НАТО и Европейский Союз должны мыслить нестандартно в отношении того, как четыре члена ГУАМ – Украина, Грузия, Азербайджан и Молдова могут закрепиться в евроатлантическом сообществе государств.
Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова сотрудничали в региональной группе ГУАМ более двух десятилетий, начиная с середины 1990-х годов. Их объединили два фактора. Во-первых, три страны имели замороженные конфликты, спровоцированные Россией (Грузия, Молдова) или ее марионеточным режимом (Армения в Азербайджане). В 1990-е годы российский ирредентизм угрожал территориальной целостности Украины, а в 2014 году Россия вторглась и аннексировала Крым и развязала военную агрессию на Донбассе на востоке Украины. Второе — все четыре страны не поддерживают участие в возглавляемой Россией интеграции в СНГ и Евразии. Как информирует Эксперт, об этом пишет The National Interest.
Несмотря на единство в этих двух областях, члены ГУАМ придерживались различных приоритетов в отношении НАТО: Грузия и Украина стремились к членству, Азербайджан предпочитал сотрудничество, а Молдова заявила о нейтралитете. Члены ГУАМ также стремились к разным уровням интеграции и сотрудничества в рамках Восточного партнерства ЕС, которое было запущено в 2010 году.
Батумская декларация, подписанная 19 июля, обещает, что Грузия, Украина и Молдова будут работать вместе во имя «мирного, демократического и процветающего европейского будущего». «Мы подтверждаем нашу непоколебимую приверженность дальнейшему продвижению процесса нашей интеграции в Европейский Союз посредством всеобъемлющих реформ для укрепления наших демократических институтов и постепенного приближения нашего законодательства в соответствующих секторах к ключевым элементам законодательства ЕС», — говорится в Батумской декларации. В ней также отмечается, что Соглашения об ассоциации с ЕС «являются ключевыми дорожными картами для реформ, и их непрерывная реализация представляет собой основу для укрепления политической ассоциации и дальнейшего углубления экономической и секторальной интеграции трех ассоциированных партнеров с Европейским Союзом».
Батумская декларация вновь заявила о необходимости «европейской перспективы» для Грузии, Украины и Молдовы как наилучшего средства для обеспечения стимулов для проведения реформ. Статья 49 Римского договора ЕС, по их мнению, классифицирует их как «европейские» государства, и поэтому они считают, что «могут подать заявку на вступление в Европейский Союз».
Батумская декларация стоит в длинном ряду подобных заявлений, сделанных за последние два десятилетия членами ГУАМ, и вряд ли изменит реальное положение дел: НАТО и ЕС по-прежнему прохладно относятся к их вступлению. Статья 68 Коммюнике июньского саммита НАТО подтвердила, что Грузия и Украина получат Планы действий по членству — обещание без графика и сроков, которое давалось на каждом саммите НАТО с 2008 года. Между тем, Восточное партнерство ЕС всегда предполагало интеграцию — но никогда не членство — бывших советских республик.
В то время как США, Канада, Великобритания, Восточная Европа и страны Балтии поддерживают предоставление НАТО плана дейстий для Грузии и Украины, Германия и Франция выступают против. Поскольку Великобритания больше не является членом ЕС, Брюссель вряд ли будет стремиться к дальнейшему расширению ЕС, делая больший акцент на углублении структур Европейского Союза.
Принимая во внимание вышеизложенные реалии, НАТО и ЕС должны мыслить нестандартно в отношении того, как четыре члена ГУАМ могут закрепиться в евроатлантическом сообществе государств. Как недавно написал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, «у западных столиц также есть возможность проникнуть в другие страны, где исторически властвует Москва. Соседи Грузии на Кавказе, Армения и Азербайджан, заслуживают особого внимания. Правильное построение этих отношений может в значительной степени способствовать укреплению доверия между Западом и Турцией, важным союзником по НАТО». Кулеба отметил, что «союз между Азербайджаном и Турцией» «дает Западу возможность ограничить влияние России».
Окно возможностей для этого открылось благодаря двум недавним событиям на Южном Кавказе. Первое — это подписание Турцией и Азербайджаном Шушинской декларации, которая де-факто создала стратегическое и военное партнерство между двумя странами. Второе — обсуждение вопроса об открытии турецкой военной базы в Азербайджане.
