Новости
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019
Украинцы покупают все больше электромобилей После отмены ряда налогов такие машины подешевели в среднем на 20 процентов. 18.01.2019
В Украине появятся европейские остановки общественного траснпорта Удобные бордюры “busbord” сделают среду доступной. 18.01.2019
В миграционной службе рассказали, сколько украинцев оформили биометрические паспорта Спрос на биометрику за последний год вырос еще больше. 18.01.2019
2019 год будет годом технологий - какие изобретения окажут наибольшее влияние? В 2019 году можно ждать технологических прорывов в таких сферах, как здравоохранение и цифровые активы, а также хорошо... 18.01.2019
В Тунисе почти все госслужащие вышли на массовую акцию протеста Госслужащие протестуют против планов Кабмина снизить зарплату бюджетникам 18.01.2019
Кофе может стать новым биткоином? Кофейным зернам осталось расти на планете не более ста лет, потому вскоре они могут стать очень ценными. 18.01.2019
В Шотландии обнаружили самый старый экземпляр таблицы Менделеева (ФОТО) Возраст плаката оценивается примерно в 140 лет и выпущен не позже чем через 20 после открытия периодической системы. 18.01.2019
Украинская молочная продукция продолжает дорожать Также аналитики рынка рассказали, как менялась цена на молочную продукцию в 2018. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.42031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Общество / №48(373) 17 ДЕКАБРЯ 2012
Десятина для общества    Печатная версия    в избранное
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Генеральный директор Первого Национального Егор Бенкендорф изложил «Эксперту» свое видение финансовой независимости будущего общественного телевидения

В середине октября украинское правительство одобрило очередной проект закона о создании общественного телевидения и радиовещания Украины, который предусматривает организацию Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Возможно, именно этот проект поставит точку в длительном процессе перехода к общественному вещанию. О перспективах внедрения общественного телевидения в Украине, проблемах переходного периода, подводных камнях и ожидаемых преимуществах для зрительской аудитории и телевизионного рынка «Эксперт» побеседовал с Егором Бенкендорфом, генеральным директором Национальной телекомпании Украины (НТКУ), руководителем телеканала, на базе которого с наибольшей вероятностью будет реализована идея общественного телевидения.

— Первый закон о системе общественного телевидения и радиовещания появился на свет в 1997 году, после чего возникло множество концепций создания общественного вещания. Почему идея общественного телевидения до сих пор остается нереализованной?

— По моему мнению, все проблемы сводятся к двум вопросам: вопросу источников финансирования и вопросу управления, последний из которых разбивается на такие составляющие, как полномочия органов управления, выбор программного наполнения, редакционная политика и т. д.

— Кажется, в первом вопросе — вопросе финансирования — компромисс уже достигнут. Ведь разные законопроекты по сути отличаются лишь мерой обращения к таким источникам, как государственный бюджет, абонентская плата от потребителей, поступления от продажи собственной телепродукции, поступления от рекламы…

— Этот вопрос намного сложнее, чем кажется. Давайте начнем с такого источника финансирования, как государственный бюджет. Если общественное телевидение декларирует полную независимость от органов власти, то получение средств из госбюджета является неправильным, поскольку создает условия для давления на общественный телеканал со стороны власти. С другой стороны, без бюджетных средств, особенно в начальный период существования, общественное телевидение обречено. Выход я вижу в сохранении госфинансирования, но лишь в течение переходного периода, после чего должна состояться постепенная и пропорциональная замена финансирования из государственного бюджета другими источниками, о которых речь пойдет ниже.

Кроме того, несмотря на то, какая политическая сила находится у власти, — и я считаю это правильным — выполнение социальных обязательств, реализация социальной политики, помощь пенсионерам и инвалидам всегда будут для государства приоритетом по сравнению с финансированием информационной сферы. Всё это, еще и вместе с влиянием мирового экономического кризиса, который несомненно отражается на Украине, делает государственный бюджет ненадежным источником, на который неправильно и даже неэтично рассчитывать в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Отсюда два выхода. Во-первых, вывести производство и распространение собственного контента из-под угрозы недофинансирования за счет законодательного решения о том, что в переходный период общественное телевидение будет финансироваться, например, в размере не менее 0,1 процента общих расходов государственного бюджета на соответствующий год. То есть за счет введения отдельной защищенной статьи в государственном бюджете. Во-вторых, найти мужество вообще отказаться от средств государственного бюджета и смекалку для того, чтобы найти им альтернативу.

— Другие источники поступлений вы также не рассматриваете как надежное финансирование?

— Учитывая общий уровень доходов населения, финансирования общественного телевидения за счет абонентской платы будет явно недостаточно. Принимая во внимание результаты социологических исследований, мы прогнозируем, что количество исправных плательщиков этого сбора не превысит семь процентов населения страны. А ежегодный бюджет телеканала в роли общественного вещателя, который будет не только покрывать его расходы по заработной плате и текущим тратам, но и позволит производство и распространение собственного качественного продукта, должен составлять не менее 250 миллионов гривен. Это эквивалент 30 миллионов долларов. Но в телевизионной сфере даже в благополучных США сбор средств на уровне трех-четырех миллионов долларов длится до двух лет. Значит, абонентской платы для функционирования общественного вещателя в Украине явно не хватит.

Продажа собственных программ — это надежный источник финансирования для тысяч телеканалов и студий-производителей телевизионного контента во всём мире. Но возложение надежды на собственное производство заставит общественного вещателя ориентироваться на более прибыльные, а значит, коммерческие проекты, что убивает саму идею общественного телевидения.

— Тогда становится непонятно, за счет каких средств можно создать общественное телевидение и обеспечить его функционирование.

— Выход есть. По мнению экспертов, в 2012 году объем телевизионного рекламного рынка в Украине превысит три миллиарда гривен. Если коммерческие каналы согласятся отдавать десять процентов рекламных поступлений на создание общественного вещания, а общественный вещатель в ответ выйдет с рекламного рынка, то в выигрыше останутся обе стороны. Десять процентов от рекламных поступлений коммерческих каналов — это около 300 миллионов гривен. Эти средства могут гарантировать финансовую независимость общественного вещателя и обеспечить производство качественного продукта.

— В чём заключается вторая из заявленных вами проблем, а именно проблема управления общественным вещателем?

— Фактически все законопроекты, которые появлялись за последние годы, предлагали достаточно гармоничную систему управления общественным вещателем с учетом нескольких исполнительных и контролирующих органов (надзорный или наблюдательный совет, правление, ревизионная или аудиторская комиссия). Но остается неурегулированной следующая ситуация: как правило, наблюдательный орган состоит из чрезмерного количества случайно подобранных лиц, что делает невозможным эффективное стратегическое управление. А подотчетный исполнительный орган не имеет никаких гарантий невмешательства в свою деятельность, что делает невозможным непосредственное управление каналом.

«Если коммерческие каналы согласятся отдавать десять процентов рекламных поступлений на создание общественного вещания, а общественный вещатель в ответ выйдет с рекламного рынка, то в выигрыше останутся обе стороны»

Начнем с наблюдательного совета. Из законопроекта в законопроект кочует перечень представителей различных организаций, которые должны войти в его состав, причем в большинстве вариантов — на условиях жеребьевки. Но не нарушает ли принципы общественного телевидения прохождение в совет, например, представителя от футбола, а не от бокса или спортивной гимнастики? Или от польской диаспоры, а не от венгерской или греческой? Или от православия, а не от иудаизма или ислама? Понятно, что эти примеры делают идею жеребьевки несколько абсурдной. А если мы говорим, что принципом общественного вещания является независимость от власти и групп влияния, то представители органов власти также не могут входить в надзорный орган.

Тем самым мы формулируем новые критерии создания и состава надзорного органа: небольшое количество лиц, отказ от жеребьевки, обязательный опыт работы на телевизионном рынке. Кстати, парадоксально, но сегодня этим условиям соответствует парламентский комитет по вопросам свободы слова и информации. В его составе десять человек, в нём представлены все депутатские фракции, и главное — народный депутат по определению является лицом, которому десятки тысяч избирателей делегируют право представлять свои интересы. А если есть сомнения в честности и добропорядочности депутатов, то к ним можно добавить представителей тех зарубежных телеканалов, которые служат моделями для создания общественного вещания в Украине.

— Вы вспомнили о таких понятиях, как «служебный иммунитет» и «гарантия невмешательства». Кого они касаются и каким образом в случае их использования можно будет обезопасить общественный канал, скажем, от неквалифицированного или предвзятого руководителя на уровне генерального директора или главного продюсера?

— Эти понятия напрямую касаются лиц, которые будут возглавлять и просто входить в состав исполнительного органа общественного вещателя. Есть большой риск, что общественный телеканал не сможет эффективно работать в том случае, если его непосредственное руководство не будет защищено от давления со стороны наблюдательного органа. Вспомните карьеру Стива Джобса — из-за нестандартности и неочевидности его решений без кредита доверия мир не увидел бы ни одного из электронных устройств Apple. А если бы футбольных тренеров увольняли после каждого проигрыша их команд, то не существовало бы таких феноменом мирового футбола, как «Барселона», «Бавария», «Манчестер Юнайтед».

— Программы какого содержания вы видите в эфире общественного вещателя?

— Исторически общественное вещание строилось вокруг программ учебного характера. Но сегодня из-за необходимости удовлетворения информационных нужд разных социальных групп программное производство общественного вещателя должно включать более широкий тематический спектр программ и форматов. Речь идет, в частности, о культурно-художественных, научных и образовательно-познавательных проектах, программах для детей, национальных меньшинств, религиозных групп и людей с ограниченными физическими возможностями. Это также документальные фильмы, театральные представления, концерты народной и классической музыки. По сути, общественный вещатель будет закрывать нишу высокоинтеллектуального продукта, который неинтересен для коммерческих телеканалов. Кроме того, в эфире такого канала совсем не будет рекламы, если будет работать положение о десяти процентах рекламных поступлений коммерческих каналов в пользу общественного вещателя.

— И как достичь сколь-нибудь высоких показателей телепросмотра, ведь вы говорите о программах некоммерческой направленности, которые неинтересны широкой аудитории?

— Деятельность НТКУ в течение 2010–2012 годов подтверждает, что скачок телеканала с 13–15-го на шестое-восьмое место по доле и двухлетнее лидерство по динамике роста показателей были обусловлены именно производством и трансляцией нетипичных для коммерческих каналов программ. Таким образом, принципы общественного телевидения — особенно в вопросе редакционной политики и программного наполнения — уже давно и эффективно реализуются на Первом Национальном.

— Тогда, если общественное телевидение будет строиться на основе НТКУ, не могли бы вы рассказать о каких-либо особенностях этого процесса, которые могут быть незамечены специалистами, но известны вам как непосредственному руководителю Первого Национального?

— Кроме источников финансирования и модели управления, о которых мы уже говорили, выделю необходимость льгот на оплату услуг по распространению сигнала, в частности, государственному Концерну РРТ. Поскольку эфирная сеть НТКУ строилась не по принципу экономической целесообразности, а для возможности телесмотрения даже в наиболее удаленных и небольших населенных пунктах страны, сегодня наша телекомпания тратит огромные суммы на оплату услуг связи. Во-вторых, важно найти источник погашения долгов НТКУ, которые накопились с 2007 года, с тем чтобы финансовые обязательства НТКУ не перешли на баланс создаваемого общественного вещателя. В-третьих, если удастся провести отдельную промо-кампанию до перехода на общественное вещание, то новый канал со старта получит высокие показатели телесмотрения. Также важен календарный план для создания всех органов управления и формирования их состава, утверждения редакционного статуса и программной концепции, решения вопросов аренды, штатного расписания, имущественных прав, международных соглашений, передачи права собственности на программы, которые составляют собственное производство НТКУ.



Автор: Анна Суркова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ОБЩЕСТВО"
Чемпионат разврата
Репортажи
Как украинские женщины и мужчины по вызову готовятся встречать футбольных фанатов, или как журналисты «Эксперта» тестировали украинский рынок эскорт-услуг
Больница из прошлого
Расследования
Реанимация имиджевого проекта Екатерины Ющенко «Больница будущего» возможна только лишь при условии смены его патронов
Стена теперь внутри
Мировой порядок
Спустя двадцатилетие после падения Берлинской стены европейцы продолжают выстраивать внутренние стены в отношениях как между собой, так и со своими соседями
Прививка от прогресса
Вакцинация
Украинский календарь прививок отличается от европейского, и к тому же он постоянно нарушается карантинами и недофинансированием. Такая система выгодна и родителям, и врачам, которые в итоге не отвечают за гибель детей от вакциноуправляемых инфекционных болезней. В результате в стране за последний год резко выросла смертность от кори и коклюша
Национализм по-европейски
Великобритания
«Эксперт» первым из украинских СМИ взял интервью у главного националиста Великобритании Ника Гриффина
Нужна ли «Карта киевлянина»?
За и против
Есть ли будущее у Украины?
Новый миропорядок
О том, как Украине сохраниться в новом мире, рассуждают основатели международного общественного проекта Foundation for Future Владимир Никитин и Юрий Чудновский
Реформа не ради баллов
Образование
Министр образования и науки Дмитрий Табачник рассказал «Эксперту», почему хорошая рабочая профессия лучше плохого высшего образования, привел свои аргументы в пользу одиннадцатилетки, «лингвистической революции», повальной компьютеризации школ и важности среднего балла аттестата
Социальный прагматизм
Корпоративная социальная ответственность
VII Международная конференция «Ответственность бизнеса перед страной» продемонстрировала, что корпоративная социальная ответственность должна трансформироваться в гражданскую ответственность и социальный патриотизм
Прямой укол
Медицинская реформа
Чтобы убедить медиков в эффективности новой системы первичной медицинской помощи, в Киеве решили поднять зарплату семейных врачей как минимум до шести тысяч гривен, дать каждому из них по богатому набору медикаментов и обеспечить каждую поликлинику парочкой китайских авто






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте