Летающие хищники
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Последний скандал с банкротством воздушного перевозчика «АероСвіт» показал: собственник авиакомпании к клиентам относится хищнически. Не бережет совсем, как будто у него есть возможность «уплыть на другой остров». Но вряд ли украинскую авиакомпанию пустят, скажем, на итальянский рынок — там своих хватает. И компаний, и проблем
В советское время был популярен термин «хищническая эксплуатация природных ресурсов». Дескать, приплывают нехорошие капиталисты на некий тропический остров, срубают там за пару лет все ценные породы черных и красных деревьев — и уплывают прочь, набив карманы и трюмы и не заботясь о том, что теперь будет с природой и туземцами пострадавшего клочка суши, которым с него и податься некуда. Ибо на век компании островов-де хватит.
Это не пропагандистский штамп, а реальность, существующая до сих пор, причем не только на островах. (Кстати, при социализме подобное лесопользование тоже было распространено, да еще усугублялось бесхозяйственностью.) Современные экологи утверждают, что с этим злом можно бороться, «привязывая» компанию к месту. Дескать, если та будет знать, что ей предстоит кормиться с этого же участка леса, пусть и очень большого, в течение долгого периода, то будет не только рубить, но и сажать деревья. Да и вообще заботиться о возобновлении ресурса. Ибо он, в отличие от угля или нефти, возобновляемый.
У авиакомпании, равно как и у любого другого оказывателя услуг, такой ресурс тоже есть. Это потребители. Однако последний скандал с банкротством воздушного перевозчика «АероСвіт» показал: собственник авиакомпании к клиентам относится хищнически. Не бережет совсем, как будто у него есть возможность «уплыть на другой остров». Но вряд ли украинскую авиакомпанию пустят, скажем, на итальянский рынок — там своих хватает. И компаний, и проблем.
Может быть, Игорь Коломойский сотоварищи вовсе решил выйти из авиационного бизнеса, и поэтому ему нет дела до «туземцев», которым с острова по имени Украина точно никуда не деться? Судя по предпринимаемым действиям, не похоже. Скорее, реализуется старая как мир схема «кому я должен, всем прощаю», то есть долги вешаются на старую фирму, уходящую в темную даль банкротства, а активы выводятся на новую, которую, впрочем, еще придется раскручивать.
Вдобавок у группы «Приват» всё равно в Украине имеется одноименный банк, а также топливный бизнес и еще куча B2C, то есть ориентированных на обычных граждан направлений. На этом фоне многочисленные спортивные клубы — развлечения Коломойского и его старшего менеджмента. Продемонстрировав, что на сограждан плевать (а как еще назвать отношение к людям, брошенным на произвол судьбы в чужих странах и даже не имеющим возможности выйти в город, потому что таможенный контроль уже пройден?), группа «Приват» нанесла удар прежде всего по собственной репутации. Кроме того — по репутации Украины, ведь от безобразий и безразличий, творимых компанией «АероСвіт», пострадали граждане не только нашей страны.
Вообще говоря, для защиты граждан от хищников (своих и чужих) и придумано государство. По идее, на помощь терпящим бедствие на чужбине пассажирам должны были по первому звонку прийти посольства и консульства, а на родине провинившейся компании (она ведь не ликвидирована) контролирующие органы могли бы выкрутить руки, ноги и уши. В частности, «струсить» с нее те деньги, которые держава потратила бы на помощь пострадавшим.
Однако вяло раскачивающееся после собственного назначения и новогодних праздников правительство в дело вмешалось лишь спустя добрую неделю после возникновения проблемы. Пострадавших вывозили с большим трудом, и то, по сути, с позволения перевозчика-банкрота. Никаких санкций в отношении безответственной фирмы не последовало. Что странно: ведь Коломойский, судя по словам политологов, не является лицом, приближенным к власти, да и на украинском бизнес-пространстве его «поджимают».
Всё это — в прошлом. А вот в будущем, похоже, страну ожидает монополизация отрасли авиаперевозок. Борьба с этим — опять-таки функция власти. Даже специальный орган есть — Антимонопольный комитет. И, по-хорошему, самое время принимать превентивные меры. На Западе, например, «неестественных» монополистов подвергают принудительному разделению. Ибо в условиях дикого (хищнического) капитализма ждать, пока сработают рыночные механизмы свободной конкуренции, придется слишком долго.
|