Россия приостановила транзит нефти из Казахстана в Европу через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Такое решение сроком действия на 30 суток принял районный суд Новороссийска, сообщает пресс-служба консорциума.
Об этом пишет Фарид Исаев, обозреватель haqqin.az
Отмечается, что причиной решения суда являются нарушения, якобы выявленные Ространснадзором во время оценки технического состояния и соблюдения экологических требований при эксплуатации терминала.
В консорциуме сообщили, что они намерены обжаловать решение суда, но пока вынуждены его исполнять.
Россия нашла еще один смешной повод, чтобы заблокировать казахстанскую нефть
КТК – основной экспортный маршрут для транспортировки нефти на мировые рынки из Казахстана через Черное море. На него приходится более 80 процентов от прокачиваемых объемов. Мощность трубопровода – 67 миллионов тонн нефти в год.
Это уже третий случай с начала войны в Украине, когда Россия блокирует транспортировку казахстанской нефти из порта Новороссийск.
Впервые в марте этого года Каспийский трубопроводный консорциум заявил, что подводные рукава высокого давления, перекачивающие нефть в танкеры на Новороссийском терминале, вышли из строя «из-за шторма», вследствие чего транспортировка казахстанской нефти на мировые рынки была остановлена до конца апреля. При том, что штормов в Черном море в эти дни не было, а погодные условия соответствовали сезонным нормам.
Западные источники не сочли тогда достоверной «штормовую» версию и предположили, что Россия остановила работу терминала, чтобы наказать Казахстан за поддержку Украины, а заодно, чтобы создать на европейском рынке дефицит «черного золота».
Затем в прошлом месяце КТК объявил, что обнаружил в акватории Новороссийского порта мины и торпеды времен Второй мировой войны. После чего работа терминала была вновь приостановлена «до завершения работ по обезвреживанию взрывчатых веществ».
И вот теперь, когда транспортировка казахстанской нефти останавливается в третий раз, теперь уже «по экологическим причинам», никто не сомневается, что речь идет об очередной отговорке Консорциума. По мнению экспертов, этот «дисциплинарный» шаг напрямую связан с отказом Касым-Жомарта Токаева признать «ДНР» и «ЛНР», которые президент Казахстана назвал в ходе Петербургского международного экономического форума «квази-образованиями».
По мнению экспертов, за новым решением стоит старая причина – позиция Токаева по Украине
Ответ последовал незамедлительно, и 5 июля Токаев в телефонном разговоре с президентом Европейского Совета Шарлем Мишелем выразил готовность «использовать углеводородный потенциал своей страны, стабилизировать ситуацию на мировых и европейских рынках».
Казахстанский лидер не только предложил ЕС свою нефть в качестве альтернативы российской, но и при этом подчеркнул, что Казахстан мог бы стать «буферным рынком» между Востоком и Западом, Югом и Севером.
Тот факт, что Казахстан, добывающий 1,7 миллиона тонн нефти в год и экспортирующий большую ее часть, не поддерживает войну России против Украины и готов заменить российскую нефть, не мог, естественно, не вызвать раздражения у Москвы. Тем более, когда в ее руках такой мощный рычаг давления на Нур-Султан, как нефтепровод Тенгиз – Новороссийск.
В связи с приостановкой транзита нефти премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов собрал Кабинет Министров на экстренное совещание, где обсуждались меры по минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета.
Алихан Смаилов ищет пути выхода из тупика
Проблема казахов заключается в том, что без КТК вывезти и продать большую часть своей нефти они не могут. За вычетом незначительных маршрутов у Казахстана есть три основных направления транспортировки нефти на внешние рынки. Первый – это КТК, второй – из порта Актау в Баку и далее по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (напомним, что казахстанская квота в нем составляет около 4 миллионов тонн нефти в год). И третий нефтепровод – это Атасу – Алашанькоу, а сейчас он уже продолжен от Атырау до Душаньцзы, где расположен крупный НПЗ (мощность 14 миллионов тонн в год).
Суммарно по этим маршрутам отправляется 71 миллион тонн, что составляет 82 процента всей казахстанской нефтедобычи. Остальное – внутреннее потребление и мелкий экспорт.
Таким образом, если остановится КТК, Казахстан не сможет вывезти и продать 61 процент добычи нефти, или 74,6 процента ее экспорта. Для республики это будет означать экономическую катастрофу, причем неотвратимую.
Поліція Києва затримала Дмитра Рашевського на прізвисько Рашик, який зчинив смертельну стрілянину у ресторані столичного…
Одна з потенційних цілей для удару західними ракетами ATACMS і Storm Shadows розташована в Ростовській області на…
У Кривому Розі численні проблеми з тепловими мережами. Зокрема, через мобілізацію у місті нема кому працювати на…
Видання The Economist проаналізував вік світових лідерів. За останні десятиліття середній вік усіх лідерів зріс…
2025 року власники житла в Україні продовжать сплачувати податок на нерухомість за «зайві» квадратні метри. Хто має…
Росія знову перейшла на удари по українській енергетиці і за час паузи встигла серйозно поповнити…