Новости
Климатическая катастрофа уже близко, - ученые NASA Климатическая катастрофа уже на пороге. 18.04.2019
Tesla работает над программой утилизации и переработки аккумуляторов Компания Tesla сообщила, что разрабатывает «уникальную систему утилизации и переработки аккумуляторов», которая должна... 18.04.2019
Немецкая компания совместно с Telegram выпустят собственную криптовалюту В рамках своего сотрудничества Telegram и Wirecard AG также планируют создать общую цифровую платежную систему и... 18.04.2019
"Укрпочта" выпустила почтовую марку, посвященную 80-летию Валерия Лобановского Марка "Валерий Лобановский. 1939-2002 гг." выпущена тиражом 130 тысяч экземпляров, ее стоимость - 8 гривен. 18.04.2019
Елизавета II будет вынуждена произнести свою тронную речь позже из-за Brexit По данным газеты, в речь королевы могут включить общие идеи, против которых депутатам будет сложно голосовать 18.04.2019
В МАУ изменятся тарифы: за что придется платить по-новому? Крупнейшая украинская авиакомпания МАУ кардинально изменила подходы в тарифообразовании на билеты эконом класса. Уже... 18.04.2019
Ломбардам разрешат торговать валютой Для этого им придется пройти лицензирование в НБУ

18.04.2019
В Украине взлетели цены на лук Аграрии считают, что цена на лук в Украине еще более повысится 18.04.2019
Украинские банки готовятся к серьезным переменам Украинские банки поменяют вид и суть своих платежек
18.04.2019
Названы даты, когда в Украине проведут первую сессию ВНО В первой сессии ВНО примут участие 355 тысяч человек 18.04.2019
OnePlus готовит смартфонную "бомбу" - сразу 3 новых смартфона скоро поступят в продажу OnePlus готовит сразу три смартфона с экраном 90 ГЦ, которые поступят в продажу 14 мая 2019 года 18.04.2019
Самые нестабильные государства мира в 2019 году Есть некоторые рейтинги, которые ни одна нация не хочет возглавлять. 18.04.2019
В Киеве состоится второй открытый Кубок Мацушимы по Карате Киокушинкайкан 19-20 апреля в Киеве пройдет очередной открытый Кубок Мацушимы по Карате Киокушинкайкан в разделах Кумите и Ката 18.04.2019
Ученые выяснили, кого на самом деле боятся белые акулы Похоже, один из самых вызывающих страх хищников в океане может испытывать собственный страх. 18.04.2019
Иванка Трамп не заинтересована в том, чтобы стать главой Всемирного банка На прошлой неделе президент США Дональд Трамп рассказал изданию Atlantic, что спросил свою дочь, не хочет ли она занять... 18.04.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34056.014-0.725
Серебро398.846-0.063
Платина23698.567+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.90026.66026.688
EUR30.52530.03530.160
RUB0.4280.3300.417
$/баррельИзм., %Дата
BRENT71.73+0.15Apr
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №23(394) 17 ИЮНЯ 2013
Главный проектант страны    Печатная версия    в избранное
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Владислав Каськив рассказал о нацпроектах, которые уже можно «пощупать», репутационных потерях и политической карьере

Глава Государственного агентства Украины по инвестициям и управлению национальными проектами — один из самых критикуемых чиновников в стране. Разговоров много, проекты невероятно разноплановые, от здравоохранения до энергетики, а реальных действий не видать. А уж после декабрьского скандала с подписанием соглашения по строительству LNG-терминала (см. «Жидкий природный конфуз») по стране и вовсе поползли слухи о том, что Владислава Каськива с позором уволят, а агентство разгонят. Тем более, что последнее со своими проектами то и дело влезает в вотчины то Минэнергоугля, то Минздрава, то Минобразования, то Мининфраструктуры.

«Эксперт» встретился с главой Госнацпроекта в его кабинете, где на видном месте висит портрет Степана Бандеры, — и убедился: ни агентство, ни его глава не бедствуют. Хозяин кабинета сдержан, приветлив и оптимистичен. По словам Каськива, и с президентом, и с министрами у него прекрасные отношения, агентство ни в коем случае не стоит рассматривать как альтернативный Кабмин, а скорее, как лабораторию или экспериментальную площадку, хотя «внутривидовая борьба всегда более жестокая, чем межвидовая». Себя же Владислав Каськив охарактеризовал как «энтузиаста с определенным опытом организационной работы, который способен найти соответствующих специалистов и дать им шанс реализовать их мечты и профессиональные компетенции».

— Недавно вы заявили, что плавучий терминал по приему сжиженного газа (LNG-терминал) может заработать уже в середине следующего года. В прошлом году речь шла о том, что первый этап проекта начнет работать лишь в 2016-м. За счет чего удалось так ускорить сроки строительства? Какой будет конечная стоимость этого газа в Украине?

— Расчеты проводила Gas Natural Fenosa — ведущая в Европе испанская компания, которая сопровождает проект и является его автором.

Учитывая украинскую газотранспортную систему (ГТС) и мощности подземных газовых хранилищ (ПХГ), наша цена однозначно будет конкурентной на европейском рынке. Мы сможем в периоды сезонных колебаний скупать газ на рынке и во время пикового спроса реализовывать его не только внутри страны, но и за ее пределами.

— Не станет ли терминал очередным проектом «Одесса—Броды»? Что будет, если Украине удастся добиться от «Газпрома» снижения цены, а LNG-газ окажется намного дороже?

— Как только монопольная схема будет упразднена, возникнет серьезный аргумент для снижения цены Россией. LNG-терминал будет рентабельным при любых моделях рынка. Когда он заработает, газ перестанет быть фактором политики. Даже если трубопроводное топливо будет дешевле сжиженного, то, используя потенциал наших ГТС и ПХГ, мы всегда сможем излишки отправлять либо в запасы, либо на экспорт.

— Каковы расходы государства в проекте? И не получится ли так, что и здесь поставки газа будут целиком контролировать зарубежные компании, только на этот раз западные?

— Проект будет реализован в два этапа. Первый — аренда морской платформы. Средства на арендную плату будут получены за счет хозяйственной деятельности госпредприятия. Второй этап — строительство наземного завода мощностью перевалки десять миллиардов кубометров в год. Он будет реализовываться по модели государственно-частного партнерства, где государство получит блокирующий пакет в 25 процентов плюс одна акция, хотя в целом потратит лишь 15 процентов от общей суммы расходов на проект, остальное — частные инвестиции. Общая стоимость проекта составит около 800 миллионов долларов США.

— Премьер-министр Николай Азаров недавно заявил: «Турция неохотно рассматривает возможность прохождения танкеров со сжиженным газом через свои проливы». Можно ли начинать строительство без гарантий пропуска грузов турецкой стороной?

Транспортировка грузов через проливы является суверенным правом любой страны, это гарантировано международным законодательством, в частности, конвенцией Монтрё (принята в 1936 году, сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через контролируемые Турцией проливы как в мирное, так и в военное время. — «Эксперт»). На сей счет мы получили юридическое заключение ведущей британской юридической компании Baker Botts.

С Турцией у нас давние дружественные отношения. Мы понимаем ее опасения, поэтому готовы максимально гибко решать проблемы — от обязательной проводки турецкими лоцманами грузов (хотя это не является обязательным по международному законодательству) до обеспечения любого экологического надзора.

— Прошлой осенью вокруг терминала разразился очень громкий скандал …

— Скандал искусственно нагнетался, чтобы дискредитировать проект. Главным острием информационной атаки было то, что Gas Natural Fenosa якобы ничего не знает о нём. Но ведь у нас на руках договор с этой компанией на разработку технико-экономического обоснования. Никаких вопросов друг к другу с Gas Natural Fenosa у нас как не было, так и нет.

Что же касается субъекта, который оказался на протокольной части при подписании соглашения, то компания Gas Natural Fenosa сообщила, что определила эту персону и сейчас проводит расследование относительно его полномочий.

Последний пункт информационной атаки — якобы репутационный ущерб. Но и этот пункт был дутым, поскольку все участники проекта работали и продолжают работать.

Лично для меня всё это, конечно, большой урок. В то же время существует множество обстоятельств, которые находятся за пределами официальных сообщений. К сожалению, на данный момент я не могу огласить все детали.

Впереди графика

— Именно в журнале «Эксперт» ранней осенью 2010-го, когда вы только возглавили рабочую группу по реализации нацпроектов, вы анонсировали «планов громадье» (см. «В погоне за мультиэффектом», «Эксперт» №34 (271) от 6 сентября 2010 года). С тех пор прошло почти три года. За это время мы видели много презентаций, роуд-шоу, круглых столов… А есть ли проекты, которые уже удалось реализовать?

«В целом за полтора года в нацпроекты привлечено частных денег на 3,17 миллиарда гривен. Кроме того, по так называемой системе персонального сопровождения инвесторов (сервис ”Инвест Украина”) — 1,3 миллиарда»

— Решение о создании Госинвестпроекта президент подписал 12 мая 2011 года, так что полноценно мы работаем всего около полутора лет. В других странах проекты такого масштаба — от проработки концепции до реализации — занимают не меньше трех лет. Часто нужны и изменения в законодательстве. Так вот, по большинству проектов мы движемся с опережением календарных планов-графиков.

— Например?

— Тот же LNG-терминал.

Другой проект — «Открытый мир», который предусматривает серьезную модернизацию всей системы обучения в средней школе, использование интерактивных мультимедийных уроков и новейшей компьютерной техники. Он уже технически реализовывается, мы завершили поставку первой партии оборудования в пилотные 54 школы Украины (по две в каждой области). Вскоре будет запущен портал, который станет крупной коммуникационной площадкой для школ, перешедших на новую технологию.

Кроме того, в эти дни в Хмельницкой области открывается десятый перинатальный центр, который будет работать как часть нацпроекта «Новая жизнь».

Еще пример — «Своевременная помощь». Хотя проект получил статус национального не так давно, он уже на стадии технической реализации во многих областях. Мы планируем, что к концу 2013 года машины «скорой помощи» в двух областях будут полностью оснащены GPS-навигацией и их диспетчерские службы перейдут на новый режим работы.

В июне начинается строительство железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь» в рамках нацпроекта «Воздушный экспресс».

Также на стадии технической реализации находится нацпроект «Качественная вода» — первые пункты очистки и доочистки воды сейчас строятся. Здесь мы серьезно продвинулись по Одессе и другим пилотным городам.

Наконец, «Чистый город», предусматривающий строительство по всей стране сети мусороперерабатывающих заводов. Сейчас мы подходим к его старту — через несколько недель пройдут инвестиционные конкурсы на первые десять заводов.

— Владислав Владимирович, многие ваши критики отмечают, что в рамках большинства нацпроектов вы пытаетесь реализовать чрезмерно амбициозные задачи, для реализации которых в Украине нет ни опыта, ни рынка, ни достаточного количества ресурсов. И всё это может обернуться грандиозным провалом…

— Я осознаю все риски. И понимаю, что некоторые от нас ждут чудес и желательно сразу. По сути, каждый наш проект — это совершенно новая технология или индустрия. Не было, скажем, ни LNG-терминала, ни системы интерактивного образования, ни завода по переработке мусора.

Да, не всё у нас получается. Например, под проект «Дунайский коридор» мы до сих пор не смогли найти окупаемую формулу и частного инвестора. Возможно, первые успешные концессионные дороги, которые мы реализуем в других проектах, дадут толчок.

Hi-tech пошел на старт

— Недавно премьер объявил отрасль IT-технологий в Украине приоритетной, пообещав специальный режим ее поддержки в скором будущем. Как продвигаются ваши проекты в сфере высоких технологий?

— Есть нацпроект «Технополис», который мы реализуем под Киевом вместе с компанией UDP. Его главная составляющая — инновационный парк Bionic Hill, который станет первой площадкой для полномасштабного продвижения высоких технологий (информационно-коммуникационные, фармацевтика, биотехнологии, энергоэффективность). Такой кластер сегодня пытаются сравнивать с российским «Сколково», но я считаю это ошибочным. В отличие от мегапроекта «Сколково» (см. «Кремний на песке»), где всё действительно по-крупному и, на мой взгляд, очень запутанно, мы хотим запустить по незамысловатой рыночной логике индустриальный деловой парк, где будут частный собственник и компании IT-сектора.