Оба события представляют политикам НАТО и ЕС новую динамику на Южном Кавказе и в более широком смысле на восточном фланге НАТО и Восточного партнерства ЕС. Турция, давний член НАТО со второй по численности армией, де-факто обеспечивает зонтик безопасности над Азербайджаном. После закрытия американских баз в Узбекистане в 2005 году и Кыргызстане в 2014 году, турецкая военная база в Азербайджане станет единственной нероссийской военной базой в Евразии, регионе, который Кремль давно рассматривает как свою исключительную сферу влияния, а НАТО фактически получит свою первую военную базу в Евразии.
Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, при активной поддержке Турции и, возможно, Польши, могут стать частью евроатлантического сообщества в формате ГУАМ+, что укрепит безопасность восточного и юго-восточного флангов НАТО и Восточного партнерства ЕС. На этой большой территории Россия стремится интегрировать Беларусь в военный альянс, который будет представлять угрозу для ее соседей по НАТО и не входящих в НАТО стран, в то время как Иран, который всегда придерживался ирредентистских претензий к Азербайджану, усилится в своем антизападничестве в связи с падением Афганистана в пользу Талибана.
Подобно тому, как Шушинская декларация косвенно обеспечивает «зонтик» НАТО над Азербайджаном, формат ГУАМ+ может обеспечить «зонтик» НАТО над Грузией, Украиной и Молдовой. США увеличивают свое военное присутствие в Польше за счет передислокации из Германии, а Польша становится центром притяжения сил НАТО в центрально-восточной Европе. Польша всегда считала независимость Украины жизненно важной для своей национальной безопасности. Польша и Украина расширяют сотрудничество в сфере безопасности с Турцией, и обе страны закупают турецкие беспилотные летательные аппараты, также известные как дроны.
Турция и Польша стали влиятельными игроками в своих регионах, и их сотрудничество с ГУАМ+ принесет важные преимущества всем семи странам. Формат ГУАМ+ укрепит региональное сотрудничество в области безопасности на восточном фланге НАТО и в рамках Восточного партнерства ЕС в то время, когда отношения с Беларусью находятся в состоянии свободного падения.
Хотя страны ГУАМ+ подходят к России, исходя из своих национальных интересов, у них есть общие цели в управлении Россией как экзистенциальным вызовом безопасности. Недавняя статья Владимира Путина о «единстве русских и украинцев» показывает опасность дальнейшего допущения вакуума безопасности. Хотя России пришлось принять новую реальность растущего турецкого влияния на Южном Кавказе и более неохотно в Украине, стоит подчеркнуть, что у Турции и России разные национальные интересы на Южном Кавказе и в Евразии в целом. Турция, например, всегда голосовала в ООН за осуждение российской аннексии Крыма.
Военно-технологическое сотрудничество ГУАМ с Турцией и Польшей может изменить баланс между наступательной и оборонительной структурой сил в регионе. Такое изменение резко увеличит издержки России от военной агрессии против Грузии и Украины и, если будущий кризис приведет к развертыванию российских гибридных сил против них, трех балтийских членов НАТО. ГУАМ+ мог бы сосредоточиться на трех целях — поддержке территориальной целостности государств, сотрудничестве в области безопасности и экономической интеграции.
Три члена ГУАМ заморозили конфликты, созданные Россией или ее марионеточной Арменией, при этом Россия продолжает военные действия против восточного региона Украины. Азербайджан освободил Южный Карабах и семь прилегающих районов в ходе прошлогодней сорокачетырехдневной Второй Карабахской войны. Тем не менее, в Северном Карабахе, где сохраняется сепаратистский режим, по-прежнему находятся российские «миротворцы», и их статус остается неясным после 2025 года, когда истечет срок их мандата.
В коммюнике июньского саммита НАТО была подтверждена «поддержка территориальной целостности и суверенитета Украины, Грузии и Республики Молдова в пределах их международно признанных границ» и содержался призыв к «России вывести войска, которые она разместила во всех трех странах без их согласия». НАТО также осудила и «не признает незаконную и нелегитимную аннексию Крыма Россией».
В Батумской декларации, подписанной Грузией, Украиной и Молдовой, выражается «благодарность за твердую поддержку ЕС их суверенитета и территориальной целостности». В декларации было заявлено, что они «обязуются сотрудничать с Европейским союзом в области общей политики безопасности и обороны (CSDP), в том числе по противодействию гибридным угрозам, укреплению киберустойчивости, борьбе с дезинформацией, разработке платформ сотрудничества с соответствующими агентствами и службами ЕС».
НАТО, США и ЕС долгое время не принимали участия в событиях на Южном Кавказе и других замороженных конфликтах и продолжающихся войнах в Евразии, что позволило России установить почти гегемонистское господство и играть дестабилизирующую роль. В сфере безопасности первое основное внимание можно было бы уделить укреплению потенциала сдерживания стран-участниц. НАТО может передать Турции некоторые совместные оборонные проекты, которые она могла бы использовать для укрепления оборонного потенциала членов ГУАМ.
Члены ГУАМ+ могли бы стремиться повысить свою заметность в Черном море, где Турция является стратегически важной страной, и в Каспийском море. России было позволено закрыть Азовское море для Украины без какого-либо реального противодействия со стороны НАТО, США и ЕС. Россия, вероятно, будет стремиться подорвать восстановление военно-морского флота Украины, которое проводится при поддержке США и Великобритании после того, как он был либо уничтожен, либо его суда были украдены во время вторжения России в Крым в 2014 году.
Вторым направлением может стать военное сотрудничество с целью развития потенциала для сдерживания угроз из кибернетической, информационной и других областей. Все различные аспекты гибридной войны практикуются Россией и Ираном, которые рассматривают прозападные страны Евразии, такие как четыре члена ГУАМ, как потенциальные области для прокси-войн против Запада.
Третьим направлением может стать расширение совместного военного сотрудничества и производства. Примером этого являются недавние соглашения Турции о совместном производстве турецких беспилотников TB-2 с Азербайджаном, Украиной и Польшей. Распространение турецких беспилотников в НАТО и странах-союзниках НАТО от Балтийского до Черного и Каспийского морей создаст то, что Юсуф Эрим назвал «беспилотным полумесяцем» — барьер между Россией и НАТО.
В области экономической интеграции формат ГУАМ+ мог бы использовать свое стратегическое расположение на транспортных коридорах Восток-Запад путем создания и расширения существующих региональных производственных сетей и независимых от России поставок энергоносителей. Можно было бы побудить больше стран, помимо существующих Турции и Грузии, которые играют важную роль в экспортных трубопроводах и в распределении, расширить поставки азербайджанского газа и нефти в Европу. Преодоление проблем, возникающих из-за нынешней дисфункции региональных цепочек создания стоимости и поставок, потребует решительных действий со стороны ГУАМ+ и ЕС при стратегической поддержке Соединенных Штатов.
Средний коридор Турции и Инициатива трех морей Польши, а также расширение TEN-T ЕС могут открыть пути для экономической интеграции региона в более широкие европейские цепочки поставок и создания стоимости: например, путем подключения ГУАМ+ к трансъевропейскому коридору Рейн-Дунай. Такой тип экономической интеграции позиционирует партнеров ГУАМ+ как важнейших игроков в недавно возникшей глобальной войне за соединяемость.
НАТО и ЕС вряд ли предложат членство участникам ГУАМ в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поэтому им необходимо мыслить нестандартно, чтобы закрепить эти четыре страны в евроатлантическом сообществе. Формат ГУАМ+ с Турцией и, возможно, Польшей повысит безопасность восточного фланга НАТО и Восточного партнерства ЕС, одновременно служа сдерживающим фактором для России и привнося геополитический плюрализм в Евразию.
У Київському районному відділі поліції Одеси після корпоративного застілля поліцейський-розвідник вистрілив у колегу. Про це…
Верховна Рада вже планує, скільки грошей їй потрібно на 2025 рік. Комітет схвалив проект бюджету,…
Українська армія готується до серйозних змін. Генеральний штаб ЗСУ працює над реформою, яка pvsybnm традиційну…
Мирна буденність у Свалявському будівельному ліцеї на Закарпатті перетворилася на поле бою, де, схоже, хтось…
Для Володимира Путіна зараз немає особливого сенсу виходити на мирні переговори, оскільки Україна вже виснажена і…
У грудні деякі пенсіонери в Україні можуть зіткнутися із призупиненням виплат, якщо вони не виконають…