Новости
США ввели новые санкции против Ирана в отношении двух человек и шести компаний Санкции замораживают все активы, принадлежащие компаниям, подпадающим под юрисдикцию США. 24.01.2020
Грета, Меркель, большая нефть и налоговое перемирие: основные моменты ВЭФ в Давосе Вот основные моменты 3-го дня ежегодной встречи Всемирного экономического форума (WEF) на швейцарском горнолыжном... 24.01.2020
В леопардовой юбке и элегантном пальто: Кейт Миддлтон посетила детский центр в столице Уэльса (ФОТО) Супруга принца Уильяма посетила детский центр Кардиффа. 23.01.2020
В Украине в этом году построят 9 новых объездных дорог Укравтодор в текущем году будет строить 9 новых объездных дорог. 23.01.2020
Дубилет рассказал, почему население Украины сокращается Министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет назвал причины сокращения населения Украины. 23.01.2020
В Украине начали массово закрывать школы из-за гриппа В Украине начали массово закрывать школы на карантин из-за резкой заболеваемости гриппом и ОРВИ. 23.01.2020
Потоп возле ТЦ Ocean Plaza: сколько заплатили пострадавшим А герою охраннику обещали дать премию. 23.01.2020
Королева Елизавета ІІ одобрила законопроект о Brexit Закон о Brexit, то есть выходе Великобритании из Европейского Союза, в четверг, 23 января, был одобрен королевой... 23.01.2020
Очередной электромобильный стартап показал свой новый кроссовер (ФОТО) Чего сегодня в мире достаточно – так это электромобильных стартапов. Калифорнийский Neuron (созданный на китайские... 23.01.2020
Самолет Ил-76МД Воздушных Сил ВСУ получит обновление в соответствии с требованиями ICAO Государственное предприятие «Николаевский авиаремонтный завод «НАРП» объявило тендер на дооборудование самолета Ил-76МД... 23.01.2020
Захотелось погулять: в России из зоопарка сбежали слоны (ВИДЕО) Из Екатеринбургского цирка (РФ) сбежали слоны. 23.01.2020
У экс-главы Volkswagen не будут отбирать бонус в размере $12 млн, несмотря на обвинения Винтеркорн подал в отставку с поста генерального директора вскоре после выхода разоблачающих компанию сведений. 23.01.2020
Украинцам пообещали новую услугу в телефоне Пенсия онлайн - услуга, которая будет доступна украинцам в ближайшее время 23.01.2020
Армия США заключила контракт на $400 млн на производство бронетехники нового поколения Во вторник министерство обороны объявило о соглашении на сумму около $400,9 млн для закупки 160 бронированных... 23.01.2020
В Узбекистане произвели рекордное количество автомобилей В прошлом году в Узбекистане было произведено более 271 тыс. легковых автомобилей. Это на 22,86% больше, чем годом... 23.01.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.54524.22525.144
EUR27.45026.55027.749
RUB0.4050.3100.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT61.62-2.52Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №4(377) 04 ФЕВРАЛЯ 2013
Маркс, Сезанн и четверть миллиарда долларов    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
По мнению российского художника Дмитрия Гутова, современное искусство — это новая религия нашего времени

Московский художник Дмитрий Гутов — один из самых популярных сегодня в мире современных российских художников. Он выставлялся на сотне международных выставок, среди них три главные — венецианская биеннале, «Манифеста» и «Документа». Кураторы этих выставок, которые в арт-мире считаются небожителями, — его хорошие знакомые. Работы Гутова пока стоят относительно недорого (например, полотно «Лягушки» было продано в 2008 году за 9,5 тыс. евро), но дело не в цене, а в его международной репутации художника-интеллектуала. Интервью, которое дал «Эксперту» Гутов во время своего приезда в Киев, эту репутацию подтвердило.

— Многие художники с международной репутацией традиционно придерживаются левых взглядов. Но даже среди них нечасто встретишь поклонников научного марксизма и советского марксиста-искусствоведа Михаила Лифшица. Почему ваш выбор пал именно на них?

