Десятилетие стремительных экономических изменений в Китае
Изменения, произошедшие в экономике Китая за последнее десятилетие, являются радикальными, беспрецедентными и существенными.
Для Запада 2008 год ознаменовал начало трудного периода кризиса, рецессии и неравномерного восстановления. Для Китая 2008 год также стал важным поворотным моментом, за которым последовало десятилетие быстрого прогресса, которого мало кто мог предвидеть.
Конечно, когда обанкротился американский инвестиционный банк Lehman Brothers, вызвавший мировой финансовый кризис, лидеры Китая были глубоко обеспокоены. Их опасения усугублялись стихийными бедствиями, в том числе сильными морозными дождями и снежными штормами на юге в январе 2008 года и разрушительным землетрясением в Сычуани пять месяцев спустя, в результате которого погибло 70 000 китайцев, а также беспорядками в Тибете.
Сначала страхи Китая, казалось, начали сбываться. Несмотря на проведение впечатляющей Олимпиады в Пекине в августе этого года, его фондовый рынок упал с максимума 2007 года с 6 124 до 1664 в октябре 2008 года, что привело к рекордному краху.
Но китайские власти по-прежнему преданы своему долгосрочному плану пересмотра модели роста страны путем перехода от экспорта к внутреннему потреблению. Фактически, глобальный экономический кризис послужил укреплению этой приверженности, поскольку подчеркнул риски зависимости Китая от иностранного спроса.
Это обязательство окупилось. За последнее десятилетие многие миллионы китайцев присоединились к среднему классу, который сейчас насчитывает 200-300 миллионов человек. При средних чистых активах 139 000 долларов на душу населения общая покупательная способность этой группы может составить более 28 триллионов долларов по сравнению с 16,8 триллионов долларов в США и 9,7 триллионов долларов в Японии.
Средний класс Китая уже владеет этой силой. На долю Китая приходится 70% мировых покупок предметов роскоши ежегодно в течение последнего десятилетия. Хотя доля владельцев автомобилей на душу населения составляет лишь половину от среднего мирового показателя, с 2008 года китайцы неизменно являются ведущими мировыми покупателями автомобилей, превосходя американцев. В 2018 году более 150 миллионов китайцев выехали за границу.
Для китайских властей содействие появлению такого грозного среднего класса было важной стратегической возможностью. Как писал в 2013 году Лю Хэ, главный экономический помощник китайского президента Си Цзиньпина, цель Китая до кризиса заключалась в том, чтобы стать глобальным производственным центром; достижение этого привлечет международный капитал и знания. После 2008 года стратегические императивы Китая сместились к снижению долгового риска и увеличению совокупного спроса, одновременно применяя массивные экономические стимулы для стимулирования внутреннего потребления и инвестиций, тем самым уменьшая уязвимость Китая к внешним шокам.
В рамках этой инициативы Китай осуществил крупномасштабные инвестиции в инфраструктуру, такие как строительство почти 30 000 километров высокоскоростной железной дороги. Расширение связности - только в прошлом году эта железнодорожная сеть перевозила почти два миллиарда пассажиров - способствовало гораздо более тесным региональным экономическим связям, стимулировало урбанизацию и существенно увеличило потребление.
Благодаря таким усилиям - вместе со слияниями и приобретениями ключевых технологий и прибыльных инвестиций в инфраструктуру в развитых странах - экономика Китая почти утроилась в размерах с 2008 по 2018 год, а ВВП достиг 90 трлн юаней (13,6 трлн долларов США). В то время как ВВП Китая был на 50% меньше, чем ВВП Японии в 2008 году, к 2016 году он был в 2,3 раза больше.
Конечно, возникли проблемы. Цены на землю и жилье резко возросли, а цены на городскую недвижимость росли так быстро, что многие опасались пузыря. Рост кредита привел к дальнейшим рискам. Однако в целом политика экспансии способствовала быстрому превращению Китая в глобальную экономическую державу.
Но китайские лидеры не планировали одной важной особенности этой модели роста, не говоря уже о том, чтобы осуществить ее с помощью промышленной политики: инновационные отрасли, ориентированные на потребление, которые практически не существовали в 2008 году и которые все в большей степени стимулируют китайскую экономику сегодня.
В настоящее время Китай является мировым лидером в области электронной коммерции и мобильных платежей. В 2018 году мобильные платежи в Китае составили 24 триллиона долларов - в 160 раз больше, чем в США. Государственные банки и нефтехимические компании, которые были ведущими китайскими компаниями в 2008 году, превзошли гигантов электронной коммерции и интернет-гигантов Alibaba и Tencent. IT и технологические фирмы сейчас создают десятки миллионов рабочих мест в год.
Между тем, показатели производственного сектора, который долгое время оставался главным двигателем развития Китая и по-прежнему являлся крупнейшим работодателем в стране, ослабли, что отчасти подорвано быстрым ростом заработной платы. Результатом стало фундаментальное изменение структурного состава экономики Китая.
Однако вместо того, чтобы исследовать этот сдвиг - который не отражен в традиционных показателях ВВП - многие экономисты сосредоточились на попытках пробить дыры в повествовании о росте Китая. Например, недавнее исследование Института Брукингса показывает, что экономика Китая примерно на 12% меньше официальных данных.
|