Положение, сложившееся в отношениях США и Китая, необходимо менять — до того, как станет слишком поздно, предупреждает автор. Он не согласен с общепринятым в американском обществе мнением, что Китай — источник большинства сегодняшних проблем США, и указывает, что более глубокую проблему Америка создала себе сама.
Не только погода была холодной, когда высокопоставленные официальные лица США и Китая приехали на встречу в Анкоридже (Аляска) в попытке произвести перезагрузку в отношениях двух стран после четырёх лет нараставшей напряжённости. К сожалению, эта встреча больше напоминала эпоху Холодной войны, чем новый старт. Сложившееся положение надо быстро менять — до того, как станет слишком поздно. Об этом пишет Эксперт со ссылкой на ИноСМИ.
Команда президента Джо Байдена попала в политическую ловушку нарастающих антикитайских настроений в обеих партиях США. Похоже, что она продолжает курс, проложенный предыдущей администрацией. Более того, она даже усиливает торговый и технологический конфликт, поднимая вопросы прав человека и геополитики, которые предшественник Байдена игнорировал. Тем временем Китай попал в ловушку менталитета, определяемого концепцией «столетия унижения», и усугубляет проблему нахрапистой оборонительной реакцией. Прямо на виду у прессы начало этой встречи было отмечено обвинениями и контробвинениями, так что невозможно было различить какой-либо путь к деэскалации.
Обеим сторон следовало бы вернуться к азам — к экономическим и торговым вопросам, на которые давно опираются американо-китайские отношения. Это не значит, что им надо игнорировать другие серьёзные проблемы. Это значит, что им надо заново найти общую почву и взаимное доверие, прежде чем расширять повестку. И здесь администрации Байдена надо пересмотреть выбранный ею воинственный настрой. В вопросах экономики и торговли она оказалась связана торговым соглашением «первой фазы», о котором договаривались «прежние ребята», как Байден называет предыдущую администрацию. Именно здесь имеется самый мощный рычаг для изменений.
Да, американское общество приветствует подходы, выбранные в этом соглашении. Как показывает опрос, проведённый в феврале центром Pew Research, идея сохранения пошлин пользуется широкой поддержкой, при этом больше людей заинтересованы в ужесточении торговых отношений с Китаем, чем в развитии более сильных связей. На протяжении последних четырёх лет внимание общества постоянно концентрировалось на Китае как на источнике большинства сегодняшних проблем США, поэтому такое отношение сильно закрепилось в общественных настроениях.
Однако это не значит, что мнение американского общества является верным. Соглашение первой фазы было ошибочным с самого начала, и главным образом потому, что оно предлагало двустороннее решение проблемы торгового дефицита США со многими странами (в 2020 году таких стран было 96). В результате это соглашение ни к чему хорошему не привело. Оно не помогло сократить торговый дефицит США, зато оно создало новый уровень издержек для американского бизнеса и потребителей.
Торговый дефицит США не был сделан в Японии 30 лет назад, а сегодня он сделан не в Китае. Неудивительно, что в обоих случаях наибольшая доля американского торгового дефицита формируется крупнейшим торговым партнёром Америки, только тогда это была Японии, а сейчас — Китай. Подобная концентрация дефицита в большей степени объясняется сравнительными преимуществами (покупка товаров, которые могут производиться дешевле за рубежом, а не внутри страны) и эффективностью производственных цепочек (сборка товаров из компонентов и деталей, сделанных в других странах), а не несправедливыми торговыми приёмами.
Как я пишу уже много лет, ad nauseam, торговый дефицит США является результатом более глубокой проблемы, которую Америка создаёт себе сама: это недостаток внутренних сбережений. Уровень чистых национальных сбережений Америки (самый широкий показатель совокупности амортизированных сбережений бизнеса, домохозяйств и госсектора) находится в отрицательной зоне впервые за десятилетие — и лишь второй раз за всю историю наблюдений. Согласно последним доступным данным, во втором и третьем кварталах 2020 года их средний уровень составил —0,8%. А на фоне огромного дефицита федерального бюджета высоки шансы, что уровень национальных сбережений упадёт ещё ниже.
Не имея внутренних сбережений, США занимают избыточные сбережения у зарубежных стран, чтобы иметь возможность инвестировать и расти. Это, в свою очередь, приводит к огромному дефициту платёжного баланса: его средний уровень во втором и третьем кварталах прошлого года составил —3,3% ВВП (самый большой дефицит с конца 2008 года). В обмен на иностранный капитал американцы покупают товары за рубежом. Именно дефицит платёжного баланса, а не так называемая проблема Китая, являются макроэкономической причиной общего торгового дефицита Америки.
Соглашение «первой фазы» — это политическая попытка заниматься микроменеджментом макропроблемы. Даже если бы это соглашение помогло сократить двусторонний дефицит в торговле с Китаем, постоянный недостаток внутренних сбережений означает, что у Америки будет расти дефицит в торговле с другими иностранными производителями — и ровно это уже и происходит. Кроме того, торговля переключается на иностранных производителей с более высокими издержками, что фактически эквивалентно повышению налогов на американские компании и потребителей.
Всё это не означает, что администрация Байдена должна вывесить белый флаг и сдаться Китаю. Однако ей надо переключить внимание и отказаться от неработающего двустороннего формата, выбранного в соглашении первой фазы и поддерживающих его пошлинах. Вместо этого нужна серьёзная структурная повестка, решающая намного более серьёзные проблемы — защита прав интеллектуальной собственности, инновационная политика, принуждение к трансферу технологий, кибербезопасность, субсидии госпредприятиям. Двустороннее инвестиционное соглашение (ДИС) — это наилучший способ добиться этой цели, а также проверить оправданность причин для структурного недовольства. В десятилетие, предшествовавшее 2017 году, велись активные переговоры о заключении американо-китайского ДИС, которое бы создало рамки для урегулирования структурных противоречий и одновременно стимулировало экономический рост в обеих странах, благодаря расширению доступа к рынку.
В США это не очень популярные аргументы из-за четырёх лет ядовитой риторики, которая убедила многих американцев в том, что от Китая исходит экзистенциальная угроза. К сожалению, коррозийная политика сваливания вины и виктимизации в Америке стала плодородной почвой для утверждений о том, как другие плохо с ней обращаются.
Впрочем, пришло время для дальновидного подхода — особенно со стороны новой администрации США, которая демонстрирует такой сильный старт на многих других важных направлениях.
Китай — это проблема для США, но также и возможность. К сожалению, действия Байдена оказались скованы его предшественником. Потребуется политическая смелость, мудрость и креативность, чтобы порвать с провальными подходами предыдущих четырёх лет. Американо-китайские отношения слишком важны, чтобы обойтись чем-то меньшим.
Днями представники силових структур, технічні фахівці і потенційні експлуатанти протестували дрон, який може суттєво допомогти…
Колишній голова Служби зовнішньої розвідки України, генерал армії України Микола Маломуж спрогнозував, як перспектива проведення Росією навчань…
За даними Sinoptik.ua, у більшості регіонів України після затяжного періоду прохолоди нарешті потеплішає, тож можна…
Видання The Hill пише про те, що президент Джо Байден непопулярний серед виборців. Жодне опитування…
Найбільші банки Росії почали сильніше відчувати на собі санкції за війну в Україні: прибуток 20…
Під час сучасного ритму життя перекуси стають необхідною складовою здорового харчування. Однак, чи завжди корисні…