Почему политика «реформ и открытости» так важна для Китая?
Факты свидетельствуют о том, что китайская политика реагирует на призывы китайского народа и международного сообщества, а лидеры исправляют ошибки и обновляют политику по мере получения новой информации.
В последние десятилетия Китай внес беспрецедентный вклад в глобальный экономический рост и экологические инновации, вырвав из бедности более 800 миллионов человек с тех пор, как в конце 1970-х годов он начал политику «реформ и открытости». Китай и весь мир обязаны этим успехом экспериментальному подходу властей к выработке политики, которая характеризуется методом проб и ошибок и постоянной адаптацией.
Вопреки распространенному мнению на Западе, где демократические выборы, как правило, считаются необходимыми для обеспечения ответственности правительств за свою политику, подход Китая поддерживает ответственность. Действительно, факты свидетельствуют о том, что разработка политики реагирует на отзывы как китайского народа, так и международного сообщества, когда лидеры исправляют ошибки и обновляют устаревшие меры по мере получения новой информации.
Такая адаптация поддерживается двумя ежегодными совещаниями, которые проводятся в Пекине каждый март с 1998 года: Национальным народным конгрессом (NPC) и Китайской народной политической консультативной конференцией (CPPCC). На этих встречах высшие должностные лица из Государственного совета Китая, в том числе ключевые министры и премьер-министр, создают подробные отчеты, определяющие проблемы, с которыми сталкивается Китай, а также план продолжения реформ и открытости.
Результаты доводятся до сведения делегатов, присутствующих на заседаниях, и транслируются в прямом эфире тысячам официальных делегатов, а также китайским и иностранным журналистам. Таким образом, эти встречи представляют собой важное окно в развитие китайской политики и управления.
На самых последних заседаниях NPC и CPPCC китайские политики взвесили негативную реакцию на стандартную неолиберальную экономическую модель, основанную на свободном перемещении товаров, капитала, информации, а иногда и рабочей силы. Страны с развитой экономикой и международные институты, которые они возглавляют, давно предполагают, что расширение этих свобод, естественно, ведет к лучшим результатам для всех.
Но неолиберальная модель имела серьезные непредвиденные последствия, такие как ухудшение состояния окружающей среды, растущее неравенство и появление монополий (особенно в техническом секторе). На более эмоциональном уровне глобализация и открытость породили культурную нестабильность. По мере роста разочарования в подходе стран с развитой экономикой растет недоверие к экспертам и элите, которые отстаивали его.
В ответ на эти опасения рациональный человек экономичный превратился в эмоционального человека политического - агента, восприимчивого к сиренам национализма, трайбализма, протекционизма и популизма. В результате усиливаются торговые конфликты, изоляционизм, антииммигрантские настроения и идет призыв к значительному увеличению социальных расходов на основе таких понятий, как современная денежно-кредитная теория.
Для Китая эти события предполагают более враждебную внешнюю среду. Поскольку темпы роста уже замедляются, разработчики политики в NPC и CPPCC сосредоточились на том, как обеспечить экономическую, финансовую и социальную стабильность, одновременно возрождая динамизм.
Несмотря на проблемы, с которыми сталкивается Китай, включая высокое отношение долга к ВВП и нестабильные фондовые рынки, лидеры страны доказали свою способность обеспечить прогресс в достижении этих целей. Инфляция индекса потребительских цен составляет 2,1%. В прошлом году было создано 13,6 млн. рабочих мест в городах, в результате чего уровень безработицы составил всего 5%, и в среднем ежедневно открывалось более 18 000 новых предприятий. Международная торговая и платежная позиция Китая в значительной степени сбалансирована.
Это является результатом всеобъемлющей и постоянно развивающейся стратегии, направленной на улучшение качества жизни и работы, сокращение бедности, снижение налоговой и нормативной нагрузки на малый частный бизнес и поддержку зеленого, инновационного, открытого и устойчивого роста. К примеру, в прошлом году Китай сократил свою среднюю тарифную ставку с 9,8% в 2017 году до 7,5%; открыл еще 4100 километров скоростных железных дорог; предоставил вид на жительство в городе 14 миллионам рабочих из сельской местности; и осуществил снижение налогов и сборов, которые сократили деловые расходы примерно на 1,3 трлн иен (193 млн долл. США).
Китайские власти объявили о своем намерении уменьшить бремя налогов и социального обеспечения для бизнеса еще на 2 трлн юаней и увеличить бюджетный дефицит на 0,2 процентных пункта ВВП до 2,8%, чтобы противостоять угрозе Протекционистской глобальной дефляции. Кроме того, NPC принял новый закон об иностранных инвестициях, который уменьшит барьеры для входа на рынок иностранных компаний и существенно улучшит защиту прав интеллектуальной собственности.
В то время как многие на Западе жертвуют homo economicus,чтобы успокоить homo politicus, китайские лидеры пытаются удовлетворить и то, и другое. Они знают, что пренебрежение потребностями homo politicus может привести к социальной нестабильности и фрагментации. Но они также знают, что должны реагировать на внутреннее давление и быстро развивающиеся внешние условия таким образом, чтобы это имело экономический смысл.
Не каждое решение окажется правильным. Но в Китае, когда допускаются ошибки, вслед за этим идут корректировки. Хотя эта форма ответственности не идеальна, она дала отличные результаты по любым стандартам.
|