Реджеп Тайип Эрдоган снова хочет строить канал в Стамбуле
Президент Реджеп Тайип Эрдоган возродил планы по прокладке канала на окраине Стамбула, несмотря на сопротивление сотен людей и нового мэра города против такого мегапроекта.
В прошлом году Турция фактически приостановила проект, стоимость которого оценивалась в 75 миллиардов лир (12,6 миллиарда долларов), поскольку экономика находилась в состоянии рецессии. Но в последние недели Эрдоган поставил строительство 45-километрового «Канала Стамбула» поверх своей внутренней программы, вызывая обеспокоенность у экологов и архитекторов.
Канал шириной 400 метров, запланированный к западу от Стамбула, соединит Черное море на севере с Мраморным морем, которое в конечном итоге переходит в Средиземное море. Это облегчит перегрузку в живописном Босфорском проливе, который пересекает крупнейший город Турции.
Политическая необходимость:
Эрдоган говорит, что канал необходим для облегчения движения на Босфоре и защиты его исторических сооружений, называя его «спасением окружающей среды».
Впервые он упомянул эту идею в 2011 году, назвав ее «сумасшедшим проектом». Но валютный кризис 2018 года побудил Турцию заморозить инвестиции в крупные проекты.
"Канал Стамбул" вернулся в повестку дня президента в ноябре и вызвал конфронтацию с новым мэром Стамбула Экремом Имамоглу из главной оппозиционной партии.
Имамоглу, которого некоторые считают вероятным кандидатом в президенты, потерпел поражение от правящей партии Эрдогана, когда он был избран в этом году. Он стал главным противником проекта, предупредив, что это будет стоить слишком дорого и нанесет ущерб окружающей среде.
Экологические риски:
Стремительный рост Стамбула и отсутствие зеленых насаждений вызывают серьезную общественную обеспокоенность.
Предлагаемый канал будет проходить через лагуну, экосистема которой, жизненно важная для морских животных и перелетных птиц, будет разрушена.
Вопросы финансирования:
Канал является последним в серии масштабных строительных проектов, основанных на дешевом иностранном кредите, который привел к росту экономики в основном под 17-летним правлением Эрдогана.
Неясно, как будет финансироваться канал. Центральное правительство разработало модель «строить-эксплуатировать-передавать», но, потерпев неудачу в этом, заявило, что будет использовать свой бюджет.
Банкиры в частном порядке подняли вопрос о том, будут ли финансировать этот проект некоторые крупные турецкие кредиторы.
В сентябре шесть турецких банков подписали инициативу Организации Объединенных Наций (UNEP FI), обязывающую их оценить социальное и экологическое воздействие проекта, прежде чем расширять финансирование.
Черное море
Для России, Украины и других черноморских государств канал ставит сложные вопросы о судоходстве и морском проходе.
Конвенция Монтрё 1936 года дает Турции контроль над проливами в пределах ее границ, а в мирное время гарантирует доступ гражданским судам. Это также ограничивает доступ военных кораблей, помогая защитить Черное море от милитаризации.
Но турецкий чиновник заявил в четверг, что Конвенция Монтрё не будет охватывать канал.
«Канал Стамбул, возможно, откроет двери для военных кораблей США в Черном море. Это страх для Москвы», - сказал Синан Ульген, бывший турецкий дипломат и приглашенный ученый в Carnegie Europe в Брюсселе.
|