Новости
Арабские государства хотят объединиться в отдельный таможенный союз Участники саммита Лиги арабских государств объявили о планах создания Таможенного союза. 21.01.2019
Гослесагентство рассказало о количестве проданных новогодних деревьев и сумме выручки Средняя стоимость одной елки составила 69 грн. 21.01.2019
Wizz Air поднял тарифы на регистрируемый багаж Венгерский лоукостер Wizz Air, который работает и в Украине, существенно увеличил плату на услуги приоритетной посадки,... 21.01.2019
"Укрзализныця" значительно подняла цены на постельное белье и напитки в поездах Железные дороги в других странах мира продают эти услуги еще дороже, заверяют в УЗ. 21.01.2019
В Ташкенте обнаружили клад стоимостью 1 млн долларов (ФОТО) Некоторые работы передадут на реставрацию в Польшу и Германию. 21.01.2019
Украинцам помогут искать работу карьерные советники К такому специалисту человек может обратиться в случае, если ему необходима помощи при поиске вакансии 21.01.2019
В Мали произошло нападение на миротворцев ООН, есть погибшие В западноафриканской республике Мали террористы напали на базу ООН, в результате чего были убиты 8 миротворцев, еще 19... 21.01.2019
Названы продукты питания, которые в Украине подделывают чаще всего Особо обратить внимание стоит на еду, в которой содержится большое количество жиров 20.01.2019
В США хотят создать новую криптовалюту вместо биткоина Новая цифровая валюта сможет обрабатывать до 10 000 транзакций в секунду. 18.01.2019
376 мигрантов сделали подкоп на мексиканской границе и проникли в США Нелегалы тут же сдались американским властям и попросили предоставить им политическое убежище. 18.01.2019
Стало известно, когда Microsoft закроет Windows 10 Mobile Обновления и поддержку операционной системы компания пообещала прекратить после 10 декабря 2019 года. 18.01.2019
В Украине могут разрешить двойное гражданство Министр иностранных дел Украины Павел Климкин поддержал дискуссию о двойном гражданстве в стране. 18.01.2019
Цена на нефть продолжает бить рекорды Черное золото завершает ростом третью неделю подряд 18.01.2019
Что было бы с украинской экономикой, если бы доллар был по 10 грн? Влиятельное издание The Economist составило рейтинг по так называемому рейтингу "Биг Мак", согласно которому украинская... 18.01.2019
Названа новая культурная столица Европы Пловдив считается одним из самых древних городов Европы. 18.01.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото35956.768-0.879
Серебро435.801+0.036
Платина22524.570+0.436
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.11027.75527.981
EUR32.17531.40031.904
RUB0.4380.3300.422
$/баррельИзм., %Дата
BRENT62.700.00Jan
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Культура / №23(351) 18 ИЮНЯ 2012
ARSENALE вместо «Арсенала»    Печатная версия    в избранное
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Первая Киевская международная биеннале современного искусства показала миру очевидное: Украина — европейская страна, живущая в контексте современной эпохи

На первый взгляд, название ARSENALE 2012 — это просто удачная игра слов, объединение принятого во всём мире традиционного обозначения выставок, проходящих раз в два года, и названия киевского центра «Мистецький Арсенал», организовавшего выставку. Кроме того, в названии присутствует и претензия на родственные связи со старейшей и самой известной в мире выставкой contemporary art — Венецианской биеннале, кураторская часть которой проходит в здании бывшего городского арсенала.

Однако за этой игрой слов есть еще один, чисто украинский смысловой пласт. В отличие от венецианской биеннале, киевская выставка занимает территорию не просто старой крепости, утратившей свое военное значение в конце XIX века. Еще совсем недавно, три десятилетия назад, здесь на полную мощность работал один из цехов завода «Арсенал», одного из крупнейших промышленных предприятий Советской Украины.

На месте этого канувшего в Лету завода (кстати, оборонного значения), кормившего, если считать рабочих смежных предприятий и членов их семей, сотни тысяч человек, сейчас расположилась выставка современного искусства. Что дает повод для серьезных вопросов. Прежде всего — достойно ли современное искусство этого места? Является ли оно всего лишь развлечением для богачей и интеллектуалов или способно дать духовную пищу такого качества, которая компенсирует обществу потерю реального хлеба насущного?

Фрагмент экспозиции Джейка и Диноса Чепменов

Что нас кормит, что нас пугает

О том, что эти вопросы задавали себе и организаторы ARSENALE 2012, говорит такой факт. Обширную экспозицию площадью 20 тысяч квадратных метров (мало кто в Европе может похвастаться такими возможностями) начинает выставка заводских фотопейзажей живущего сейчас в Германии харьковского фотографа Бориса Михайлова. Ее вполне можно назвать индустриальной симфонией — не такой пафосной, как, например, в фильмах 1920-х годов еще одного всемирно известного харьковчанина Дзиги Вертова — но говорящей, по сути, об одном. То есть о том, что благодаря именно этим огромным и не всегда внешне приглядным постсоветским промышленным пространствам, которые мы видим в черте города, и существует Украина.

В отличие от Бориса Михайлова, британка Филлида Барлоу на советских предприятиях никогда не бывала. Но то, что она увидела на оставшейся от киевского завода «Арсенал» территории, которая пока лишь частично занята выставкой, вдохновило ее на несколько масштабных инсталляций на промышленную тему. Например — подобие высоких, в несколько этажей, плотницких лесов, построенных из металлических труб, обмотанных черными лоскутами. Тут же нагромождение камней, металлическая сетка, желтые не то мешки, не то подушки.

Уже четыре десятилетия Барлоу создает из дешевых промышленных материалов масштабные инсталляции, напоминающие то, с чем мы постоянно сталкиваемся в городской среде — стихийные мусорные свалки, площадки с полуразрушенными, но еще не снесенными домами, и прочее. Сталкиваемся, но предпочитаем не замечать и оставляем вне поля зрения. Поэтому художница нарочно красит инсталляции грубыми яркими промышленными красками и располагает в выставочном пространстве так, что не заметить их невозможно.

Если промышленные инсталляции Барлоу грубы и полны энергетики, то у Шигео Тоя из Японии всё наоборот. «Лес ІХ» изящен, печален и абсолютно безжизнен. Тридцать то ли стволов деревьев, то ли древних деревянных тотемов присыпаны пеплом. Причем внизу его больше, благодаря чему создается впечатление, что у ног зрителя стелется серый туман. Тонкая и пугающая работа, навевающая мысли о том, как может выглядеть земля после ядерной катастрофы, и точно попадающая в главную тему ARSENALE 2012, обозначенную как «Наилучшие времена, наихудшие времена — возрождение и апокалипсис в современном искусстве».

Чихару Шиота. После мечты, 2012

Китайское чудо

Миновав «Лес ІХ», посетитель выставки проходит мимо дюжины укрепленных на шестах бронзовых звериных голов, олицетворяющих знаки зодиака. Их создатель — китайский художник Ай Вэйвэй, один из авторитетнейших в мире современных деятелей в области изобразительного искусства. В XVІІІ веке подобные головы украшали фонтан в летнем дворце китайских императоров, но в 1860 году были не то разрушены, не то украдены британско-французскими войсками и с тех пор считаются в Китае одним из символов оккупационного насилия. Ай Вэйвэй сделал свою инсталляцию после того, как в 2009 году в Париже разразился скандал, когда две из считавшихся пропавшими скульптур были выставлены на продажу. Головы зверей в его версии больше оригинала (кстати, изготовленного не китайцами, а европейцами-иезуитами) и невольно навевают зрителю мысль о грозной мощи возродившегося Китая.

О представленных на ARSENALE 2012 китайских художниках следует сказать особо. Возможно, их работ на выставке так много благодаря тому, что куратор киевской выставки Дэвид Эллиотт какое-то время работал на Дальнем Востоке. В любом случае стоит поблагодарить организаторов за то, что мы наконец-то увидели, что собой представляет китайское современное искусство, которое до ARSENALE 2012 доходило до украинцев в форме легенд и слухов. Например, о том, что работы китайских мастеров contemporary art стоят миллионы и даже десятки миллионов долларов потому, что их активно «продвигает» государство, а китайские бизнесмены-коллекционеры являются ярыми патриотами. Наверное, в этом есть какая-то доля правды. Но после киевской выставки очевидно и другое — китайское современное искусство является сегодня одним из самых мощных в мире, причем во всех жанрах.

Так, например, из украинских художников сравнение с масштабными живописными полотнами, авторами которых являются жители Поднебесной Хин Сьоучин и Жоу Зиси, выдерживают разве что Арсен Савадов и Василий Цаголов. Недаром их картины висят в одном зале. За «китайских братьев», как говорили в СССР в 1950-е годы, можно только порадоваться. Интересная деталь — несмотря на то что китайские художники изображают на своих полотнах события революционных и военных времен с известной долей иронии, в них совершенно нет дешевого диссидентства. Напротив, чувствуется уважение к истории своей страны и ее народу, пусть даже эту историю вместе с народом временами «заносило» не туда. (Исключение — Вей Донг с откровенно издевательскими картинами о временах «культурной революции».) Да и то, что именно такие события становятся предметом художественной рефлексии, говорит о внутренней свободе китайских художников.

Янобе Кендзи. Голубое кино среди леса, 2006

Монумент бедноте

Пальму первенства среди представленных на ARSENALE 2012 работ китайских художников стоит отдать инсталляции «Мудрость бедных» (автор — Сонг Донг). Представьте себе помещение размером с небольшой школьный актовый зал, заполненное разнообразными предметами быта небогатых жителей современного Китая. Солидную его часть занимает нагромождение в несколько этажей примитивных деревянных кроватей, отличающихся от нар лишь наличием спинок. Рядом на стенах развешаны передние стенки дешевых двух- и трехстворчатых шкафов с зеркалами. Такие стояли еще в коммуналках жителей СССР в 1960-е годы, да и сейчас сохранились на дачах и в бывших пионерлагерях и санаториях. Между большими инсталляциями — стеклянные контейнеры. Один наполнен доверху кусками дешевого китайского мыла, другой — пустыми пластмассовыми бутылками из-под напитков, третий — тарой из-под товаров бытовой химии, четвертый — китайскими пожелтевшими газетами, пятый — капустными головами. Тут же главное средство передвижения китайцев — велосипед, максимально приспособленный для перевозки грузов. Сзади — тележка, впереди, под рулем, — сетчатый контейнер.

Поражает не только мастерство автора, но и масштаб его социального мышления. Именно предметы, составляющие инсталляции, а не шанхайские небоскребы, остаются настоящими символами современного Китая. Ведь более 70% китайцев живут на грани или за гранью бедности.

По уровню социального мышления на ARSENALE 2012 с Сонг Донгом могут сравниться разве что знаменитые россияне (впрочем, их отчасти можно назвать и украинцами) Илья и Эмилия Кабаковы со своим «Монументом погибшей цивилизации», инсталляцией размером 25 на 25 метров, состоящей из 140 предметов. «Монумент» Кабаковых — это многочисленные зарисовки с натуры, планы и маленькие, как игрушечные домики, макеты советских квартир и учреждений, фотографии, пояснительные тексты, документы. Тут всё рассчитано на интеллект зрителей. А вот «Мудрость бедных» тем и хороша, что воздействует на эмоции, и потому впечатляет гораздо сильнее. Что, впрочем, не отменяет заслуг организаторов ARSENALE 2012, которые привезли в Украину не фрагменты, а полную инсталляцию Кабаковых, чьи работы на тему советского быта считаются не просто классикой, а являются бесспорным авторитетом во всём мире.

Илья и Эмилия Кабаковы. Монумент погибшей цивилизации, 1998–1999

Ужас, ирония, красота

Впрочем, далеко не все лучшие из представленных на ARSENALE 2012 работ имеют ярко выраженный социальный характер. Некоторые из них представляют собой «красоту в чистом виде» — по сути, искусство для искусства. В других социальное содержание покрыто таким толстым гримом насмешки, что единственной внятной позицией художника оказывается всепоглощающая ирония — как, например, у британцев Джейка и Диноса Чепменов.

Чепмены — выходцы из знаменитого художественного объединения Young British Artists, главой которого считается Дэмиен Хёрст. Однако они почти не уступают ему во всемирной славе, а в скандальной, пожалуй, превосходят. Наглядное подтверждение тому – несколько представленных на выставке скульптурных композиций, изображающих людей в эсэсовской форме и с содранной кожей. Впрочем, пугаться не нужно — хотя эсэсовские мундиры сделаны под настоящие, черные фигуры с оголенными мышцами лица и челюстями больше похожи на манекены, чем на реальных людей. Все они собрались в небольшие кружки вокруг абстрактных композиций, хохоча и показывая на них пальцем. (Чепмены пародируют здесь знаменитую в нацистской Германии выставку «Дегенеративного искусства».) А один из эсэсовцев настолько увлекся, что стоящий вслед за ним коллега успел спустить ему штаны и попытался заняться с ним сексом. Вместо свастики на нарукавных повязках у эсэсовцев — смайлики. Толковать всё это, как и остальные работы Чепменов, можно по-разному (чем арт-критики по всему миру и занимаются). Бесспорно одно — они смешны и радуют зрителей редкой в современном искусстве брутальной витальностью.

То же самое, если вычесть смех, можно сказать и о скульптуре «Нарцисс» (Ракиб Шоу, Индия—Великобритания). Лебедь, раскрывший крылья, как бы пытается овладеть человеком с головой летучей мыши, вонзив ему в сердце длинный язык. Всё это представляет собой нечто вроде фонтана, по периметру которого кое-где совокупляется, а кое-где просто существует всякая живая мелочь — лягушки, тритоны, насекомые, змеи. Загадочно, жутковато, но удивительно красиво.

Яйои Кусама. Последствия уничтожения вечности, 2009

А вот и красота в чистом виде — яркие живописные нефигуративные картины японки Яйои Кусама. Особенно впечатляет ее работа, представляющая собой комнату, в которой среди зеркальных стен, пола и потолка укреплены сотни, если не тысячи, висящих на ниточках пластмассовых свечек с лампочками внутри. Когда свет в комнате выключается и загораются свечи, ощущение такое, будто стоишь в центре вселенной, окруженный миллиардами (стоящие друг напротив друга зеркала множат отражения до бесконечности) мерцающих звезд — по бокам, наверху, под тобой. Полное чувство собственной невесомости и оторванности от реального мира. Ты как бы висишь в центре Вселенной, где времени больше нет. Да и пространства тоже, поскольку нет границ, по которым можно ориентироваться.

На ARSENALE 2012 представлены работы давно уже завоевавшей международную славу российской арт-группы АЕС+Ф. Их видеоинсталляция Allegoria Sacra (название позаимствовано у классической и таинственной картины Джованни Беллини, которая находится в галерее Уффици во Флоренции) завораживает зрителей своей красотой, изысканностью и сумрачной печалью. Allegoria Sacra замыкает трилогию видеоинсталляций АЕС+Ф «Ад. Последнее восстание» и «Рай. Пир Тримальхиона» и символизирует собой, как легко догадаться, чистилище. На многометровом экране преддверие рая и ада предстает в виде международного аэропорта, в котором ждут своего самолета представители разных рас, вер и национальностей. Затем самолет попадает в катастрофу, а его пассажиры — в джунгли, населенные дикими чернокожими туземцами. Хотя определенный сюжет в 40-минутной проекции и угадывается, подлинное содержание, как обычно у АЕС+Ф, скрыто за визуальными аллегориями. Особенно впечатляют финальные кадры, в которых самолеты медленно плывут в широком водном потоке к горизонту. «Стикс всё уносит (Стикс — священная река в мифологии. — ”Эксперт”)», — объяснила «Эксперту» член арт-группы Татьяна Арзамасова.

Степан Рябченко. New age, 2012

Культудар по Евро

Одну из своих задач — представить зарубежным гостям биеннале (специально на открытие приехало полторы тысячи человек, к которым можно еще приплюсовать тех из болельщиков футбольного Евро-2012, которые неравнодушны к искусству) украинское современное искусство ARSENALE 2012 выполнило. В частности — в масштабном украинско-польском специальном проекте «Двойная игра», который с нашей стороны курировал заместитель генерального директора комплекса «Мистецький Арсенал» Александр Соловьев.

Кроме того, отечественные художники были представлены в основной программе.

Гамлет Зинковский, как уже стало привычным, представил несколько сотен рисунков, сделанных как бы с натуры. И снова художник с заслуживающей уважения настойчивостью доказывает зрителям своих работ: те самые люди, которых вы постоянно видите на улице, в общественном транспорте, магазинах, способны, вопреки своему чаще всего непритязательному внешнему виду, испытывать сложные и тонкие чувства.

Развернувшаяся в Киеве экспозиция работ сотни звезд мировой арт-сцены продемонстрировала, что contemporary art — это не развлечение, а настоящее искусство

Представленные на ARSENALE 2012 работы из проекта «Грабли» (см. галерею журнала «Эксперт», №20 (348) от 28 мая 2012 года) украинского фотографа Александра Кадникова, который с самого первого выпуска тесно сотрудничает с нашим журналом, можно условно отнести к жанру «интеллектуальной фотографии». В большинстве своем это коллажи из визуальных символов советской и постсоветской эпох, в которых Кадников путем столкновения или соединения этих символов пытается выявить смысл сегодняшнего времени.

Но при всём уважении к украинским художникам задача ARSENALE 2012 была намного масштабнее, чем ознакомить с ними мировую общественность. Думать так было бы так же наивно, как полагать, что Венецианская биеннале проводится для того, чтобы продемонстрировать итальянское contemporary art. ARSENALE 2012 должна была доказать миру, что Украина способна собрать в одном месте и в одно время работы не просто нескольких знаменитых современных художников, а сотню звезд этого направления искусства из 30 стран. И, кроме того, как в Венеции, сопроводить основную экспозицию параллельной программой, в которой участвует 40 проектов, выставленных в 30 галереях, музеях и культурных центрах.

И эту задачу первая Киевская международная биеннале современного искусства выполнила. Естественно, что запланированного бюджета в 38 млн гривен (половина средств из госбюджета, половина — от меценатов и спонсоров) не хватило. На просьбу назвать окончательную сумму комиссар ARSENALE 2012 и генеральный директор комплекса «Мистецький Арсенал» Наталья Заболотная отшутилась: «Первоначальную цифру вы знаете, а другая пусть вас не травмирует». Но это как раз тот случай, когда денег жалеть не стоит. ARSENALE 2012 показала миру, что Украина — европейская страна, живущая в контексте современной эпохи. Такие выставки на отсталой периферии не организовываются.



Автор: Сергей Семёнов

 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ


Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ



ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ В РУБРИКЕ "КУЛЬТУРА"
Лондон станет украинским
В Лондоне 17–19 октября впервые состоится масштабный культурный фестиваль «Дни Украины в Великобритании», инициатором и организатором которого стал благотворительный фонд Firtash Foundation при финансовой поддержке международной группы компаний Group DF
Юбилейный джаз
В первые выходные дни осени, 4–8 сентября, в поселке Коктебель в пятый раз к шуму морского бриза присоединяется джаз
Музей, в котором не скучно
Изобразительное искусство
Столичный «Мистецький Арсенал» переворачивает традиционные представления о том, какой должна быть музейная экспозиция
Радуга на экспорт
Кинематограф
Обладательница «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля и номинантка на «Оскар» Нана Джорджадзе рассказала «Эксперту» о том, что считает главным в кино и в жизни
Зависимые независимые
Точки бифуркации
Открывшийся в комплексе «Мистецький Арсенал» масштабный проект «Незалежні» показывает, как за двадцать лет независимости менялись представления отечественных художников о том, что такое Украина
Образцовое село Леонида Кучмы
Новые дворянские гнезда
Малая родина второго президента Украины выглядит такой, каким хотелось бы видеть каждое украинское село — зажиточным, отстроенным со вкусом, но без излишеств
Школа, техника, душа
Кинематограф
Кинофестиваль в Одессе наглядно показывает, что молодой мировой кинематограф, вопреки всем прогнозам, продолжает развиваться, а мастерство, раньше доступное лишь единицам, становится достоянием многих
Рок-колокола Новоселицы
Фестивали
Крупнейший рок-фестиваль страны может в следующем году переехать из-под Днепропетровска в Киев
Украинская мечта Татьяны Засухи
Новые дворянские гнезда
Пока Украина еще только собирается когда-нибудь стать членом Евросоюза, село Ковалёвка, судя по виду его центра, в него уже вступило
Дорогое качество
Компания Steinway Musical Instruments, производящая уникальные рояли и другие музыкальные инструменты, будет продана






Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018



Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте