Новости
Международная группа компаний ASSTRA активно внедряет LEAN MANAGEMENT С 2018 года AsstrA-Associated Traffic AG внедряет принципы «бережливого производства». Компания придерживается... 23.01.2019
Лидер Гонконга обеспокоена функционированием глобальной торговой системы Глава Гонконга Кэрри Лэм на Всемирном экономическом форуме в Давосе сообщила о своем беспокойстве за дальнейшее... 23.01.2019
Украинские почтовые службы предупредили о задержках в доставке посылок Обе компании заявили, что в таких условиях работать невозможно. 23.01.2019
Meizu выпустила смартфон без единого разъема (ВИДЕО) В новом гаджете компания использовала 75 запатентованных технологий. 23.01.2019
Укрзализныця столкнулась с проблемами при онлайн-продаже льготных билетов для людей с инвалидностью В электронную систему внесли еще не все данные об украинцах с особыми потребностями, поэтому система может отказать в... 23.01.2019
Палестина собирается требовать постоянного членства в ООН Палестина будет требовать постоянного членства в ООН, несмотря на угрозы США применить право вето. 23.01.2019
Документы в ЦИК принесли еще несколько будущих кандидатов на пост президента Украины "Батькивщина", "Свобода" и "Народный контроль" выдвинули своих кандидатов 22 января. 23.01.2019
Шатдаун в США значительно повлиял на научную сферу страны Астрономы, метеорологи, биологи — американский шатдаун временно лишил работы тысячи ученых по всей стране. 23.01.2019
Армения объявила о бесплатных онкологических операциях для своих граждан Министр здравоохранения Армении Арсен Торосян объявил 23 января, что граждане Армении больше не будут оплачивать из... 23.01.2019
Глава парламента Венесуэлы попросил военных встать на сторону народа Глава парламента Венесуэлы призвал военных "встать на сторону народа". 23.01.2019
Все меньше украинцев получают в Польше статус беженца За прошлый год количество украинцев, получивших статус беженца в Польше, сократилось втрое. 23.01.2019
В Сети опубликовали потрясающие снимки замерзшего Ниагарского водопада (ФОТО) Ниагарский водопад во льду — фото
23.01.2019
Какими будут смартфоны будущего? Компании Meizu и Vivo намекают на анонс полностью монолитного смартфона. 23.01.2019
В Украине появилась универсальная платформа цифровой доставки документов В Украине появилась первая универсальная платформа для обмена е-документами между предприятиями 23.01.2019
Украина собирается закупить 13 новых самолетов МВД Украины планирует закупить 13 самолетов АН-74, АН-32 и АН-178 на сумму $450 млн для нужд Нацгвардии и ГСЧС 23.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35839.178+0.283
Серебро425.690-1.544
Платина22260.879-0.563
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.00027.65027.896
EUR31.95031.23531.673
RUB0.4350.3310.419
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.79-1.15Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №20(391) 27 МАЯ 2013
Step by застой    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Постепенно, шаг за шагом, как и всё, что он делает, Китай выходит в лидеры мирового современного искусства. В этом «Эксперт» убедил масштабный арт-проект «Китай Китай», открывшийся в PinchukArtCentre

На роскошных диванах, расставленных по периметру комнаты, сидят мужчины и женщины в дорогих вечерних костюмах и платьях. Обувь, драгоценности у женщин, часы у мужчин — всё выдает в них представителей элиты, той, которая любит выставлять свое богатство напоказ. Это манекены, но благодаря современным материалам иллюзия того, что зритель имеет дело с живыми, пусть и неподвижными, людьми, полная. Вот только вместо голов у них нависшие над диванами громадные глыбы бутафорских камней. Между диванами передвигаются ползком по полу картонные коробки с прорезями, в которых видны детские глаза. Дети, засевшие в этих коробках и дующие в охотничьи свистки, то ли охотятся за зрителями, то ли, наоборот, прячутся от них.

Проходящая мимо молодая женщина вдруг берет один из манекенов за палец (тот оказывается мягким и гнущимся во все стороны, иллюзия человеческого тела на мгновение пропадает) и меняет положение его кисти. «Не боитесь, что отвалится?» — спрашиваю не в меру расшалившуюся зрительницу. Она поворачивается ко мне — и я понимаю, что это одна из двух соавторов этой работы под названием «Тинейджер Тинейджер» китаянка Пэн Юй, приехавшая вместе со своими коллегами на открытие масштабного группового проекта «Китай Китай».

Манекены — лишь половина представленной Пэн Юй вместе с Сунь Юанем экспозиции. Вторую ее часть составляет перформанс «Видеть недостаточно», в котором два десятка мужчин с завязанными глазами за длинным столом в оружейной комнате собирают и разбирают автоматы АК-47. Решетчатые стены «оружейки» увешаны, помимо этих автоматов, другим стрелковым оружием советского производства, хорошо знакомым тем, кто служил когда-то в советской или служит сейчас в китайской армии.

По задумке авторов работы «Тинейджер Тинейджер» противостояние неподвижных взрослых манекенов и движущихся в коробках детей олицетворяет разрыв между двумя поколениями. А расположенная на втором этаже PinchukArtCentre инсталляция самого знаменитого из современных китайских художников Ай Вэйвэя «Выкорчеванные» — громадные высохшие пни, расставленные корнями вверх в комнате, увешанной фотографиями китайцев в каком-то европейском городе, — это образ Китая, утратившего свои исторические корни во время культурной революции 1960-х годов. Фотографии на стенах — это обычные жители Китая, которых Вэйвэй в ходе своего проекта свозил в Германию, чтобы сфотографировать в чуждой им обстановке. Они тоже — «выкорчеванные».

Ай Вэйвэй. «Выкорчеванные», 2009 и «Сказка», 2007

Однако на выставке «Китай Китай» поражает не идеология проектов, а их визуальная мощь. По сравнению с материализованными фантазиями китайских художников большинство работ их западных коллег кажутся скромными интеллигентскими поделками, плодами не столько рвущегося в мир таланта, сколько изощренного ума. И я в очередной раз убеждаюсь в том, что если в современном искусстве возможен Ренессанс (а без него оно обречено на бесконечное повторение уже сделанных находок), то родиной его в XXI столетии станет Китай. И вот почему.

Неустойчивая мода

Сюй Чжень. «Поле движения», 2013

Недавно среди галеристов и арт-критиков прошел активный обмен мнениями по поводу того, что собой представляют зрители проходящих на постсоветском пространстве выставок contemporary art. Сошлись на том, что обычно это студенты вузов, часто профильных (художественных, театральных, кинематографических), интересующиеся всем новым. Те же самые лица можно увидеть и в кинозалах, где проходят фестивали артхаусных фильмов, и на галерке, когда на театральной сцене идет спектакль, выходящий за рамки привычного реализма «по Станиславскому».

На первый взгляд, это замечательно — у нас ведь еще с советского времени установилась привычка с пиететом относиться к молодежи как к «нашему будущему». Но на самом деле, если говорить о contemporary art в Украине, где у него, в отличие от театра и кино, нет десятилетиями освященных традиций, такой тренд ничего хорошего современному искусству не сулит. Ведь для большинства отечественной молодежи посещение подобного рода выставок — это мода. А мода, как известно, преходяща. Посетите не хорошо раскрученные проекты, где толпятся мальчики и девочки студенческого возраста, а обычную художественную галерею, и поищите там этих тусовщиков.

Большинство молодых людей, посещающих выставки современного искусства (если только они не учатся на художника, критика или режиссера), ищут, судя по их разговорам между собой, совсем не ответ на вопрос, насколько адекватно contemporary art отражает современный мир. Их интересует другое: почему на Западе contemporary art — это круто? Но Запад — совсем другое дело. Там нереалистическое изобразительное искусство галеристы и арт-критики начали активно раскручивать еще в 1940-е годы. Поэтому в сознании тамошнего обывателя оно присутствует столь же органично, как в сознании человека, чье детство прошло в СССР, конфетная обертка с мини-репродукцией картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Если, например, зайти в многочисленные художественные галереи в Тель-Авиве, то во многих из них можно увидеть работы уровнем не выше, чем полотна наших самодеятельных живописцев на киевском Андреевском спуске. Однако на выставленных на Подоле картинах улыбающиеся коты чередуются с городскими пейзажами, а где-нибудь в Яффе, которая стала арт-пригородом столицы Израиля, глазу туриста придется довольствоваться абстрактной концептуальной живописью. Зато музей современного искусства в Тель-Авиве по богатству и качеству своей коллекции просто потрясает.