Речь идет о реальной инфраструктуре, когда государство предоставит все необходимые льготы и снимет лишние бюрократические барьеры. На этой базе сконцентрируются не только компании данного профиля, но и будет образовательный научный центр.

Десятки крупных компаний уже задекларировали готовность участвовать в нашем проекте. Ожидаемый объем инвестиций в проект — около 800 миллионов долларов, что даст 35 тысяч рабочих мест. В этом году уже должно начаться строительство инфраструктуры.

— Каков бизнес-интерес инвесторов в подобных проектах? Как контролируется эффективность расходования средств?

— Главный принцип всех нацпроектов — их реализация за счет частных средств в рамках государственно-частного партнерства. Любой из проектов, о которых мы говорим, реализуется исключительно за счет инвесторов. Если и используются государственные деньги, то только на возвратной основе или с использованием госгарантий. Даже в таком социальном проекте, как создание сети перинатальных центров, где, по сути, осуществляется финансирование государственных медучреждений, четверть суммы предоставляют рынок и меценаты. Прежде всего стоит упомянуть Фонд Виктора Пинчука, а также многочисленных представителей регионального бизнеса.

По нацпроекту «Открытый мир» американская компания Trunity, которая владеет одной из передовых образовательных платформ, была буквально приведена нами в страну, после чего создала свою дочернюю компанию и уже начала инвестирование.

В целом за эти полтора года в нацпроекты привлечено частных денег на 3,17 миллиарда гривен. Кроме того, по так называемой системе персонального сопровождения инвесторов (сервис «Инвест Украина») — 1,3 миллиарда. Последнее — это объекты, которые запускаются по принципу «единого окна» и предполагают полное сопровождение инвестора от стартовых аналитических и юридических услуг до поддержки в работе с местными органами власти, а также постинвестиционную помощь. По этой схеме мы сейчас сопровождаем ряд крупных компаний, например, Red River и Air Liquid, каждая из которых уже инвестировала в украинскую экономику примерно по 150 миллионов долларов.

— Вы много говорите о неких новых принципах управления проектами. А в чём они конкретно заключаются?

— Советская система управления, которая осталась в Украине до сих пор, подразумевает работу в том или ином направлении без конкретных критериев, четких целей и ответственных лиц. Проектный принцип управления — это когда конкретный проект имеет максимально четкое задание, по итогам которого что-то должно быть создано: завод, дорога, социальный объект. Например, нацпроект «Открытый мир» работает по принципу «один ребенок — один компьютер».

Почему на нас сегодня так часто обращают внимание? Да потому что всем виден субъект, который несет ответственность. Если мы не сделаем что-то из заявленного перечня 17 проектов — а ведь очевидно, что можем что-то не сделать или не все успеть в срок, — это будет уже персональная ответственность. И нам придется отчитываться.

Конечно, такая публичность для меня лично несет и некоторые политически издержки, потому что куда легче, когда никто ничего не знает и казенные деньги распределяются исключительно в узком кругу. В нашей стране сегодня каждый день совершаются тысячи тендерных процедур. Но много ли у вас информации о том, кем и куда распределяются эти миллиарды бюджетных денег?

Когда меня спрашивают, насколько прозрачен контроль за деньгами в нацпроектах, я могу сказать одно: более эффективного контролера за деньгами, чем владелец — частный инвестор, не бывает.

Инфраструктура без госбюджета

— И что, удастся обойтись без львиной доли государственного финансирования по таким крупным нацпроектам, как «Олимпийская надежда», «Качественная вода», «Воздушный экспресс»?

— В современном мире вообще нет типовых моделей — каждый проект уникален. Указанные вами проекты проходят на сто процентов за счет частных средств. Участие государства ограничивается лишь разработкой документации и организацией инвестиционного плана. Например, по индустрии мусоропереработки парламентом недавно было принято три специальных закона.

Проект «Качественная вода» не потребовал даже госгарантий и начал реализовываться на сто процентов за счет частных денег, период окупаемости составляет всего несколько лет. Нашей задачей было лишь рассчитать оптимальную логистику объектов очистки воды в каждом городе и провести бюрократические процедуры.

«Воздушный экспресс» — первый крупный инфраструктурный проект в Украине, который реализуется не за бюджетные деньги. Давно было ясно, что скоростное железнодорожное сообщение между аэропортом «Борисполь» и Киевом очень нужно. Но найти инвестора на 25-летний проект, как вы сами понимаете, сегодня очень трудно. Поэтому мы пошли оптимальным путем — взяли кредит Экспортно-импортного банка Китая на 372 миллиона долларов США по ставке пять процентов (со всеми комиссиями и страховками). Ручаюсь, в Восточной Европе вы сегодня не найдете лучших условий!

Кредит предоставлен госпредприятию «Национальный проект ”Воздушный экспресс”», которое и является заказчиком. Подрядчик — китайская госкомпания, проводящая тендерные процедуры. Когда она завершит работу и передаст объект нашему госпредприятию, оно будет его эксплуатировать и администрировать возврат средств. Стратегическая цель — либо акционировать управляющую компанию, либо передать в концессию.

Допустим, наши расчеты ошибочны и проект окупится позже, чем это предусмотрено в технико-экономическом обосновании. Но пусть он окупится даже за 25 лет. Что мы теряем? Чуть больший период окупаемости и рост цены кредита на пару процентов. Зато куда выгоднее, чем прямое финансирование из госбюджета!

— Откуда такая уверенность, что он окупится? Мининфраструктуры каждый год сообщает, что пассажирские перевозки по стране стабильно убыточны.

— Всё зависит от маршрута. Пассажир, который едет в «Борисполь», чтобы сесть в самолет, значительно более платежеспособен, чем тот, кто едет поездом из Киева в Харьков. Пока до конца не определена стоимость билетов. Но она точно будет рыночной — соразмерной цене такси. База окупаемости тут на ладони.

Есть и дополнительные доходы проекта — сопутствующая инфраструктура, в том числе терминальный комплекс в аэропорту с дополнительными торговыми площадями.

— А будет ли строиться в рамках этого нацпроекта продолжение окружной дороги вокруг Киева, и как вы вообще планируете потратить всю сумму китайского кредита — миллиард долларов?

— С китайским банком у нас рамочный контракт, декларирующий общий объем средств, которые он готов предоставить. Пока мы выбрали 375 миллионов долларов на железнодорожный проект.

Окружная в договоре упоминается, но окончательное решение по модели финансирования ждем в ближайшие недели — его должен утвердить Кабмин. Пока мы имеем официальные обращения от нескольких крупных международных компаний, готовых строить эту дорогу.

— Каковы предполагаемые условия концессии и алгоритм возврата инвестиций?

— Это будет платная дорога длиной 17 километров, детали пока отрабатываем. Скажем, она может быть платной только для грузового транспорта. Сопутствующая инфраструктура — тоже очень важный для концессионного проекта элемент, поскольку заправки и торговые объекты на таких магистралях во всём мире крайне важны для концессионеров (см. «Дорога Киев обведёт?»).

Новый маршрут будет построен так, что станет выгоднее заплатить за проезд через платный участок: на топливо при движении по обычным дорогам столицы придется потратить больше.

— Скажите, у нацпроектов много врагов?

— Скептиков и критиков я могу понять. Некоторые наши проекты (например, тот же LNG-терминал) могут сильно изменить ситуацию не только в стране, но и во всей Восточной Европе. Когда в сектор инфраструктуры заходит солидная международная компания, которая на концессионной основе будет строить дорогу, она очень скоро покажет и всю экономику такого строительства. Не всем это нравится.

Скажу начистоту: когда я принял предложение президента взяться за нацпроекты, хорошо представлял себе все политические риски, в том числе лично для меня. Ровно с этого момента решил, что такого понятия, как политическая карьера, для меня больше нет. И когда я сегодня наблюдаю за тем, что происходит в парламенте, то в который раз признаюсь себе, что принял единственно верное решение.



Авторы: Александр Данковский, Юрий Лукашин

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице






Новости компаний
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019
«Элит-Такси» анонсировала выход обновленного приложения Web-Cab Дизайн обновленного приложения стал не только интуитивно понятным, но и включил в себя большое количество новых... 01.02.2019
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018





Публикации
Как интернет-площадки защищают покупателей и продавцов друг от друга 11.04.2019
Как легально заработать на каннабисе. Инвестиции в индустрию 22.03.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте