Новости
Саудовская Аравия рекордными темпами наращивает добычу нефти Саудиты нарастили добычу "черного золота" до исторического максимума – почти 11 млн баррелей в сутки. 21.11.2018
В "Укрзализныце" рассказали, когда откроется продажа на поезда, курсирующие после 9 декабря Укрзализныця откроет продажу билетов на все поезда, которые будут курсировать после 9 декабря, с 26 ноября. 21.11.2018
Кабмин утвердил проект о ЗСТ Украины с Израилем Проект Соглашения о свободной торговле между Украиной и Израилем утверждено Кабинетом Министров Украины. По подсчетам... 21.11.2018
На Prozorro аукционы по аренде земельных участков ProZorro.Продажи запускает систему электронных земельных торгов, где появятся лоты в виде прав на аренду земельных... 21.11.2018
Что скрывают красивые цифры роста промпроизводства от Росстата, - Злой Одессит Известный блогер Злой Одессит на своей страничке в LIVEJOURNAL анализирует положительные показатели состояния... 21.11.2018
Великобритания собирается отправить в Украину дополнительные войска Британия разместит в Украине корабль ВМС - СМИ 21.11.2018
Военные российских ЧВК обратились в Международный уголовный суд Наемники из РФ идут в Международный суд 21.11.2018
Комитет министров Совета Европы получил новую страну-председателя Для Финляндии началось полугодовое председательство в комитете министров Совета Европы. 21.11.2018
Обновление ПО делает смартфон Xiaomi Mi A2 бесполезным В смартфонах Xiaomi нашли серьезную проблему
21.11.2018
Кремль отреагировал на выбор главы Интерпола В Кремле приняли свое поражение, но считают, что Запад вел "нечестную игру".
21.11.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33957.996-0.040
Серебро398.689+0.521
Платина23432.710+0.234
 ПродажаПокупкаНБУ
USD27.94527.74027.764
EUR32.07031.44031.709
RUB0.4400.3330.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT63.34+1.30Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Эксперт-Авто / №48(373) 17 ДЕКАБРЯ 2012
«Сусанин» на миллиард    Печатная версия    в избранное
НАВИГАТОРЫ
«Эксперт» выяснил, почему штатные навигационные системы часто оказываются бесполезными в Украине и почему они доступны только в пакете с другими опциями

Первые автомобильные навигаторы появились в Японии в начале 1980-х годов. Они были электромеханическими: на специальный валик, скорость вращения которого менялась пропорционально скорости движения автомобиля, наматывалась бумажная карта. Перо, повторявшее изменения направления движения, чертило на ней пройденный маршрут. Ни о каких сервисах не могло быть и речи.

Инженеры компании BMW предложили другое решение. При поездке на большие расстояния в восьмибитный бортовой компьютер седанов пятой серии (кузов Е28) вручную вводились дистанции до реперных точек и направление поворотов. Навигационные сведотиоды располагались в специальной консоли, находившейся на потолке между головами водителя и штурмана. При проезде заданного расстояния включался звуковой сигнал и под потолком моргал нужный светодиод (прямо, влево, прямо). Но поскольку кроме них на консоли находился еще десяток индикаторов, пользоваться такой навигацией было неудобно.

В середине 1990-х годов после серии авиакатастроф, вызванных штурманскими ошибками, Пентагон открыл военную навигационную систему GPS для гражданской авиации и флота. Вскоре она стала общедоступной.

Первые автомобильные GPS-навигаторы были громоздкими, дорогими и устанавливались исключительно на представительских моделях. Чтобы снизить стоимость оборудования, производители использовали для отображения информации электролюминесцентный дисплей. На нём в цифровом виде отображались дистанция до объекта или точки перемены курса, направление поворота, координаты автомобиля и сокращенные названия населенных пунктов. Затем у автонавигаторов появились монохромные жидкокристаллические дисплеи, на которых можно было показывать более сложную информацию, включая карту. В конце концов появились многоцветные сенсорные дисплеи — тачскрины.

Сегодня навигационные функции, как правило, делегированы автомобильной информационно-развлекательной системе (ИРС). Она включает в себя мультимедийную систему, в которую интегрирован GPS-модуль. Кроме того, современные навигационные ИРС имеют 2G/3G-модуль, благодаря которому на дисплее, кроме маршрута, отображаются данные о трафике, точках интереса (POI) и прочая вспомогательная информация.

Горе-карты

За последние пару лет «Эксперт» протестировал несколько десятков автомобилей разных марок и классов, на которых была установлена штатная навигационная система. Пользоваться услугами ИРС приходилось в крупных и малых городах, на международных магистралях и проселках. Сухой итог — в большинстве случаев штатные системы с задачей провести из пункта А в пункт Б по витиеватому маршруту не справлялись. В отличие от внешнего прибора.

По сути навигатор, как и компьютер, состоит из двух частей: hard и soft. В роли харда выступает сам навигационный прибор, главной задачей которого является четкая ориентация в пространстве. Сегодня все более-менее хорошие приборы допускают ошибку замеров лишь в несколько метров. В этом плане почти все протестированные штатные ИРС хороши. О том, что необходимо повернуть, они сообщают заранее, четко определяют точку нахождения автомобиля на карте не только во время остановки, но и при движении на высоких скоростях (кстати, с последним зачастую не справляются GPS-системы, установленные на мобильных телефонах, — они на это попросту не рассчитаны).

Портативные навигаторы в Украине сегодня значительно эффективнее штатных GPS-магнитол, поскольку зарубежные автопроизводители, имея определенные обязательства перед западными компаниями-разработчиками навигационных программ, очень неохотно сотрудничают с украинскими картографами

А вот с софтом — проблема. На ряде моделей ИРС вообще не поддерживает кириллицу, в частности, в списке предлагаемых языков нет не только украинского, но и русского. У тех же, кто имеет русифицированное меню, шрифт может быть не адаптирован к ширине окон, стилю навигационной системы, да и перевод некоторых опций бывает очень приблизительным.

Впрочем, основное замечание пользователей таких систем, установленных в автомобилях топ-комплектаций, — к качеству карт. Ситуация со штатными картами для бортовых систем сейчас сродни той, которая была с качеством изображений для внешних устройств три-четыре года тому назад. В городах с ориентированием нет больших сложностей. Три из четырех приборов не только знают все улицы, но и имеют нанесенные на карты номера домов. Все названия улиц в Украине, как правило, дублированы на русском, украинском языках, а также латиницей. Так что можно «не париться» языковым вопросом и не думать, какую улицу вбивать при поиске, Радянську или Советскую. К тому же самые лучшие приборы даже предлагают маршруты на выбор — оптимальный по расходу топлива, с кратчайшим расстоянием, тот, который можно проехать за наименьший промежуток времени. Однако даже в самом премиальном авто можно легко нарваться на карту, в которой не показаны переулки, мелкие проезды и даже некоторые улицы городов-миллионников.

Если же вы руководствуетесь бортовой ИРС и попали в небольшой райцентр или вовсе село, шансов на то, что тут будут прорисованы хотя бы основные улицы, немного. Скорее всего, на экране можно будет увидеть лишь как магистраль «прорезает» этот населенный пункт. Дальше в дело вступают интуиция, компас, бумажные карты. Кстати, заядлые путешественники всегда советуют брать с собой в дальнюю дорогу помимо портативного навигатора еще и подробную карту автомобильных дорог (среднемасштабные карты украинских областей можно купить на многих заправках).