Сунь Юань и Пен Юй. «Видеть недостаточно», 2013

Повторение — мать застоя

С тех пор как во второй половине ХХ века начал развиваться арт-рынок, в contemporary art хлынуло множество людей умных, но бесталанных. В результате наряду с настоящими художниками, которые пытались раздвинуть горизонты искусства, возникли их антиподы — люди, которые сначала придумывали художественные теории, а потом иллюстрировали их в меру своих сил. На смену талантливым, но косноязычным художникам пришли говорливые интеллектуалы, объясняющие, почему то, что они сделали, надо покупать. А поскольку ум встречается гораздо чаще, чем настоящий талант, именно эти люди начали составлять критическую массу на мировой художественной арене.

Зритель в этой ситуации оказался самым последним в иерархии многочисленных участников игры. Если он говорил, что работа не вызывает у него эмоционального отклика, ему объясняли: современное искусство воздействует прежде всего на интеллект. А если он решался сказать, что его интеллект в данном случае тоже бездействует, ему говорили — ничего страшного, бывает, вот вам сопроводительный текст, там всё разъяснено и разложено по полочкам.

На выставке убеждаешься в том, что если в современном искусстве возможен Ренессанс (а без него оно обречено на бесконечное повторение уже сделанных находок), то родиной его в XXI столетии станет Китай

Однако долго такая ситуация продолжаться не может. Это для людей сверхбогатых современное искусство остается почти неизбежным средством инвестиций и построения имиджа. Ведь логичнее и престижнее купить за несколько лишних миллионов долларов картину Энди Уорхола, чем вторую яхту или пятый особняк. А обычные состоятельные граждане и просто любители искусства на постсоветском пространстве начали задавать себе вопросы. Первые — почему они должны вешать на стены у себя в квартирах и домах картины, которые им непонятны. Вторые — почему выставки современного искусства со временем дают им всё меньше чувства удовольствия и новизны. С первыми ситуацию решить проще — для этого существует раскрученный рынок антиквариата. Со вторыми сложнее.

В 1990-е годы, когда современное искусство еще только пробивало путь на украинском арт-рынке, один из отечественных галеристов объяснял мне разницу между Андреевским спуском и contemporary art просто и наглядно. Мол, если у живописца, торгующего на спуске, покупают картину, на которой изображена сирень, то он будет бесконечно ее копировать. А вот настоящий художник каждый раз ищет новый способ видения и изображения мира. Тогда это звучало убедительно. Однако с тех пор прошло 15 лет, и мы увидели, что этот самый «настоящий художник», найдя свой «новый способ видения и изображения мира», рано или поздно начинает его копировать точно так же, как рисовальщик сирени. Ведь покупают же, и покупают дорого — так зачем обрекать себя на муки новизны творчества? И если внимательно присмотреться к произведениям художников мирового уровня, нетрудно заметить — они гораздо чаще повторяют самих себя, чем пытаются найти что-то новое в себе или в мире.

Современному искусству начал грозить застой. И тут в него пришел третий мир. Так, на венецианской биеннале 2007 года всеобщий восторг арт-критиков вызвал африканский павильон. Но Африка быстро отошла на второй план, а на авансцену мощно и уверенно вышел Китай.

Чжао Чжао. «Офицер», 2011–2013
Чень Чжень. «Комната очищения», 2000

Самые древний и самый большой

И дело тут не только в том, что доля Китая на мировом арт-рынке составляет, по разным оценкам, от 30 до 40%, и особенно поднялась после того как тамошнее правительство начало регулировать рынок недвижимости и тем самым ограничило приток в него инвестиций. Китайскому искусству пять тысяч лет, а среди 1,3 миллиарда китайцев (то есть, условно говоря, на одного украинского художника приходится 30 китайских) найдется несколько сотен, а то и тысяч человек, способных объединить эстетическую и интеллектуальную утонченность древней китайской культуры с мощной энергетикой проснувшихся в последние десятилетия сотен миллионов народных масс Китая.

При этом китайцы, для которых столетия назад окружавшие их страну народы были всего лишь варварами, сегодня активно «врастают» в мировой контекст. В том числе и художественный. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на выставке провокационную эротическую инсталляцию-перформанс Яна Ксина «Секс-комедия». Но в то же время китайские художники демонстрируют умение при помощи западной стилистики раскрывать чисто китайскую тематику, например, конфуцианство (видео Ян Фундуна «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу»).

Короче говоря, они сегодня умеют всё, и выставка «Китай Китай» демонстрирует это в полной мере.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте