Кашу заварили
ШВЕЦИЯ
Если экономическая ситуация в Украине будет стабильной, рынок сухих завтраков и каш быстрого приготовления ежегодно сможет прибавлять около пяти процентов
Сегмент сухих завтраков и каш быстрого приготовления в Украине за первые шесть месяцев 2012 года прибавил около трех процентов. Одним из крупнейших игроков в этой нише является компания «Лантманнен Акса» (торговые марки Start!, АХА), которая входит в шведский концерн Lantmannen Group и занимает более 40% украинского рынка. Именно она первой в Украине в начале 1990-х годов на базе Бориспольского завода продтоваров наладила производство сухих завтраков и каш быстрого приготовления. О том, как компания переживает мировой кризис и что ждет снэковый рынок в ближайшее время, «Эксперту» рассказал генеральный директор «Лантманнен Акса» Игорь Червак.
— Как сказался мировой кризис на сбыте вашей продукции в Украине?
— Особого падения спроса мы не заметили. Основная наша продукция — это сухие завтраки для детей. К счастью, на детях у нас не экономят. Конечно, в 2009 году объемы продаж немного упали — менее чем на десять процентов, но сейчас они уже превысили докризисный уровень.
— А как обстоят дела компании в Скандинавии и Северной Европе?
— Там всё гораздо хуже. Наши традиционные рынки сбыта — Швеция, Норвегия, Дания, Германия. Они, скорее, сокращаются. Во-первых, многие потребители перешли на более дешевые заменители традиционных видов продукции. Во-вторых, ритейлеры предпочитают развивать собственные торговые марки, и те либо вытесняют брендированную продукцию, либо оказывают давление на цены. Поэтому в последние годы рентабельность работы концерна снизилась примерно на 40 процентов.
Вообще в пищевой промышленности зарабатывают не столько на рентабельности, сколько на обороте. В среднем рентабельность Lantmannen Group составляет около десяти процентов.
— Какую часть своей продукции «Лантманнен Акса» экспортирует?
— Мы постоянно наращиваем экспорт, сейчас мы продаем на внешних рынках более половины производимой продукции. Наши основные направления экспорта — Россия, куда идет до 30 процентов от общего объема или около 60 процентов нашего экспорта, а также другие страны СНГ.
— Рассматривали ли вы возможность запуска производственной площадки на российском рынке?
— Пока нам достаточно мощностей в Украине. В России у нас есть предприятие, но оно занимается производством замороженного хлеба для хот-догов и булочек для российской сети ресторанов McDonald's.
— Но ведь российский рынок гораздо больше украинского…
— Конечно, но и конкуренция на нём гораздо выше. Наши главные конкуренты — крупные транснациональные корпорации. Все они обзавелись в Российской Федерации собственными производственными площадками.
— Велика ли доля импорта в составе продукции «Лантманнен Акса», производимой в Украине?
— Мы в основном работаем на украинском сырье, импорт занимает около трех процентов. Завозить приходится лишь те составляющие, которые в нашей стране попросту не растут. Например, рис — из Пакистана и Вьетнама. Орехи кешью и миндаль завозим из Китая, Таиланда, Индонезии. Грецкие не используем — у них очень короткий срок хранения. Изюм покупаем в Азербайджане и США.
— Насколько остро стоит вопрос сырья в Украине? С чем больше всего проблем?
— Основное наше сырье — кукурузная крупа, овес, пшеница и сахар. Самая большая проблема — это кукурузная крупа. У нас есть три поставщика, которые выращивают для нас кукурузу определенных сортов. С каждым из них мы работаем по восемь-десять лет. Раньше производители сельскохозяйственной продукции из-за отсутствия оборотных средств и возможности брать кредиты старались побыстрее продать урожай. Начиная с мая, мы каждый год сталкивались со страшным дефицитом сырья. Поэтому в первые годы работы приходилось покупать кукурузу у пивоваров, той же компании «Оболонь».
Кроме того, у нас в стране никто не производит сушеные яблоки из-за маленького спроса, их приходится завозить из Польши. А вот сушеные ягоды (чернику, клубнику) мы покупаем у отечественных производителей.
— Чем вкусовые предпочтения украинских потребителей сухих завтраков отличаются от европейских?
— В нашей продукции для Украины вдвое больше сахара, чем, скажем, в Швеции или Норвегии. В этих странах реализованы серьезные правительственные программы, направленные на снижение потребления сахара. Однажды мы пошли на поводу у наших шведских владельцев и значительно снизили процент сахара в некоторых изделиях. Через полгода пришлось вернуться к прежней рецептуре, потому что украинцы перестали покупать наши продукты. На отечественном рынке в сегменте каш быстрого приготовления работают три компании — «Лантманнен Акса», «Овсянушка» и «Быстров» (входит в концерн Nestlé). Так вот, каши «Лантманнен Акса» самые несладкие.
— Что, на ваш взгляд, ждет этот рынок в ближайшее время?
— В Украине уровень потребления такой продукции — один из самых низких в мире. Так, средние затраты на приобретение готовых завтраков на человека в год в Украине составляют около одного евро, в России — двух, в Румынии — трех, в Польше и Венгрии — пяти, в Швеции — 16 евро, в Великобритании — около 30 евро. Думаю, этот рынок продолжит развиваться в Украине, прибавляя в ближайшие годы до пяти процентов в год. Сейчас он находится примерно на том уровне, который был в Польше десять лет назад.
|