Полгода сломали погоду
ПРОДАЖИ
Украинский рынок новых легковых автомобилей в прошлом году упал на полтора процента, до 217,6 тыс. штук. Произошло это впервые с 2009 года. Негативная динамика рынка вызвана падением покупательской способности украинцев и их неуверенностью в будущем
Еще в мае 2012-го автотрейдеры излучали оптимизм и уверенность в том, что по итогам двенадцати месяцев в Украине будет продано на 15–20% новых легковых авто больше, чем годом раньше. Например, в беседе с обозревателем «Эксперта» глава представительства «Ситроен Украина» Лоик Сибрак спрогнозировал объем украинского рынка новых легковых автомобилей на уровне 238 тыс. шт. Единственной угрозой он видел высокую вероятность повышения пошлин на импорт машин с моторами объемом 1–2,5 литра.
Слухи о повышении пошлин вначале сыграли на руку импортерам. Опасаясь, что иномарки подорожают, многие украинцы спешили купить новые колеса. Когда в конце апреля комиссия Петра Порошенко выдала на-гора соответствующие рекомендации о повышении пошлин на автоимпорт, то в последующие пару месяцев объемы продаж опережали те, что были годом ранее, почти на 20%.
А к августу динамика стала негативной. На взгляд «Эксперта», именно в это время сработало стечение неблагоприятных факторов, покачнувшее украинский авторынок. Так, сезон отпусков начался раньше из-за проведения футбольной фиесты Евро-2012, а кратковременная девальвация евро, спровоцированная долговым кризисом в ЕС, рождала осознание того, что иномарки не подорожают. Наши сограждане вспомнили 2009 год и решили, что с покупкой нового авто лучше повременить.
Пик падения покупательского спроса совпал, во-первых, с парламентскими выборами (кто его знает, что будет завтра), во-вторых, с погодными аномалиями декабря. Кстати, очередной всплеск продаж кроссоверов и внедорожников в очередной раз во многом обусловлен нерасторопностью коммунальных и спасательных служб, которые оказались неготовыми к снегопадам. В таких условиях даже посредственный SUV куда лучше самого элитного седана.
 |
Skoda Octavia A5 — самая продаваемая машина в Украине в 2012 году |
Компакты не в моде
Серьезные изменения произошли в сегментах компактных авто. Продажи автомобилей А-класса уменьшились на 13,27%; соседний В-класс и вовсе рухнул почти на 30%. Однако это касается недорогих моделей. В субсегменте B-Premium зарегистрировано рекордное увеличение спроса — на 119%. Причина — высокий спрос на Audi A1 и Lancia Y. Очевидно, в минувшем году благодаря появлению на рынке этих относительно недорогих машин сбылась мечта некоторых покупателей приобрести премиальный бренд. Скажем, базовая цена Audi A1 с акционной скидкой 15% составляет чуть более 25,5 тыс. евро, тогда как А6 стартует от 43 тыс. евро, а А4 — от 39,9 тыс. евро.
С-класс демонстрирует завидную стабильность. Спрос на самый широкий автосегмент начального ценового уровня вырос на 15,81%, а для моделей группы C-High этот показатель составил 8,14%. Наибольший рост продаж (243%) зафиксирован в сегменте C-Premium. По мнению «Эксперта», этот процесс обусловлен перетеканием потенциальных покупателей базовых версий моделей D-класса в более компактный и более комфортабельный субсегмент C-Premium.
В этом году на рынке появится несколько интересных новинок С-класса, причем сразу во всех сегментах. Такое обилие премьер гарантирует рост продаж автомобилей С-класса в 2013 году.
Статистика беспристрастно зафиксировала ослабление внимания украинцев к D-классу, в котором оказалось много автомобилей, еще недавно представлявших сегмент C-High. И если бы не высокие продажи китайского Geely Emgrant EC7, которые выросли втрое, сегмент бы крепко просел.
 |
Geely Emgrand EC7 неожиданно выиграл жесткую конкурентную борьбу в D-классе |
Но опять-таки, стоит лишь взглянуть на премиальный сегмент D-класса, как виден спрос на престижные модели во главе с BMW 3 и Audi A4.
Хорошую динамику Е-классу задала обновленная Toyota Camry, продажи которой не только выросли в полтора раза, но и значительно превзошли назойливого и более дешевого конкурента Hyundai Sonata. Последняя явно заждалась рестайлинга, который сделает машину премиальнее и дороже. Что любопытно, старая модель южнокорейского производителя даже по акционной цене (менее 25 тыс. долларов) пользовалась умеренным спросом, позволив выйти на второе место в этом классе Skoda Superb.
Среди премиальных седанов лучше всего продавались «пятерочка» от BMW и Audi A6.
В MPV-сегменте украинцы, похоже, начали разочаровываться. Эти машины в силу своей конструкции оказались шумными, имеющими высокую парусность и при этом крайне умеренную проходимость. Казавшаяся поначалу оригинальной и потому модной форма кузова уже не спасает положение вещей — продажи упали во всех сегментах. В наибольшей степени — в MPV-B, где безусловный лидер сегмента KIA Soul продавался в 2012 году на треть хуже, чем в 2011-м.
Напротив, у компактных внедорожников всё традиционно хорошо. Видя спрос на экономичные машины, в которые можно с комфортом посадить семью из пяти человек и еще несколько сумок поклажи вместе с дачными принадлежностями, импортеры готовят в этом году множество миниатюрных новинок класса SUV.
Наконец-то раскрутился имеющий оригинальный внешний вид Nissan Juke, который стал лидером продаж в сегменте SUV-Mini. В компактном сегменте лучше всего продавались KIA Sportage, а в SUV-Medium — Hyundai Santa Fe.
 |
Среди кроссоверов первым по продажам оказался KIA Sportage |
Среди больших внедорожников нет ничего лучше, как считают украинские покупатели, проверенной временем и классической Toyota Land Cruiser, а среди премиальных машин — VW Touareg. Едва ли активные продажи «Туарегов», которые выросли в 2012-м в полтора раза, связаны с сообщениями в программах новостей о жизни представителей одноименной народности и событиями в Ливии и Мали. Скорее с тем, что эта модель себя отменно зарекомендовала на украинском рынке. При этом новая модель 2013 года не должна быть более дорогой.
А наиболее удачным год оказался для Mercedes-Benz ML. В 2012-м их удалось продать свыше тысячи экземпляров (рост продаж — 1190%). Причем этих машин по украинским городам и весям явно бегало бы еще больше, если бы не умеренные поставки в Украину. Очередь на такие автомобили не сокращается и составляет около четырех месяцев. И это на падающем рынке. Увы, говорит это о том, что разрыв в уровне жизни населения продолжает расти.
 |
Очередь на Mercedes ML достигает четырех месяцев |
Пороки отечества
По данным Государственной службы статистики, в 2012 году производство легковых автомобилей в Украине упало на 28,5%. Глубже всего провалились производители, делающие ставку на морально устаревшие авто: ЗАЗ сократил производство на 33%, а «Богдан» — и вовсе на 41%. В то же время ЧАО «Еврокар», активно сотрудничающее с чешской Skoda, увеличило объемы производства на четверть.
Падение производства легковых автомобилей вновь возродило проблему повышения пошлины на автоимпорт. «Эксперт» неоднократно писал о пагубных последствиях такого шага и о его неэффективности (см. «Утилизационизм»). В конце концов рост таможенных поборов не решит главной проблемы — он не ограничит импорт иномарок, собранных в России. Аналитики финансовых отделов импортеров и дилеров по просьбе «Эксперта» подсчитали, что иномарки в рознице подорожают на 23–28% в случае введения драконовской пошлины на импорт в размере 50%.
Причем больнее всего это ударит по сегментам, где представлены модели стоимостью около десяти тысяч долларов. Здесь украинским и российским автопроизводителям на пятки наступают Китай и Франция. Поскольку тольяттинские автомобили и машинокомплекты по-прежнему ввозятся в Украину на льготных условиях, то ВАЗу снова надолго гарантировано первое место в рейтинге продаж. Хотя машины с «ладовским» шильдиком по объемам продаж в прошлом году скатились на третье место.
Даже если введение заградительных пошлин приведет к 50-процентному росту продаж автомобилей с шильдиком made in Ukraine, это будет означать, что вместо 69,7 тыс. легковушек соберут 83,6 тыс. штук. Но ведь ассоциация «Укравтопром» заявляет о том, что отечественные автозаводы могут ежегодно собирать 450 тыс. автомобилей! Однако украинский покупатель столько машин приобрести попросту не готов, а до той части потребителей, которые ищут для себя исключительно премиальный сегмент, отечественный автопром своей ценой никогда не достучится. Получается, что даже в условиях агрессивного протекционизма мощности будут загружены примерно на четверть — стоит ли овчинка выделки?
Да и о каком развитии отечественного машиностроения может идти речь, когда миллиарды долларов тратятся на покупку непригодных для Украины поездов Hyundai, в то время как ПАО «Крюковский вагоноремонтный завод» молится на каждую гривню? И можно ли спасти отечественный автопром, если закупать в качестве школьных автобусов российские ПАЗы, а в качестве городских автобусов — МАЗы, в упор не замечая украинские машины?
Пикирующие фавориты

По итогам 2012 года наиболее успешными марками в Украине стали Hyundai (доля рынка — 9,49%), ЗАЗ (8,03%) и ВАЗ (7,95%). Парадокс заключается в том, что тройка лидеров в прошлом году уменьшила свое присутствие на рынке. Так, Hyundai сократил продажи на 9,4%, для ЗАЗ эта цифра составила 14,3%, а продажи ВАЗов рухнули на 40%.
С ВАЗом всё ясно: диверсионно-развлекательные «Калины» и «Гранты» с нижайшим уровнем комфорта и безопасности всё меньше интересуют украинских покупателей. И поскольку этот процесс длится третий год кряду, можно предположить, что в 2013 году Lada вылетит из тройки лидеров. И тут же встанет вопрос о целесообразности локализации производства морально устаревших машин в Украине.
Схожая ситуация характерна для марки ЗАЗ: «сенсо-ланосная» группа устарела и приелась. Vida на фоне одноклассников выглядит очень бледно, Forza «не пошла».
Казалось бы, в этой ситуации Hyundai «рулит». В отличие от печально известных электропоездов (см. «На чешско-корейской границе» и «Крюковать или хюндаить?»), у автомобильных родственников из этой корейской корпорации куда меньше рекламаций. Хотя, откровенно говоря, до лидеров автомира Hyundai в основной массе своих моделей не дотягивает, завоевывая небогатого украинца ценой. В итоге корейские машины числятся в топ-пятерке продаж в каждом классе седанов (кроме D). А Hyundai Accent по-прежнему имеет самые высокие продажи в базовой части С-класса.
Секрет успеха Hyundai на украинском рынке — в оптимальном сочетании цена/качество. За это покупатель прощал и салоны экономкласса, и скромную динамику. Но легковушки Hyundai становятся всё более совершенными и дорогими. (Достаточно вспомнить базовый Hyundai Getz, который продавался дешевле десяти тысяч долларов, а сегодня его аналог i20 стартует уже от 14 тыс. долларов.) Между тем в автомобильной индустрии процветает глобализация: поставщиками ключевых узлов и агрегатов для ведущих автопроизводителей являются одни и те же компании. В таких условиях разрыв стоимости между автомобилями Hyundai и, например, их европейскими «одноклассниками», сократился до опасного уровня в десять процентов — дельта стала слишком маленькой.
К тому же в головах украинских тинейджеров, взрослеющих на «Фейсбуке» и YouTube, слово «Хюндай» (хотя правильно говорить «Хёнде») воспринимается как ругательное. Через несколько лет нынешние подростки придут в автосалоны за своими первыми авто. Вспомнив, как древний чехословацкий тепловоз таскает по «железке» ультрасовременную корейскую электричку, многие из них сочтут предложение купить Hyundai тупой шуткой.
В такой ситуации хорошие шансы попасть в тройку лидеров имеют KIA, Volkswagen и Nissan. Эти бренды не только показывают двузначную динамику роста продаж, но и ставят на конвейер народные модели с конкурентной ценой. Такие, как Nissan Almera нового поколения.
Собираемая в Украине Skoda Octavia А5 из сегмента C-High вырвалась в 2012 году на абсолютное первое место. Однако для чешской марки может быть уготована та же участь, что и для корейской. Skoda слишком активно сокращает разницу в цене между своими авто и продукцией конкурентов. Первый звонок для сидящих в Млада-Болеславе топ-менеджеров уже прозвучал: в 2012 году Volkswagen — бренд по определению более дорогой — обогнал по объемам продаж свое чешское подразделение.

Схватка под куполом
В Верховную Раду VII созыва прошли большинство владельцев украинских автозаводов. Это позволяет сформировать под парламентским куполом могучее автомобильное лобби, которое будет продавливать протекционистские законы. Однако внутри украинского автомобильного треста крепчают противоречия и стремление удавить коллег-конкурентов. Наглядным подтверждением тому служат осенние попытки провести через парламент закон о десятикратном увеличении таможенных пошлин на предназначенные для крупноузловой сборки машинокомплекты, предпринятые в угоду корпорациям «Богдан» и «УкрАвто». Кстати, эти потуги оказались полнейшей неожиданностью не только для АИС и «Еврокар», но и для ассоциации «Укравтопром».
Украинская экономика впала в рецессию. Это наряду с высоким бюджетным дефицитом и по-прежнему ожидаемым ослаблением гривни скажется на объемах продаж новых автомобилей. К тому же важную роль играет то, что в первой половине прошлого года в Украине был в значительной мере исчерпан отложенный спрос. Этот фактор не учитывается автотрейдерами в прогнозах на текущий год. Но о том, насколько он важен, можно судить по обвалу продаж в европейских странах, которые в 2009–2010 годах искусственно стимулировали продажи новых авто.
Основным фактором развития рынка станет появление множества автомобильных новинок в наиболее востребованных сегментах. Особая роль тут принадлежит европейским моделям класса low cost, которые изрядно потреплют нервы дилерам корейских и особенно китайских авто.
«Эксперт» прогнозирует, что в 2013 году в Украине будет продано 190–210 тыс. новых легковых автомобилей. Из них около 70 тыс. придется на долю автомобилей украинской сборки.
|