— Из всех учений, которые я считаю великими, марксизм — единственное, имеющее к нам непосредственное отношение. Есть буддизм и даосизм, но они были созданы тысячи лет тому назад. А марксизм — это лучшее описание мира, в котором я живу. Я понял это еще в школе. Для того чтобы правильно жить в тех обстоятельствах, в которые нас кинула история, их нужно анализировать. И марксизм — это прежде всего аналитика.

В советское время, когда марксизм навязывался, я рос в абсолютно диссидентской среде, где ненавидели всё, что имело к нему отношение. И у меня были все запрещенные книги, которые только можно было достать. У моего приятеля в 1983 году, в андроповские времена, при обыске изъяли четыреста наименований запрещенной литературы. Я был следующим в очереди на обыск и когда перевозил свою диссидентскую библиотеку к родителям, чтобы там ее спрятать, на это ушло несколько дней.

И вот как-то в школьной библиотеке мне попался в руки дополнительный том из полного собрания сочинений Маркса и Энгельса, а в нём ранняя работа Маркса, о которой мало кто знает, — «Философско-экономические рукописи 1844 года». В ней Карл Маркс писал, в частности, о «грубом непродуманном коммунизме». И там было такое описание коммунизма, что я побежал пересказывать его своим диссидентским друзьям: «Ребята, какой там Солженицын, вот Маркс написал, что грубый непродуманный коммунизм — это уничтожение личности». Я понял, что это — описание моей жизни. И кроме того, исходя из прочитанного, сделал вывод, что у советской власти нет никаких шансов, и она грохнется.

И еще я понял, что великие вещи валяются у нас под ногами. Просто люди невнимательны. Ранние сочинения Маркса я нашел в школьной библиотеке, куда ходили все. Работы Лифшица — в районной библиотеке.

— Что главное вы взяли у Лифшица?

— У Михаила Лифшица есть одно очень важное методологическое положение, которое лишает читателя интеллектуальной девственности, — ищите противоположное. Иначе говоря, не всё написанное надо понимать буквально. Если читатель включит свой мыслительный аппарат, то увидит, что у настоящего текста всегда есть второе интеллектуальное дно, которое сплошь и рядом говорит прямо противоположное тому, что лежит на поверхности.

И я этот метод применил к самому Лифшицу. У него, например, написано, что модернизм в искусстве — это плохо. Но его анализ модернизма открывает второе дно, показывающее, что модернизм — это квинтэссенция нашего времени, и всё драматичное, парадоксальное, иррациональное в нашей капиталистической жизни концентрируется в метасознании авангардного художника.

— Я помню книжку Лифшица тех времен о современном искусстве под выразительным названием «Кризис безобразия».

— Да, и я вашим читателям ее рекомендую. Там есть написанная еще в 1960-е годы статья, посвященная Энди Уорхолу, которая называется «Феноменология консервной банки». Читая ее, я понял, что это название отсылает меня к гегелевской «Феноменологии духа». А Лифшиц был крупнейшим знатоком Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, в его домашнем гегелевском собрании сочинений на немецком языке каждая страница была исписана замечаниями на полях.

Через Гегеля Лифшиц и понял суть модернизма — это сознание, уставшее от самого себя. Если у Гегеля речь идет о том, как космос в своем развитии порождает сознание и как человек начинает осознавать себя, то у Лифшица о том, как в ХХ веке человек от этого устал и хочет от своего сознания избавиться. В конце этого процесса он приходит к изображению консервной банки и обретает гармонию с миром, в котором мы живем.

— Почему?

— Потому что мы живем в мире потребления.

Фрагмент выставки Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко «Россия для всех», 2011. Мультимедиа Арт Музей, Москва

Искусство — это религия

— Какую роль, по-вашему, играет в этом мире современное искусство?

— По сути, современное искусство — новая религия нашего времени. Сейчас самое дорогое произведение искусства — это картина Поля Сезанна «Игроки в карты», проданная за четверть миллиарда долларов. Мы уже привыкли к тому, что картины продаются за десятки миллионов долларов. Но четверть миллиарда за, условно говоря, небольшой кусок довольно грубо замазанного холста — это уже другой уровень. Что на этом уровне происходит? А происходит на нём то, что мы имеем дело с искусством как с новой религией. То есть если вы реально знаете, что за этим куском холста стоит, как он появился на свет и какие у этого были последствия, то вы к нему относитесь уже вообще не как к искусству, хотя это и не совсем правильно.

