Морские ворота нараспашку
Имущество всех украинских морских портов теперь может передаваться в концессию
Такое постановление принял Кабинет министров. «Частные инвесторы получат возможность работать в портах Украины на условиях концессии — одной из наиболее распространенных и эффективных форм сотрудничества между государством и бизнесом в мировой морской практике», — утверждается на сайте Мининфраструктуры. В каждом из 18 портов страны может быть реализовано по нескольку концессионных проектов. Условия концессионных конкурсов разработает Министерство инфраструктуры, и перед подачей на утверждение Кабинета министров они будут согласовываться с Минэкономразвития, Минфином и Минюстом.
«В условия конкурсов должны входить обязательства со стороны концессионера, в частности, по выполнению обязательств, указанных в постановлении государственных предприятий (в частности, по полученным кредитам), которые непосредственно связаны с активами, которые передаются в концессию, и порядок передачи концессионеру таких обязательств», — говорится в постановлении Кабмина.
В концессию могут быть переданы как целостные имущественные комплексы, так и отдельные объекты. Правда, с некоторыми исключениями. В соответствии с новым Законом «О морских портах Украины» в концессию не могут передаваться акватория порта, каналы, операционные акватории причалов, молы, волнорезы и другие стратегические объекты портовой инфраструктуры (см. «По воде писано»). То есть новая схема, грубо говоря, будет распространяться на сушу, но не на море.
От внедрения концессионной модели правительство ожидает бóльших поступлений в госбюджет, чем от ежегодных дивидендов за счет хоздеятельности портов. Так, в 2011 году бюджет получил около 460 млн гривен дивидендов из этого источника. По словам заместителя министра инфраструктуры Дмитрия Демидовича, концессионные платежи должны приносить не менее 600 млн гривен в год.
Необходимость активного привлечения частных инвестиций в отрасль, отмечают в профильном ведомстве, обусловлена, прежде всего, критическим уровнем износа инфраструктуры — 60–90%. По оценкам Мининфраструктуры, портовая отрасль Украины нуждается в привлечении около 25 млрд гривен. После принятия нового Закона «О морских портах Украины» намерение принять участие в конкурсах на концессии заявляли такие компании, как «Портинвест», «Нибулон», Cargill. Концессионная схема больше защищает интересы инвесторов, разорвать такой договор государству будет сложнее. Кроме того, банки в случае договоров концессии охотнее выдают кредиты инвестору под реализацию инвестпроекта в порту.
|