Новости
Российскую шпионку Марию Бутину могут посадить на 18 месяцев, - Associated Press В Генеральной прокуратуре США сообщают, что российская шпионка Мария Бутина, признавшая себя секретным агентом Кремля,... 23.04.2019
В России снова появилась "могила" Путина (ФОТО) В России снова "похоронили" Путина. В Екатеринбурге возле здания городской администрации появилась надгробная плита с... 23.04.2019
Украинцам рассказали истинные цели Страстной недели Старший преподаватель Киевской православной богословской академии Михаил Омельян сообщил, что духовный пост... 23.04.2019
США полностью запретили импорт нефти из Ирана Госсекретарь Майк Помпео заявил, что США намерены полностью запретить импорт нефти из Ирана, чтобы блокировать их... 23.04.2019
В пустыне Гоби появился китайский симулятор марсианской базы (ВИДЕО) В Китае создали симулятор марсианской базы для школьников. 23.04.2019
Коломойский снова выиграл иск у Нацбанка Нацбанк сообщил, что появилось новое решение в пользу бывших акционеров Приватбанка. 22.04.2019
Некоторые украинцы должны будут получить разовую социальную помощь Согласно существующему постановлению Кабмина №237 от 20 марта 2019 года, в Украине некоторые категории граждан должны... 22.04.2019
Стали известны меры наказания водителей за разговоры по телефону за рулем в Европе и Украине Согласно исследованиям американских ученых, около 30% всех водителей периодически отвлекаются от дороги из-за... 22.04.2019
На пороге май: какие праздники и выходные "светят" украинцам Узнайте, как украинцы отдыхают на майские праздники в 2019 году 22.04.2019
В Стамбуле в пропасть рухнул 4-этажный дом (ВИДЕО) В Стамбуле (Турция) в понедельник, 22 апреля, в результате оползня рухнул четырехэтажный жилой дом. 22.04.2019
Ученые выяснили, сколько чашек кофе в день можно пить человеку Ученые из США и Австралии выяснили, что для усиления физической работоспособности человека достаточно двух чашек кофе в... 22.04.2019
Названа дата начала тестирований ВНО-2019 Тестирование по предметам внешнего независимого оценивания в этом году начнется 21 мая - экзаменом по математике. 22.04.2019
На этой неделе Верховная Рада собирается рассматривать закон об импичменте Верховная Рада Украины планирует рассмотреть закон об импичменте на этой неделе, 25 апреля. 22.04.2019
Самые дешевые автомобили, которым не нужен ремонт, - эксперты Эксперты назвали бюджетные кроссоверы, которые не требуют частого ремонта. 22.04.2019
Samsung пока что не будет запускать в Китае производство сгибающихся смартфонов Это произошло спустя несколько дней после появления сообщении о неисправности экранов гаджетов. 22.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34257.610-0.002
Серебро401.601-0.239
Платина23900.033+0.513
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.15026.87526.854
EUR30.60030.15030.211
RUB0.4300.3300.420
$/баррельИзм., %Дата
BRENT74.09+2.95Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Общество / №48(373) 17 ДЕКАБРЯ 2012
Десятина для общества    Печатная версия    в избранное
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Генеральный директор Первого Национального Егор Бенкендорф изложил «Эксперту» свое видение финансовой независимости будущего общественного телевидения

В середине октября украинское правительство одобрило очередной проект закона о создании общественного телевидения и радиовещания Украины, который предусматривает организацию Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Возможно, именно этот проект поставит точку в длительном процессе перехода к общественному вещанию. О перспективах внедрения общественного телевидения в Украине, проблемах переходного периода, подводных камнях и ожидаемых преимуществах для зрительской аудитории и телевизионного рынка «Эксперт» побеседовал с Егором Бенкендорфом, генеральным директором Национальной телекомпании Украины (НТКУ), руководителем телеканала, на базе которого с наибольшей вероятностью будет реализована идея общественного телевидения.

— Первый закон о системе общественного телевидения и радиовещания появился на свет в 1997 году, после чего возникло множество концепций создания общественного вещания. Почему идея общественного телевидения до сих пор остается нереализованной?

— По моему мнению, все проблемы сводятся к двум вопросам: вопросу источников финансирования и вопросу управления, последний из которых разбивается на такие составляющие, как полномочия органов управления, выбор программного наполнения, редакционная политика и т. д.

— Кажется, в первом вопросе — вопросе финансирования — компромисс уже достигнут. Ведь разные законопроекты по сути отличаются лишь мерой обращения к таким источникам, как государственный бюджет, абонентская плата от потребителей, поступления от продажи собственной телепродукции, поступления от рекламы…

— Этот вопрос намного сложнее, чем кажется. Давайте начнем с такого источника финансирования, как государственный бюджет. Если общественное телевидение декларирует полную независимость от органов власти, то получение средств из госбюджета является неправильным, поскольку создает условия для давления на общественный телеканал со стороны власти. С другой стороны, без бюджетных средств, особенно в начальный период существования, общественное телевидение обречено. Выход я вижу в сохранении госфинансирования, но лишь в течение переходного периода, после чего должна состояться постепенная и пропорциональная замена финансирования из государственного бюджета другими источниками, о которых речь пойдет ниже.

Кроме того, несмотря на то, какая политическая сила находится у власти, — и я считаю это правильным — выполнение социальных обязательств, реализация социальной политики, помощь пенсионерам и инвалидам всегда будут для государства приоритетом по сравнению с финансированием информационной сферы. Всё это, еще и вместе с влиянием мирового экономического кризиса, который несомненно отражается на Украине, делает государственный бюджет ненадежным источником, на который неправильно и даже неэтично рассчитывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Отсюда два выхода. Во-первых, вывести производство и распространение собственного контента из-под угрозы недофинансирования за счет законодательного решения о том, что в переходный период общественное телевидение будет финансироваться, например, в размере не менее 0,1 процента общих расходов государственного бюджета на соответствующий год. То есть за счет введения отдельной защищенной статьи в государственном бюджете. Во-вторых, найти мужество вообще отказаться от средств государственного бюджета и смекалку для того, чтобы найти им альтернативу.

— Другие источники поступлений вы также не рассматриваете как надежное финансирование?

— Учитывая общий уровень доходов населения, финансирования общественного телевидения за счет абонентской платы будет явно недостаточно. Принимая во внимание результаты социологических исследований, мы прогнозируем, что количество исправных плательщиков этого сбора не превысит семь процентов населения страны. А ежегодный бюджет телеканала в роли общественного вещателя, который будет не только покрывать его расходы по заработной плате и текущим тратам, но и позволит производство и распространение собственного качественного продукта, должен составлять не менее 250 миллионов гривен. Это эквивалент 30 миллионов долларов. Но в телевизионной сфере даже в благополучных США сбор средств на уровне трех-четырех миллионов долларов длится до двух лет. Значит, абонентской платы для функционирования общественного вещателя в Украине явно не хватит.

Продажа собственных программ — это надежный источник финансирования для тысяч телеканалов и студий-производителей телевизионного контента во всём мире. Но возложение надежды на собственное производство заставит общественного вещателя ориентироваться на более прибыльные, а значит, коммерческие проекты, что убивает саму идею общественного телевидения.

— Тогда становится непонятно, за счет каких средств можно создать общественное телевидение и обеспечить его функционирование.

— Выход есть. По мнению экспертов, в 2012 году объем телевизионного рекламного рынка в Украине превысит три миллиарда гривен. Если коммерческие каналы согласятся отдавать десять процентов рекламных поступлений на создание общественного вещания, а общественный вещатель в ответ выйдет с рекламного рынка, то в выигрыше останутся обе стороны. Десять процентов от рекламных поступлений коммерческих каналов — это около 300 миллионов гривен. Эти средства могут гарантировать финансовую независимость общественного вещателя и обеспечить производство качественного продукта.

— В чём заключается вторая из заявленных вами проблем, а именно проблема управления общественным вещателем?

— Фактически все законопроекты, которые появлялись за последние годы, предлагали достаточно гармоничную систему управления общественным вещателем с учетом нескольких исполнительных и контролирующих органов (надзорный или наблюдательный совет, правление, ревизионная или аудиторская комиссия). Но остается неурегулированной следующая ситуация: как правило, наблюдательный орган состоит из чрезмерного количества случайно подобранных лиц, что делает невозможным эффективное стратегическое управление. А подотчетный исполнительный орган не имеет никаких гарантий невмешательства в свою деятельность, что делает невозможным непосредственное управление каналом.

«Если коммерческие каналы согласятся отдавать десять процентов рекламных поступлений на создание общественного вещания, а общественный вещатель в ответ выйдет с рекламного рынка, то в выигрыше останутся обе стороны»

Начнем с наблюдательного совета. Из законопроекта в законопроект кочует перечень представителей различных организаций, которые должны войти в его состав, причем в большинстве вариантов — на условиях жеребьевки. Но не нарушает ли принципы общественного телевидения прохождение в совет, например, представителя от футбола, а не от бокса или спортивной гимнастики? Или от польской диаспоры, а не от венгерской или греческой? Или от православия, а не от иудаизма или ислама? Понятно, что эти примеры делают идею жеребьевки несколько абсурдной. А если мы говорим, что принципом общественного вещания является независимость от власти и групп влияния, то представители органов власти также не могут входить в надзорный орган.

Тем самым мы формулируем новые критерии создания и состава надзорного органа: небольшое количество лиц, отказ от жеребьевки, обязательный опыт работы на телевизионном рынке. Кстати, парадоксально, но сегодня этим условиям соответствует парламентский комитет по вопросам свободы слова и информации. В его составе десять человек, в нём представлены все депутатские фракции, и главное — народный депутат по определению является лицом, которому десятки тысяч избирателей делегируют право представлять свои интересы. А если есть сомнения в честности и добропорядочности депутатов, то к ним можно добавить представителей тех зарубежных телеканалов, которые служат моделями для создания общественного вещания в Украине.

— Вы вспомнили о таких понятиях, как «служебный иммунитет» и «гарантия невмешательства». Кого они касаются и каким образом в случае их использования можно будет обезопасить общественный канал, скажем, от неквалифицированного или предвзятого руководителя на уровне генерального директора или главного продюсера?

— Эти понятия напрямую касаются лиц, которые будут возглавлять и просто входить в состав исполнительного органа общественного вещателя. Есть большой риск, что общественный телеканал не сможет эффективно работать в том случае, если его непосредственное руководство не будет защищено от давления со стороны наблюдательного органа. Вспомните карьеру Стива Джобса — из-за нестандартности и неочевидности его решений без кредита доверия мир не увидел бы ни одного из электронных устройств Apple. А если бы футбольных тренеров увольняли после каждого проигрыша их команд, то не существовало бы таких феноменом мирового футбола, как «Барселона», «Бавария», «Манчестер Юнайтед».

— Программы какого содержания вы видите в эфире общественного вещателя?

— Исторически общественное вещание строилось вокруг программ учебного характера. Но сегодня из-за необходимости удовлетворения информационных нужд разных социальных групп программное производство общественного вещателя должно включать более широкий тематический спектр программ и форматов. Речь идет, в частности, о культурно-художественных, научных и образовательно-познавательных проектах, программах для детей, национальных меньшинств, религиозных групп и людей с ограниченными физическими возможностями. Это также документальные фильмы, театральные представления, концерты народной и классической музыки. По сути, общественный вещатель будет закрывать нишу высокоинтеллектуального продукта, который неинтересен для коммерческих телеканалов. Кроме того, в эфире такого канала совсем не будет рекламы, если будет работать положение о десяти процентах рекламных поступлений коммерческих каналов в пользу общественного вещателя.

— И как достичь сколь-нибудь высоких показателей телепросмотра, ведь вы говорите о программах некоммерческой направленности, которые неинтересны широкой аудитории?

— Деятельность НТКУ в течение 2010–2012 годов подтверждает, что скачок телеканала с 13–15-го на шестое-восьмое место по доле и двухлетнее лидерство по динамике роста показателей были обусловлены именно производством и трансляцией нетипичных для коммерческих каналов программ. Таким образом, принципы общественного телевидения — особенно в вопросе редакционной политики и программного наполнения — уже давно и эффективно реализуются на Первом Национальном.

— Тогда, если общественное телевидение будет строиться на основе НТКУ, не могли бы вы рассказать о каких-либо особенностях этого процесса, которые могут быть незамечены специалистами, но известны вам как непосредственному руководителю Первого Национального?

— Кроме источников финансирования и модели управления, о которых мы уже говорили, выделю необходимость льгот на оплату услуг по распространению сигнала, в частности, государственному Концерну РРТ. Поскольку эфирная сеть НТКУ строилась не по принципу экономической целесообразности, а для возможности телесмотрения даже в наиболее удаленных и небольших населенных пунктах страны, сегодня наша телекомпания тратит огромные суммы на оплату услуг связи. Во-вторых, важно найти источник погашения долгов НТКУ, которые накопились с 2007 года, с тем чтобы финансовые обязательства НТКУ не перешли на баланс создаваемого общественного вещателя. В-третьих, если удастся провести отдельную промо-кампанию до перехода на общественное вещание, то новый канал со старта получит высокие показатели телесмотрения. Также важен календарный план для создания всех органов управления и формирования их состава, утверждения редакционного статуса и программной концепции, решения вопросов аренды, штатного расписания, имущественных прав, международных соглашений, передачи права собственности на программы, которые составляют собственное производство НТКУ.



Автор: Анна Суркова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ОБЩЕСТВО"
Чемпионат разврата
Репортажи
Как украинские женщины и мужчины по вызову готовятся встречать футбольных фанатов, или как журналисты «Эксперта» тестировали украинский рынок эскорт-услуг
Больница из прошлого
Расследования
Реанимация имиджевого проекта Екатерины Ющенко «Больница будущего» возможна только лишь при условии смены его патронов
Стена теперь внутри
Мировой порядок
Спустя двадцатилетие после падения Берлинской стены европейцы продолжают выстраивать внутренние стены в отношениях как между собой, так и со своими соседями
Прививка от прогресса
Вакцинация
Украинский календарь прививок отличается от европейского, и к тому же он постоянно нарушается карантинами и недофинансированием. Такая система выгодна и родителям, и врачам, которые в итоге не отвечают за гибель детей от вакциноуправляемых инфекционных болезней. В результате в стране за последний год резко выросла смертность от кори и коклюша
Национализм по-европейски
Великобритания
«Эксперт» первым из украинских СМИ взял интервью у главного националиста Великобритании Ника Гриффина
Нужна ли «Карта киевлянина»?
За и против
Есть ли будущее у Украины?
Новый миропорядок
О том, как Украине сохраниться в новом мире, рассуждают основатели международного общественного проекта Foundation for Future Владимир Никитин и Юрий Чудновский
Реформа не ради баллов
Образование
Министр образования и науки Дмитрий Табачник рассказал «Эксперту», почему хорошая рабочая профессия лучше плохого высшего образования, привел свои аргументы в пользу одиннадцатилетки, «лингвистической революции», повальной компьютеризации школ и важности среднего балла аттестата
Социальный прагматизм
Корпоративная социальная ответственность
VII Международная конференция «Ответственность бизнеса перед страной» продемонстрировала, что корпоративная социальная ответственность должна трансформироваться в гражданскую ответственность и социальный патриотизм
Прямой укол
Медицинская реформа
Чтобы убедить медиков в эффективности новой системы первичной медицинской помощи, в Киеве решили поднять зарплату семейных врачей как минимум до шести тысяч гривен, дать каждому из них по богатому набору медикаментов и обеспечить каждую поликлинику парочкой китайских авто






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте