Американская проблема новых санкций против России
Конгресс не допустит, чтобы Трамп отказался от санкций
Последний раунд антироссийских санкций, одобренный Конгрессом, это послание президенту Дональду Трампу: Мы не доверяем тебе решение, когда снять или смягчить санкции в отношении Москвы. И правда, это очень важный сигнал к американскому народу, президенту и остальному миру, говорящий, что почти все законодатели Америки считают - Россия должна заплатить цену за вмешательство в президентские выборы 2016 году.
Но в законопроект о санкциях были включены еще два важных сообщения
Заявление о недоверии президента к конгрессу было действительно замечательным. Чрезвычайно необычно для законопроекта о санкциях , ограничивать полномочия президента отменить или отсрочить их. Обычно это происходит за счет встроенного в закон пункта про «отказ от национальных интересов».
Новый закон не дает Белому дому окончательное слово о том, применять ли санкции или отменять. Вместо этого Конгресс может пересмотреть любой президентский шаг, и отменить его в течение 30 дней.
Хотя эта переоценка традиционной президентской прерогативы привлекла большую часть внимания на прошлой неделе, важно рассмотреть и другие послания Конгресса
Есть три общих подхода к экономическому принуждению: один для сдерживания, один для смены режима и один для изменения поведения. В зависимости от целей, соответствующим образом должна формироваться и структура санкций
Большинство законодателей, скажут, что цель этих санкций заключается в том, чтобы наказать Россию за ее вмешательство в выборы в США, удержать ее от подобных действий в будущем и убедить ее, в конечном счете, прекратить вмешательство во внутренние дела США вообще. Короче говоря, они хотят, чтобы Россия изменила свое поведение.
Однако, убрав прерогативу Администрации смягчить или даже отменить санкции в ответ на улучшение поведения России, Конгресс фактически лишил исполнительную власть возможности влиять на поведение России.
В тех случаях, когда санкции являются эффективным инструментом - например, в нормализации отношений с Вьетнамом или более поздних попытках заставить Иран сесть за стол переговоров по ядерному вопросу, исполнительная власть нуждалась в гибкости и доверии.
Но теперь полномочия на отмену или поддержание санкций в отношении России фактически возлагаются на 535 членов Конгресса. В результате администрация Трампа не может с уверенностью обещать, что позитивный шаг Москвы будет встречен ответными действиями со стороны США. Ни одна страна не знает опасность этой ситуации лучше, чем Россия, из-за своего опыта с поправкой Джексона-Вэника 1974 года - Закона, запрещающего Советскому Союзу (а затем России и другим постсоветским государствам) нормальные торговые отношения с США, пока не будет разрешена свободная эмиграция советских евреев.
Администрация Клинтона подтвердила, что Россия полностью соблюдает эту поправку в 1997 году. И только в 2012 году, когда Россия вошла во Всемирную торговую организацию, Конгресс «исключил» Россию из Джексона-Вэника. Как показывает этот исторический эпизод, давая Конгрессу окончательное право о том, отменять или смягчать санкции, новый закон существенно ограничивает способность США проводить прагматическую стратегию в отношении России, которая стремится к сотрудничеству в некоторых областях.
Хотя первые два пункта закона о санкциях были ясными предупреждениями администрации Трампа, третий сигнал Белый Дом должен приветствовать
Хотя Конгресс явно не хочет, чтобы Трамп вел переговоры с Россией, он призывает его и его команду вести переговоры с другими о России. Это дает исполнительной власти несколько дополнительных инструментов - и по своему усмотрению использовать их или нет, - чтобы уговорить европейских и азиатских союзников, среди прочего, привести их стратегии к более жесткой линии Вашингтона.
Например, закон разрешает наказывать компании, строящие трубопроводы для транспортировки российского природного газа в Европу. Аналогичным образом, закон включает в себя санкции для прекращения участия США и иностранных компаний в российских оборонных и разведывательных секторах.
Эти дополнительные инструменты, которые в конечном итоге решат, являются ли санкции подарком или бедствием для России
Нежелание Трампа признать то, что признается большинством американцев и практически всеми членами Конгресса, а именно вмешательство России в президентские выборы в США, - и создало это новое законодательство о санкциях. Однако, предоставив президенту сравнительно небольшую свободу действий, Конгресс сделал гораздо больше, чем просто ударил Трампа по руках.
|