Распространение влияния Китая в Восточной Европе беспокоит Запад
Китай уже инвестировал миллиарды долларов в различные инфраструктурные проекты в Центральной и Восточной Европе.
Установки, работающие на угле, мобильные сети, крупные мосты, автомобильные и железные дороги: китайские инвестиции стремительно растут во всех развивающихся странах Центральной и Восточной Европы, испытывающих нехватку денежных средств, даже несмотря на то, что чиновники Европейского союза пытаются противостоять растущему экономическому и технологическому росту Пекина и его политическому влиянию на континенте.
Хорватия, как член ЕС, в четверг провела саммит между Китаем и 16 странами региона, на котором основное внимание уделялось расширению деловых и других связей между Китаем и регионом, который Пекин рассматривает как ворота в Европу.
Собрание в Дубровнике так называемой инициативы 16 + 1 состоит из стран Центральной и Восточной Европы, которые одобрили амбициозный глобальный инвестиционный проект Китая «Одна дорога, один путь», который вызвал обеспокоенность в некоторых ключевых государствах ЕС по поводу увеличения политического и экономического влияния Китая в регионе.
Китай уже инвестировал миллиарды долларов в различные инфраструктурные проекты в Центральной и Восточной Европе. Западные лидеры обеспокоены тем, что дальнейшие инвестиции в государства, являющиеся членами ЕС - или страны, которые надеются вступить - могут означать более низкие экологические и другие стандарты, чем в остальной части блока.
Сложные проблемы включают в себя нарушение правил конкуренции ЕС, потенциальное чрезмерное заимствование некоторыми государствами, качество строительства и проблемы безопасности высокоскоростной сетевой технологии 5G, поставляемой китайскими компаниями. Критики также говорят, что в обмен на разрешение китайской экспансии в регион, Пекин должен предоставить европейским компаниям лучший взаимный доступ к китайским рынкам.
Высокопоставленные китайские чиновники пытаются смягчить опасения ЕС в отношении недобросовестной конкуренции со стороны китайских компаний, контролируемых государством, которые получают финансовую поддержку со стороны правительства. Президент Китая Си Цзиньпин согласился во время недавнего визита в Париж работать с европейскими лидерами в поисках более справедливых правил международной торговли.
Из 16 стран-участниц - Албании, Боснии, Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Македонии, Черногории, Польши, Румынии, Сербии, Словакии и Словении - 11 являются государствами-членами ЕС, а остальные пятеро хотят присоединиться.
Пекин продвигает свою расширяющуюся инициативу как способ дать финансовый стимул для некоторых наиболее нуждающихся стран Европы, помогая им получить доступ к большему количеству торговли и инвестиций. Это в основном приветствовалось странами Центральной и Восточной Европы.
Линда Тиа, эксперт по китайской стратегии развития в Городском университете Гонконга, сказала, что нет никаких доказательств в поддержку опасений, что Пекин преследует «неоколониальные» цели по эксплуатации Восточной Европы, Африки и других развивающихся экономик.
Европейские лидеры «должны как-то показать своим людям, что они пытаются защитить национальные интересы», - сказал Тиа.
Основные китайские инфраструктурные проекты в регионе включают запланированную высокоскоростную железную дорогу от столицы Венгрии Будапешта до Белграда в соседней Сербии. Линия будет соединена с контролируемым Китаем портом Пирей в Греции в качестве пункта пропуска китайских товаров в Центральную и Восточную Европу.
Проект получил пристальное внимание со стороны ЕС, потому что китайские государственные банки будут предоставлять финансирование, а китайские компании будут поставлять технологии и фактическое строительство. Это противоречит правилам ЕС, требующим, чтобы общественные работы были разбиты на сегменты, достаточно маленькие для привлечения множества участников.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, чье правительство часто подвергалось критике за антидемократическую политику, говорит, что отношения Венгрии с Китаем должны основываться на «взаимном уважении».
В прошлом году Венгрия не подписывала доклад ЕС с критикой правозащитной деятельности и деловой политики Китая.
В Сербии, кандидате в члены ЕС, китайские компании строят крупные мосты и автомагистрали. Они также строят крупную электростанцию, работающую на угле, даже несмотря на то, что Китай пытается обуздать загрязнение в домашних условиях, реализуя проекты по возобновляемым источникам энергии и сокращая использование лигнита, который является наиболее загрязняющим ископаемым топливом.
Сербский аналитик Мият Лакичевич сказал, что стратегически расположенная балканская страна, расположенная между Востоком и Западом, является идеальным местом, где «Китай может реализовать свою экономическую концепцию, то, как он хочет выйти на (восточноевропейские) рынки», без особой озабоченности по поводу процессов честных торгов или стандарты загрязнения.
Босния, потенциальный кандидат на вступление в ЕС, не в ладах с блоком в связи с его решением выдать государственную гарантию на 600 миллионов евро (676 миллионов долларов) кредита от Экспортно-импортного банка Китая для расширения крупнейшей угольной электростанции в Боснии.
Энергетический наблюдатель ЕС предупредил, что этот шаг может в конечном итоге нанести ущерб стремлению Боснии присоединиться к ЕС, поскольку соглашение нарушает правила субсидий и охраны окружающей среды ЕС. Уполномоченный по вопросам расширения Йоханнес Хан сказал, что проблема «поднимает серьезные вопросы» о «приверженности балканской страны международным договорам (и) европейским правилам».
Китайские компании также участвуют в строительстве моста Пелешац стоимостью в 380 миллионов долларов в Хорватии, который соединяет две прибрежные части над Адриатическим морем, а также автомагистрали, соединяющей Адриатическое море в Черногории с соседней Сербией.
В Чешской Республике Национальное агентство по кибербезопасности и информационной безопасности последовало предупреждению властей США против использования аппаратного или программного обеспечения, изготовленного китайскими компаниями Huawei и ZTE. Это, однако, не изменило позитивной позиции президента Чехии Милоша Земана в отношении Huawei.
|