Объясню на другом примере. В Москву привезли Пояс Богородицы. Люди стояли в очереди к нему на холоде днями и ночами. Не хочу обидеть верующих, но это иррационально, тем более, учитывая, что вероятность, что этот пояс был на Богоматери, мягко говоря, незначительна. Но для верующего это неважно, если он знает историю, которая за всем этим стоит. И люди хотели к этой истории прикоснуться. Не просто прочесть о ней в книжке, а простоять в очереди несколько дней и стать частью этой истории.

Точно так же, приобретая картину Сезанна или просто рассматривая его работы, пусть даже репродукции, вы приобщаетесь к другой истории и другой религии.

— Возможно ли, пользуясь этой методологией, определить, какое произведение настоящее, за которым стоят мысль, эмоции, судьба, а какое — халтура, за которой ничего этого нет?

— Это определяется очень просто, поскольку современное искусство представляет собой ясную, четкую, закономерную систему. Всё, что находится внутри логики этой системы, будет искусством. Всё, что скользит мимо и находится вне этой логики, будет «неискусством». Если вы знаете логику системы, вам всё будет ясно. Так же, как и в случае с христианством.

— И как можно сформулировать эту логику?

«Современное искусство представляет собой ясную, четкую, закономерную систему. Всё, что находится внутри логики этой системы, будет искусством. Всё, что скользит мимо и находится вне этой логики, будет ”неискусством”»

— Лифшиц давал четкую дефиницию — это заговор посвященных. Они могут спорить друг с другом по поводу деталей, но у них не может быть споров о современном искусстве по сути, как, возвращаясь к нашему сравнению, у христиан не может быть споров о Богоматери — Богоматерь она или нет. Либо ты считаешь, что Богоматерь — и тогда ты внутри этого заговора. Либо, по-твоему, просто девушка такая жила в Израиле — и тогда ты вне конвенции, и тогда ты не понимаешь, почему этот пояс кому-то что-то говорит. Точно такая же ситуация и в современном искусстве.

— Продолжая ваше сравнение — для того чтобы стать христианином, надо покреститься. А как войти в современное искусство?

— К современному искусству можно подойти двумя разными способами. Первый рассказан в известной сказке о голом короле. И в этом случае вы дальше не продвинетесь уже никуда. Второй способ — сказать себе: «Я не понимаю, почему оно находится в центре внимания уже сто лет, но я хочу понять». Надо просто захотеть понять его логику.

— Так, может быть, и не надо пытаться понять, если не получается?

— Во времена, когда жил Сезанн, его картину можно было купить за 300 франков, а полотна французского салонного академиста того времени Вильяма Бугро, которые сейчас наследники их покупателей стесняются повесить на стену, стоили по 300 тысяч. За деньги, уплаченные за одну работу Бугро, можно было купить всего Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо, да и всех остальных. Оптом. Так что понимать современное искусство стоит.

Но на самом деле и в то время были люди, которые понимали, что такое хорошо и что такое плохо, и четко знали, что надо покупать. Пример — ранние русские коллекционеры. Сколько столетий иконы буквально валялись под ногами, пока Илья Остроухов не начал их покупать? Просто он первым решил, что это произведения искусства, и смел всё, хотя был не очень богатым человеком. И теперь его коллекция икон — одна из основ нынешней Третьяковской галереи.

Возвращаясь к нашему примеру с картиной Сезанна за четверть миллиарда — Иван Морозов купил в то время восемь работ Сезанна, Сергей Щукин — восемнадцать. В какую сумму эти 26 картин обошлись бы сегодня королевской семье Катара?

Недаром современное искусство распространяется сегодня по миру со скоростью пожара в прерии.

— И как же в этот заколдованный круг войти?

— Таким же путем, как в любом другом деле. И в любом виде искусства. Для человека, который не слушает классическую музыку, поздние квартеты Бетховена — это хаос, бессмысленный шум, головная боль. Но если он потратит на достижение понимания некоторое время и силы, то для него всё станет на свои места. Прелесть тут в том, что вы никогда не сможете понять эти квартеты до конца, даже если будете слушать их хоть миллион лет. Так же и с современным искусством. Потому что в этих феноменах объективно содержится бесконечность. Дело в том, что настоящий художник, создавая новое произведение, каждый раз делает новую модель Вселенной. А Вселенная бесконечна. И, следовательно, каждая ее модель тоже бесконечна. И даже банка супа «Кэмпбелл» отхватила кусок этой бесконечности.

Дмитрий Гутов. Гондола, 2012. Художественный музей «Рижская биржа», Рига

Случай любит фанатиков

— Я помню, что на венецианской биеннале 2007 года вы были тем художником, которого персонально пригласил ее куратор Роберт Сторр. Как это произошло?

— Случайно. У меня в мастерской в центре Москвы друзья организовали «Школу английского языка Карла Маркса». Преподаватель, у которого два родных языка, немецкий и английский, давал нам на примере текстов Маркса уроки английской грамматики и правильного произношения. Мы должны были читать, анализировать, обсуждать, и всё это на английском, а он исправлял ошибки в произношении и грамматике. К этим урокам я на холсте записывал какие-то фразы, которые мы должны были анализировать. Когда в Москву приехал Сторр, он зашел ко мне в гости, поскольку я живу в центре. Выпили бутылку вина, он спросил, что за надписи висят у меня на холстах по стенам, я объяснил, и мы распрощались. А через пару недель я получил от него имейл: «Дима, я хочу показать это на венецианской биеннале».

— Но это только один случай! А ведь вы — завсегдатай всяких международных выставок.

— А это всегда так происходит. Ведь на самом деле у людей, которые ставят своей целью, к примеру, попасть на венецианскую биеннале или на еще более престижную кассельскую «Документу», которая проходит раз в пять лет, так ничего и не выходит. Надо просто заниматься своим делом, но заниматься им фанатично. Всё, что требуется от художника — верить в то, что он делает.

— Как вы попали с Анатолием Осмоловским на «Документу»?

— Тоже совсем простая история. В Москву приехал Рогир Бюргель — тогда никому не известный куратор, молодой парень, который хотел сделать выставку и искал людей, близких ему по настроению. У него были какие-то левые идеи, но в Москве он был никому не интересен. А мы с Толиком с ним встретились, пообщались и приняли участие в его выставке, которая была хороша, но, опять же, вызвала нулевую реакцию в московской арт-среде и СМИ. А через два года Рогира назначили куратором «Документы». Он приехал в Москву, вокруг него ходили толпы, но он пришел к нам. Это один аспект — художник делает то, что ему интересно, общается при этом с людьми, которые настроены с ним на одну волну, и это срабатывает в будущем.

А вот второй аспект и другая история. Вы знаете наших художников Виноградова и Дубосарского?

— Конечно. Их работы в Киеве не раз выставляли.

Владимир Дубосарский как куратор подмосковного проекта «Арт-Клязьма» пригласил Олега Кулика, Анатолия Осмоловского и меня поучаствовать в проекте. Мы приехали, с удовольствием работаем, а молодые художники по соседству делают какую-то халтуру. Володя их спрашивает, почему они халтурят, а они отвечают: «Зачем напрягаться ради какой-то выставки в Подмосковье? Вот если бы это была биеннале, мы бы постарались…» На что им Володя сказал: «Если бы вы были настоящими художниками, вы бы и для ЖЭКа в Мытищах старались».

И он прав. Художнику должно быть всё равно, на кого он работает. Более того, для этого ЖЭКа в Мытищах у художника гораздо больше шансов сделать интересную вещь — нулевой бюджет, ответственности почти никакой. Соответственно, ты раскрепощен, твои мысли получают возгонку… Кроме того, и в этот ЖЭК может зайти кто-то, кто сыграет в дальнейшем какую-роль в твоей судьбе. Так что если ты в ЖЭКе сделал плохую работу, то, считай, провалился и потерял один из своих шансов.

Кстати, когда Дубосарский разговаривал с этой молодежью, вокруг него в лесу трудились художники, выставлявшиеся во всём мире. Работали не за деньги, а ради искусства. И в этом тоже один из рецептов успеха.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019






Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте