки низки.
|