Наибольшее различие между штатными навигаторами состоит в том, насколько качественно в них прописаны основные украинские автодороги. На некоторых марках установлены карты, где более-менее точно прорисованы лишь М-ки, то есть международные магистрали, обозначаемые в Украине буквой «М» и обязательно имеющие обозначение «Е». (Например, одесская трасса имеет обозначение М-05/Е95.) На более продвинутых картах за последний год уже появились неплохо прорисованные маршруты движения по национальным магистралям (индекс Н, например, Н-03: Житомир—Любар—Староконстантинов—Хмельницкий—Каменец-Подольский—Черновцы) и региональным (индекс Р, например, Р-06: Ульяновка—Первомайск—Вознесенск—Новая Одесса—Николаев). Впрочем, когда дело доходит до территориальных дорог (индекс Т), как правило, штатные навигаторы теряются в пространстве.

При этом трассы с индексом Т относятся к классу дорог государственного значения. Что уж тут говорить об областных и районных дорогах местного значения! Они не только ужасно прорисованы на картах, но и ремонтируются из рук вон плохо, если только такая дорога не ведет к дому влиятельного господина или крепкому предприятию.

Он шел на Одессу, а вышел к Херсону

Почему портативные навигаторы в Украине сегодня эффективнее штатных GPS-магнитол? Всё дело в том, что имеющие определенные обязательства перед западными компаниями-разработчиками навигационных программ зарубежные автопроизводители неохотно сотрудничают с украинскими картографами. На всех протестированных «Экспертом» автомобилях были установлены карты зарубежных разработчиков, как правило, тех, которые не входят в число лидеров у нас (Navitel, NavLux, Aeroscan, CarteBlanche).

Руководствуясь такими приборами, мы десятки раз попадали в анекдотичные ситуации. Так, неоднократно электронные штурманы не самых дешевых седанов и внедорожников предлагали нам свернуть с моста в реку, переехать вспаханное поле на суперкаре или пополнить запасы горючего в кинотеатре. Апофеозом забугорной картографии стала поездка по дну одного из самых крупных озер Украины — навигатор на полном серьезе уверял нас в том, что мы идем по глубокой воде. Причем не в прибережной кромке — такую ошибку можно было бы списать на контртеррористическую модуляцию сигнала со спутников, — а аккурат посередине озера…

Шутки ради мы находили информацию о навигационном «железе» тестовых авто и втайне от дилеров заливали в бортовые навигаторы созданные в Украине карты родной страны. Вот когда мы ощутили потенциал родины и возгордились своим происхождением! Адаптированные в Украине карты на порядок лучше импортных продуктов и, к тому же, учитывают особенности национального менталитета. Это в Европе важнейшими POI считаются отели и АЗС. У нас нередко точками интереса номер один являются рестораны, сауны и туалеты. А разве кто-то станет спорить с тем, что даже в Киеве отхожее место невозможно найти без навигатора?!

В общем тот навигационный soft, который стоит на большинстве машин, напоминает песню о матросе Железняке. О том самом, который распустил Учредительное собрание словами «Караул устал», а потом возглавил бригаду бронепоездов. В итоге получилось, что «он шел на Одессу, а вышел к Херсону».

Украинские автодилеры прекрасно осведомлены о проблемах, с которыми сталкиваются владельцы GPS-автомобилей. Казалось бы, решение проблемы лежит на поверхности: в нашей стране есть по крайней мере три картографические компании, которые уже создали детальные цифровые карты страны и при этом еженедельно продолжают их совершенствовать, нанося новые объекты и элементы. Но мировые автоконцерны верят, что у международных разработчиков карт дойдут когда-то руки до карт Украины, России, Китая и многих других стран с еще недавно невысоким уровнем автомобилизации.

Хитрость автопрома

Массовое распространение USB-носителей и карт памяти решило главную проблему стационарных гаджетов. Теперь для обновления программного обеспечения консольного навигатора его не нужно вынимать из центральной консоли и тащить к персональному компьютеру. Достаточно вставить флешку или карту памяти с программой обновления, и новые карты попадут в навигатор.

Но возникла проблема совсем иного характера. Сегодня электроника обновляется так быстро, что GPS-магнитола может устареть прямо в автосалоне. Так, если ваш девайс не поддерживает мобильную связь третьего поколения (3G), на карте не отобразится информация о пробках. Рекламируемая многими производителями возможность получать информацию о дорожном трафике с помощью 3G-смартфона по протоколу Wi-Fi не выдерживает критики — счета от операторов мобильной связи превысят топливную экономию. А просто поменять штатную GPS-магнитолу проблематично. Причиной тому служит маленькая хитрость крупных автопроизводителей.

До начала 2000-х годов для установки автомагнитол на центральной консоли предусматривались ниши стандартных типоразмеров 1DIN и 2DIN.

Первые в принципе не подходят для магнитол-навигаторов, поскольку дисплей там безобразно крошечный. Есть аппараты с выдвижными мониторами, но они дОроги, имеют хлипкую конструкцию и при открытом дисплее могут перекрыть расположенные на центральной консоли кнопки и индикаторы. Аппараты типоразмера 2DIN не пошли: очень немногие авто имеют установочные гнезда данного типоразмера. К тому же во второй половине 2000-х автопроизводители стали массово устанавливать ИРС прямо на конвейере. Причем в большинстве случаев речь шла об аппаратах нестандартных размеров, которые «идеально вписывались в дизайн салона».

Для максимального удобства потребителя «дизайнерские» мультимедийные системы с поддержкой GPS интегрированы в бортовую цифровую сеть (современные авто имеют от двух встроенных компьютеров). Благодаря такой интеграции всего и вся в один дизайнерский аппарат поставить на центральную консоль чужака почти невозможно.

Это позволило одним выстрелом убить целый выводок зайцев. Производители добились невмешательства третьих лиц в работу электросистемы в гарантийный период и образцово-показательной заботы о клиенте. Главным трофеем оказался стабильный доход: стоимость «дизайнерских» магнитол-навигаторов нередко стремится в заоблачную высь. Так, когда в 2007 году в Москве и Питере появились BMW 5-й серии, оснащенные первыми сертифицированными Росстандартом бортовыми навигаторами, стоимость электронного «штурмана» составляла 3200 евро. Это была аккурат десятая часть стоимости баварского автомобиля! Для сравнения: брендовый карманный компьютер (КПК) с поддержкой GPS можно было купить за 150–300 евро. Кстати, подавляющее большинство GPS-магнитол выполнено именно по «карманным» технологиям: те же процессоры, те же операционные системы Windows Mobile, Windows CE или заточенный под конкретные требования Linux. А недавно появились ИРС-навигаторы на базе Android.

Сегодня почти невозможно заказать бортовой навигатор как отдельную опцию (исключение составляют несколько немецких моделей). GPS-магнитолы доступны только в пакете с другими опциями, которые нужны не каждому автомобилисту: кожаным салоном, панорамной крышей, легкосплавными дисками, колесами увеличенной размерности и пр. А столь обширный пакет может увеличить стоимость базовой версии в полтора-два раза. Кстати, вычленить при таком раскладе стоимость бортового навигатора очень сложно.

Скажем, покупатель одной из доступных по цене французских моделей может заказать себе CD/MP3-ресивер примерно за 250 долларов (в эту сумму входит оплата работ по установке аппарата). В рознице магнитола такого же класса, но с цветным дисплеем (у француза он монохромный) и более широкими возможностями стоит 35 долларов. Значит, его цена в крупном опте вряд ли превышает 22 доллара. Если убрать из маржи себестоимость установки аппарата, то прибыль автопроизводителя составит 500% на простой аудиосистеме, предназначенной для бюджетного автомобиля. Представьте себе прибыль, которую снимают автопроизводители с GPS-магнитол, предназначенных для дорогих авто.

Полный китайский цикл

Даже на премиальных моделях могут стоять ИРС китайского происхождения. И ничего страшного в этом нет. По прогнозам аналитиков, в 2012 году в Европе будет продано 12 млн новых легковых автомобилей. «Эксперт» разузнал, что около 20% новых авто (2,4 млн) продается с установленной на конвейере GPS-магнитолой, а усредненная стоимость GPS-магнитолы составляет примерно 500 долларов. Значит, дополнительный оборот автомобильных корпораций, устанавливающих ИРС с навигацией, только в Европе составляет 1,2 млрд долларов. И норма прибыли тут не менее 50%, то есть 0,6 млрд минимум.

Но это еще не всё. Ведь сама по себе информационно-развлекательная система с GPS штурманом не станет. Ей необходимо программное обеспечение, в первую очередь картографическое. Покупая автомобиль с бортовым навигатором, европеец платит за карты примерно 33 доллара. Между тем при крупнооптовых закупках одна лицензия на навигационный софт обходится автопроизводителю в 9,60 доллара. Умножив маржу 23,40 доллара на 2,4 млн автомобилей, получим прибыль на картах — 56,2 млн долларов. Хотя это уже копейки.

И это расчеты только для Европы. А ведь есть еще такие емкие рынки, как Северная Америка, Япония, Китай, Латинская Америка… В условиях, когда большинство автомобильных концернов несет большие убытки, упускать такую прибыль мировой автопром не собирается. Так что можно не сомневаться: число легковых автомобилей, которые будут оснащены GPS-магнитолами прямо на конвейере, будет расти. Причем этот тренд вскоре перекинется даже на экономсегмент. В частности, в будущем году в Украине начнутся продажи бюджетной модели Renault Logan с бортовым навигатором.



Авторы: Игорь Мягченков, Андрей Блинов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "ЭКСПЕРТ-АВТО"
Авангард из Поднебесной
Тест-драйв
«Эксперт» тщательно протестировал полноразмерный электромобиль BYD e6, способный до 300 км ехать без подзарядки. Эта китайская машина являет собой новый сегмент в области электромобилестроения
Электродиета
Электромобили
Электромобили продаются очень вяло. Тем не менее к их разработке и производству подключаются концерны с мировым именем, что сулит прорыв в этой области в ближайшие десять лет
Утилизация во имя корпорации
Утилизационный сбор
Какие цели преследуют борцы за автоэкологию
Заповеди автомобильного паломника
Безопасность
Соблюдая во время автомобильных путешествий несложные правила, можно свести связанные с ними расходы и риски к минимуму
Куда пойдет прокат?
Прокат
Гибель Вадима Нестерчука, основателя крупнейшего оператора по прокату автомобилей в Украине, чревата переменами в этом бизнесе
Генераторы адреналина
Тет-а-тест
Спорткары ассоциируются с многолитровыми моторами ракетной мощности. Испытания «Эксперта» показали, что для генерации адреналина достаточно 1600 «кубиков» и турбины
Летние премьеры’2013
Новинки
Семеро одного ждут
Тест-драйв
Корпорация Nissan представила новый семиместный внедорожник. «Эксперт» протестировал автомобиль на венгерских дорогах, хотя в Европе он будет продаваться исключительно на российском и украинском рынках
Спринт без обжорства
Тест-драйв
«Эксперт» протестировал в Германии третье поколение многофункционального вэна Sprinter. Новинка стала больше, экономичнее, безопаснее и при этом сохранила привлекательную стоимость
Двойной дауншифтинг
Салоны
Бедная экспозиция, катастрофическое сужение марочного портфеля и полное доминирование двух украинских финансово-промышленных групп — вот чем запомнился XXI Киевский международный автосалон SIA’2013





   карта сайта

Новости компаний
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018
Обзор клуба Лото Бар 02.11.2018
Как ухаживать за зимними ботинками? Покупая новую зимнюю пару обуви, вы наверняка хотите, чтоб она прослужила вам не один сезон. Во многом это будет... 31.10.2018



Публикации
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018
Как сделать выходные яркими с ivi.ru 11.10.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте