Новости
Британские министры подали в отставку из-за несогласий по сделке Brexit Министры, которые не согласились с планом по Brexit, покинули свои должности 15.11.2018
О чем говорили на саммите АСЕАН в Сингапуре Во время саммита АСЕАН в Сингапуре поднимались вопросы относительно соперничества между США и Китаем в... 15.11.2018
Замерзающие жители украинских городов пригласили в гости Геннадия Зубко Около миллиона граждан Украины, которые остались без тепла приглашают Министра ЖКХ Геннадия Зубко посетить их города и... 15.11.2018
На одно из украинских министерств совершили хакерскую атаку На официальный сайт Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и перемещенных лиц Украины осуществили... 15.11.2018
В Украине снизятся цены на топливо В «Консалтинговой группе А-95» сообщили, что ноябрь пройдет под знаком падения цен на АЗС, а события последних дней на... 15.11.2018
EURUSD: евробыки готовятся к пробою 1,1350 В среду, 14 ноября, торги по евро завершились в небольшом плюсе. 15.11.2018
Эксперты рассказали, как можно сэкономить на зимнем гардеробе В Украину пришла настоящая зима, с морозами и снегом, но не только автомобили не успели перейти на зимнюю резину.... 15.11.2018
В Израиле обнаружили самый древний портрет Иисуса Христа (ФОТО) В израильском храме было обнаружено одно из самых старых изображений Иисуса. Найденный портрет сильно отличается от... 15.11.2018
Оппоблок в законе «О концессии» хочет создать новый вид «беспроигрышного бизнеса» Попытки депутатов Оппоблока закрепить в новом законопроекте "О концессии" норму о компенсации государством рисков... 15.11.2018
5 продуктов, которые больше всего подорожали в Украине В Украине в октябре 2018 года по сравнению с сентябрем подорожали 77% социальных продуктов. Подешевели 13% продуктов,... 15.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33447.654+0.043
Серебро390.308-1.268
Платина23468.619-1.335
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.04027.75027.839
EUR31.86531.28031.447
RUB0.4360.3280.409
$/баррельИзм., %Дата
BRENT66.57+0.68Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Украинский бизнес / №49–50(374) 24 ДЕКАБРЯ 2012
Добольшевистская мощь страны    Печатная версия    в избранное
1913–2013 / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Основы украинской промышленности заложили еще при царе, большевики ее развили, а вот долгожданная независимость на промышленном потенциале Украины сказалась отрицательно

В начале прошлого века добыча угля и выплавка металла были основными показателями мощи страны. В 1913 году на территории нынешней Украины добывали 72,3% железной руды от общероссийского объема, выпускали 58% стали, 69% — чугуна, 57% — проката, сельскохозяйственных машин — 50%, паровозов — 40%. Донбасс давал 78% угля (1,5 млрд пудов или 24,5 млн тонн) от всей добычи в Российской империи.

Инвестиции для развития промышленности приходили из-за рубежа. Крупные предприятия открывались на территории всей современной Украины. «Эксперт» сосредоточился на самых знаковых городах и регионах, которые дают возможность почувствовать экономическое положение украинской промышленности в 1913 году.

Обжимный стан и ножницы в цехе Днепровского завода Южно-Русского Днепровского металлургического общества, с. Каменское Екатеринославской губернии, 1896

Машиностроительная нестолица

В 1913 году Киев развивался как крупный промышленный город. Основными отраслями были металлообработка и машиностроение — в городе насчитывалось 17 металлообрабатывающих заводов (897 рабочих) и 18 машиностроительных предприятий  (2768 рабочих).

Наиболее заметным, пожалуй, был «Арсенал», основанный еще по указу Екатерины ІІ и производивший вооружение. Предприятие было казенным и управлялось из Санкт-Петербурга, к нему старались не подпускать частный капитал, что, впрочем, не мешало купечеству зарабатывать. Завышенные цены, откаты, подставные компании среди участников тендеров — такие приемы применялись и тогда.

Южнорусский машиностроительный завод, основанный в 1862 году инженером-технологом Федором Донатом (нынешнее ОАО «Ленинская кузница»), выпускал товарные вагоны, паровые котлы, машины и оборудование для сахарных и винокуренных заводов, а с 1913-го — пароходы.

Машиностроением также занимались созданный в 1882 году завод Якова Гретера и Иосифа Криванека (теперь завод «Большевик»), который производил оборудование для сахарных заводов, и основанный в 1892 году Млошевский завод (ныне государственная акционерная холдинговая компания «Артем»). Сельскохозяйственные машины делали на заводе Фильверта и Дедины (1898-й, позже — «Красный экскаватор», затем АТЭК, ныне обанкротился). К числу крупных предприятий отрасли относились чугунолитейный завод фирмы «Неедлы и Унгерман» (вошел в «Красный экскаватор»), Казенные пароходные строительные мастерские и эллинги (1896 год, ныне Киевский судоремонтно-строительный завод), проволочно-гвоздильный завод, механические мастерские «Общества пароходства по Днепру и его притокам» и др.

Около 30% всех рабочих Киева трудились в сфере переработки сельхозпродукции. В отрасли шла концентрация. Так, Александровское товарищество сахарных заводов активно укрупнялось за счет скупки мелких игроков. К концу 1913-го его производственные мощности достигли двух миллионов пудов сахара в год (почти 33 тыс. тонн). Оно было основано в 1873 году Израилем Бродским, включало 13 заводов, производило до 25% всего сахара империи. Кроме того, Бродский контролировал крупнейшее в городе мукомольное предприятие, Киевское трамвайное общество, Общество городской канализации.

Позже Лев Бродский, сын Израиля, продал свой пай синдикату банкиров. Слияние банковского капитала с промышленным шло тогда активно: финсектор скупал промпредприятия за долги. Например, Южнорусский машиностроительный завод оказался под контролем петербургского Русско-Азиатского банка, который вместе с Русским для внешней торговли банком поучаствовал в скупке сахарных заводов. К 1914 году группа Русского для внешней торговли банка контролировала выпуск 30% сахара-рафинада в стране. Это неудивительно: в начале ХХ века сахарозаводчики были самыми активными заемщиками. Для них в Государственном банке с 1 января 1909 года был открыт огромный кредит на сумму более 400 млн рублей.

Из интенсивно развивающихся отраслей в начале XX века стоит также выделить сферу электроэнергетики. В 1913 году в Киеве действовали три паровые и пять дизельных электростанций общей производительностью более 20 млн кВт•ч переменного и около 15 млн кВт•ч постоянного тока в год (сегодня «Киевэнерго» производит примерно 5,1 млрд кВт•ч в год).

Шахта, Екатеринославская губерния, до 1917-го

Харьков: промышленность с привкусом шоколада

До XIX века будущая первая столица УССР развивалась преимущественно как торговый центр. Из шести самых больших ярмарок Слобожанщины четыре проходили в Харькове. Но когда в 1869 году открылась железнодорожная магистраль, связавшая город с Москвой, а потом — с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей, Харьков пошел по промышленному пути.

В 1897 году Харьковский паровозостроительный завод (ныне завод им. Малышева) выпустил первую продукцию. Это была самая крупная производственная площадка в городе, на которой  в 1913-м работало полторы тысячи человек; в 1930-е годы предприятие переключилось на оборонную продукцию, в частности, оттуда родом танк Т-34. Французские капиталисты Стефан и Филипп Буэ в середине 80-х годов XIX века сумели получить заказ и кредит от Управления Русских казенных железных дорог на постройку паровозов (450 машин). Под этот заказ и был построен завод.

Всего в Харькове работало 14 машиностроительных предприятий. Говорят, что в городе иностранцев почитали больше, нежели туземцев. Особенно немцев. Может быть, поэтому два из трех самых крупных харьковских предприятий были связаны с немецкими фамилиями. Так, второй по величине харьковский завод назывался «Гельферих-Саде» (строительство начато в 1879-м, в 1913 году на нём работало более 1400 человек; в советское время — «Серп и молот», выпускал двигатели для сельхозмашиностроения, сегодня обанкротился и закрыт). Предприятие производило сельскохозяйственные машины: веялки, сеялки и пр. Его конкурентом был завод Мельгозе (250 рабочих, основан в 1873-м, закрыт в 1923-м). К 1913 году на долю 177 украинских заводов приходилось 53% общего выпуска (по стоимости) сельскохозяйственной техники России.

Еще одно крупное харьковское предприятие, связанное с немецкой фамилией, — кондитерская фабрика «Жоржъ Борманъ». В 1913 году там работало около 750 человек (сейчас она входит в состав корпорации «Бисквит-Шоколад»). Другие предприниматели переживали: «Этот немец перепортит всех рабочих». На фабрике существовала передовая для того времени система социальной защиты: рабочие по больничному листу получали стопроцентную оплату в течение 1,5 месяца и 50-процентную — в следующие 1,5 месяца; существовали надбавки за выслугу лет, пенсионное обеспечение, укороченные предпраздничные дни и пр. Продолжительность рабочего дня составляла 11–12 часов (норма в отрасли — 13–14 часов).

Кроме того, в Харькове работал первый на юге Российской империи завод по производству терракотовых и керамических изделий (600 рабочих, основан в 1876 году шведом Эдуардом Бернергеймом). Продукция использовалась при строительстве таких зданий, как Ливадийский дворец, дом с химерами в Киеве, железнодорожные вокзалы в Москве.

Группа забойщиков одного из рудников в Екатеринославской губернии, до 1917-го

Одесса-mutter

Торговый дух Одессы обеспечил порт. Уже в конце ХIХ века он успешно конкурировал с Петербургским, а по перевалке зерна на экспорт ему в то время в России не было равных. С 80-х годов ХIХ века до 1913-го среднегодовая перевалка зерна составляла 2153 тыс. тонн в год, то есть около 60% всего зернового откупа юга России и 37% — общегосударственного.

Порт стимулировал развитие промышленности в Одессе. К 1900 году количество промышленных объектов достигло 486. Это были химические (производили лаки и краски), фармацевтические, ювелирные, кондитерские предприятия. Знаковой для города была деревообрабатывающая промышленность. Столяры и мебельные мастера работали не хуже, чем их европейские коллеги. Впрочем, учителями одесситов были немцы — многие успешные коммерческие проекты осуществлялись с их помощью.

Даже варить пиво одесситов научили варяги. Первый пивоваренный завод в городе построил в 1890-м выходец из Вены Вильгельм Санценбахер. Это был очень удачливый коммерсант, ему же принадлежал один из лучших мыловаренных заводов Новороссии и единственное на юге России предприятие по производству вассергласса (жидкого стекла).

Осваивали немцы здешнее машиностроение и металлургию. В этой сфере стоит выделить механический и чугунолитейный завод «Беллино-Фендерих», который начинал с производства паровых котлов, насосов, вагонов, оборудования для паровых мельниц, предприятий пищевой отрасли. В начале ХХ века здесь наладили массовый выпуск паровых судов. Всего на стыке XIX–ХХ столетий немцы владели в Одессе 23 крупными промышленными объектами.

В 1913 году на территории нынешней Украины добывали 72,3% железной руды от общероссийского объема, выпускали 58% стали, 69% — чугуна

В 1913 году крупнейшим машиностроительным предприятием города был завод сельскохозяйственных машин Гена (основан в 1854-м, ныне ОАО «Одессасельмаш»). На нём трудилось более 1,3 тыс. человек. Ежегодно завод выпускал около 80 тыс. плугов, 30 тыс. борон, шесть тысяч жаток, три тысячи сеялок.

В городе также работали судоремонтные мастерские РОПИТ (Русского общества пароходства и торговли, основаны в 1858-м, после развала СССР были переименованы в Одесский судоремонтный завод «Украина» и перешли в состав ГП «Одесский морской торговый порт»). Более 1,3 тыс. рабочих трудилось на производстве мешков бумажно-джутовой фабрики. Работала также фабрика лаков и красок Штальберга (1856-й, ныне ПАО «Олимп Круг»), завод Жако (1880-й, выпускал металлические банки для рыбной и мясной промышленности, ныне «Черноморполиграфметалл») и др.

А еще в городе функционировало множество мелких торговых объектов — лавок, рундуков, будок и около десяти крупных торговых фирм. Поражало обилие питейных заведений — от дешевых кабаков до дорогих ресторанов. По некоторым данным, на три городских дома приходилась одна точка «общевыпита». Торговали как завезенными напитками, так и продукцией «Южно-Русского общества виноделия Генриха Редерер в Одессе» (запущено в 1898 году; ныне «Одесский завод шампанских вин»).

Донецк имени Джона Юза

Начало ХХ века можно считать расцветом металлургической отрасли. Так, Брянский завод (сейчас ООО «Днепропетровский металлургический завод им. Петровского») в 1913 году запустил мартеновское производство. Тогда пять крупнейших южных металлургических заводов (Юзовский, Днепровский, Александровский, Петровский, Донецко-Юрьевский) производили около 25% общероссийского чугуна.

Для того периода была характерна монополизация отрасли. Например, принадлежащий французам коммерческий синдикат «Продуголь» контролировал около 75% добычи каменного угля в Донецком бассейне. Всего в угольной промышленности 63% основного капитала находилось во владении иностранных компаний, а в металлургии — 90%. Более 25% иностранных инвестиций в промышленность Российской империи приходилось именно на Украину. Иностранных промышленников привлекала дешевая рабочая сила (уже тогда заработная плата на Западе была выше, чем в России) и большой рынок сбыта. Перед Первой мировой войной в черной металлургии юга действовало 18 акционерных обществ, в 12 из них капитал полностью принадлежал иностранцам, а в других был смешанным. Но доля российского капитала росла. В начале 1914 года шесть смешанных обществ, где преобладал российский капитал, контролировали уже 52,5 процента черной металлургии.

Самым крупным был завод «Новороссийского общества каменноугольного, железнодорожного и рельсового производства» (ныне Донецкий металлургический завод), выплавивший в 1899 году 17,7 млн пудов, то есть 290 тыс. тонн чугуна (по итогам 2011-го — 1,212 млн тонн). На территории предприятия также действовало девять рудников, на которых в 1899-м было добыто 98,6 млн пудов (1,6 млн тонн) угля.

В 1880 году для нужд металлургии был запущен в эксплуатацию завод огнеупорного кирпича. Чтобы обеспечить оборудованием развивающуюся угольную промышленность, в 1889-м к югу от Юзовки (ныне Донецк) построили машиностроительный и чугунолитейный завод Боссе Э. Т. и Геннефельда Р. Г. (теперь — Донецкий машиностроительный завод), тогда же была организована мастерская по ремонту горно-шахтного оборудования (ныне Рутченковский машиностроительный завод горного оборудования).

Общий вид шахт «Центральная» и №4 Новороссийского общества, г. Юзовка Екатеринославской губернии, до 1917-го

Город-верфь, город-порт

В 1912 году общий грузооборот Николаевского порта составил более двух миллионов тонн, из них 80% сыпучих — хлебные грузы, навалочных — около 20%. Хлеб для вывоза доставляли даже из отдаленных губерний — Поволжья и Западной Сибири. Зерно сплавляли по Южному Бугу и Днепру на баржах и везли железной дорогой до станции в Николаеве, а оттуда отправляли в порт на гужевом транспорте.

В начале ХХ века Николаев становится городом большого кораблестроения. В 1897 году акционерное бельгийское общество «Наваль» с первоначальным капиталом около пяти миллионов рублей построило одноименный завод на берегу Бугского лимана (ныне это Черноморский судостроительный завод). Однако в народе «Наваль» называли французским заводом, поскольку многие работники из управления, мастера и квалифицированные рабочие были бельгийцами и говорили по-французски.

На предприятии имелось три цеха: судостроительный, механический и литейный. В 1900 году на «Навале» трудилось около 2250 рабочих.

Верфь, построенная бельгийцами, получала заказы государственного значения — она принимала участие в строительстве российского военно-морского флота. В 1909 году на «Навале» произошла закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб». В 1914-м были сданы в эксплуатацию эскадренные миноносцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный» и «Пронзительный».

Почти одновременно с заводом «Наваль» на соседнем участке «Общество механического производства в Южной России» построило Черноморский механический и котельный завод. Он должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве, но самостоятельно так и не заработал и в 1908 году влился в «Наваль».

И он не был одинок. В 1911-м казенное Николаевское адмиралтейство, не справившееся с программой строительства судов для Черноморского флота, было отдано частной компании — Российскому судостроительному обществу, и почти заново отстроено. Верфь получила новое название «Завод Руссуд».

На территории Николаевского адмиралтейства, находившегося на правом берегу Ингула, за пределами «Руссуда» расположились мастерские новых заводов, получивших названия «Ремсуд» и Трубочный и электромеханический завод — «Тэмвод». «Ремсуд» занимался ремонтов судов, а «Тэмвод» изготавливал трубки и взрыватели для снарядов и мин. Позже эти два завода были объединены в одно предприятие, которое при советской власти получило название Завод им. 61-го коммунара.

Сейчас Николаевский порт входит в пятерку крупнейших морских портов государства и включен в список предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Украины. Николаевский судостроительный завод «Океан» и Черноморский судостроительный  по-прежнему являются флагманами украинского кораблестроения, хотя верфи не загружены заказами даже на 50%. А Завод им. 61-го коммунара и вовсе находится на грани банкротства.

Вид элеватора в Николаеве, до 1917-го

Под Австрией

Львов конца XIX — начала XX века (тогда — Лемберг) был больше торгово-административным, чем промышленным центром. В 1910 году самой крупной промышленной площадкой города являлись железнодорожные ремонтные мастерские, где работало свыше тысячи человек, на остальных 14 предприятиях — по 100–300 человек. В то же время здесь действовали сотни мелких кустарных и ремесленных заведений.

Тем не менее фирма «Сименс-Гальске» развивает во Львове сеть электрических трамваев. В 1913 году объем перевозок составил 32 млн пассажиров.

Согласно статистическим данным за 1910 год, из работавшего населения города (около 100 тыс. человек) только одна четверть была занята в промышленном производстве (включая ремесла). В торговле и связи работало 27,1 тыс. человек, а административных работников и лиц свободных профессий насчитывалось более 40 тыс. Кроме того, здесь существовала многотысячная армия сезонных и временных рабочих, состоявшая главным образом из крестьян, искавших во Львове хоть какой-нибудь заработок.

В начале ХХ века темпы экономического развития земель Западной Украины задавали нефть и лесозаготовка. Правда, в этих сферах было задействовано очень мало населения — от силы 20%.  «Изделия из тканей и пряжи, от рубашки до ковра, железные и металлические изделия, орудия, машины, удобрения... словом всё, чего человек требует от колыбели до могилы, почти всё импортируем, покупаем, занимаем у чужих», — писал один из тогдашних галицких экономистов.

Центром нефтяной промышленности был город Борислав, где добывали более 85% прикарпатской нефти. Контроль над развитием этой отрасли сразу установили австрийские и немецкие предприниматели, заинтересованные в увеличении экспорта. Результатом стал рост добычи нефти с 20 тыс. тонн в 1874-м  до 326 тыс. тонн в 1900-м, что составило четыре процента мирового производства. В 1908–1910 годах  в регионе добывали до 1,5–2 млн тонн нефти в год. В то время это был третий показатель в мире (после США и России). В 1907-м в Западной Украине работало уже более 60 мелких нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью 83 тыс. тонн нефти в месяц.

Позже нефтедобычей в Прикарпатье занимались англичане, поляки, чехи, французы. «Дебит скважины рос прямо на глазах. Выбросы усиливались, каждый раз возникал столб нефти, которая потом разливалась вокруг скважины в виде большого нефтяного озера. Восемь насосов одновременно днем и ночью качали нефть в нефтесборники, однако были неспособны справиться с ее притоком. Нефть лилась по оврагам в реку Тисменицу, которая широким руслом выносила сотни вагонов нефти в реку Днестр и дальше. Множество рабочих насыпали плотины и валы, чтобы не допустить еще бОльшего разлива нефти на поля. Борислав и весь район промыслов были как на вулкане», — делился своими воспоминаниями об открытии одной из самых богатых скважин Прикарпатья «Ойл Сити» польский геолог Константин Толвинский.

Наличие большого количества высококачественной древесины (дуб, ель и бук) привлекало в эту отрасль иностранных коммерсантов. Они за бесценок скупали или арендовали у помещиков массивы и вырубали их. К лесным районам Карпат были подведены железнодорожные пути, и дерево вывозилось в Германию, Австрию, Италию, Англию, Францию, Турцию. Ежегодно — 608 млн кубометров.

Интересно, что при таких объемах темпы развития мебельного производства и других отраслей деревообрабатывающей промышленности были очень медленными. То есть регион оставался, пользуясь советскими клише, сырьевым придатком Запада.

В 1913–1916 годах началась переработка соли калия в Калуше (в советское время в этих местах появилось одно из крупнейших в Европе химпредприятий — химико-металлургический комбинат, в результате деятельности которого в городе и окрестных селах возникла чрезвычайная экологическая ситуация).

Сейчас приоритеты в отраслях для Западной Украины не изменились, но объемы производства упали в разы. Два тамошних нефтеперерабатывающих завода — «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» — стоят. Лесные массивы истощены беспощадной эксплуатацией. Зато развивается туризм, растет количество горнолыжных баз, предприятий сервиса: гостиниц и заведений общепита.

Итоги столетия

Многие дореволюционные предприятия пережили расцвет во времена СССР, но так и не справились с независимостью Украины. Так, сегодняшний Киев можно назвать больше административным, чем промышленным городом. Харьковское машиностроение, кроме электротехнического и отчасти военного, почти умерло, Одесса вернулась к торговому образу жизни, Львов стал административно-туристическим центром. Только уголь и сталь Донбасса оказались «вечными ценностями», хотя сегодня они тоже переживают не лучшие времена.



Авторы: Дарья Кутецкая, Светлана Рябова

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "УКРАИНСКИЙ БИЗНЕС"
Проигрыш «чертовой дюжины»
Лотереи
О том, как Кабмин продлил срок действия лицензий всех операторов лотерей на 13 лет без их ведома и согласия
Кукурузник по-кубински
Корпорация кубинской авиации создает на острове Свободы производственную базу для модернизации собственного парка самолетов Ан-2
Семиголовое «Гидро…»
На минувшей неделе был обнародован приказ Министерства энергетики и угольной промышленности от 5 сентября, согласно которому стоимость основных средств энергетической компании «Укргидроэнерго» составляет 12,488 млрд гривен
На машинах под горой
Машиностроение
На что Ринат Ахметов делает ставки в своем бизнесе по производству горнодобывающей техники
Операция «компенсация»
Автопром
Кабинет министров разрабатывает процедуру денежной компенсации для тех покупателей украинских легковушек, которые сдали на утилизацию старые авто. Такой шаг даст краткосрочный положительный эффект, но вызовет проблемы в среднесрочной перспективе
Адреналин за свой счет
Туризм
Активный туризм в Украине становится модным увлечением. Но соответствующий сегмент всё еще остается нишевым и диковатым: не хватает квалифицированных специалистов и правил игры
Родник для фотона
Репортажи
Менее чем за год в Крыму построено около 30 МВт солнечных мощностей. В ближайшие несколько лет они увеличатся в десятки раз
Берут на снежную пушку
Репортажи
Владельцы горнолыжных трасс в Украинских Карпатах прилагают большие усилия, чтобы составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам. Однако во многих местах создание необходимой инфраструктуры находится в зачаточном состоянии. Таковы основные результаты пробега «Лыжный патруль-2010»
Крюковать или хюндаить?
Расследования
Прежде чем решать, у кого закупать скоростные поезда для украинских железных дорог, чиновникам не мешало бы выяснить, где такую технику у нас применить
Киев-гор-строй-мой-твой-стой
Расследования
Переход «Киевгорстроя» в частные руки вызовет удорожание жилья в столице





   карта сайта

Новости компаний
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018
Подарок в форме рождественского венка: прикольные идеи Форма и подача подарков так же важны, как и их содержание. Интересное оформление способно даже самые обычные мелочи... 31.10.2018



Публикации
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018
Евросоюз настаивает на отмене пошлин 07.09.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте