Китайская головоломка Евросоюза
Европейский Союз все чаще оказывается между США и Китаем. Пока он не найдет общую стратегическую цель, блок будет бороться за продвижение своих интересов и все чаще становиться жертвой игр великой державы.
Европейцы не могут договориться о том, как справиться с растущим Китаем. Пока лидеры Европейского союза собирались в Брюсселе, чтобы обсудить более настойчивый общий подход, президент Китая Си Цзиньпин находился в Риме. Си был там, чтобы отметить независимое одобрение Италией Инициативы «Одна дорога - один путь» (BRI), его пан-евразийский план инвестиций в инфраструктуру на сумму 1 триллион долларов, который направлен на укрепление экономического и политического влияния Китая.
Как тогда ЕС должен взаимодействовать с Китаем? В то время как Соединенные Штаты и Китай натыкаются на новую холодную войну, каждый хочет, чтобы европейцы были в их лагере. Администрация президента США Дональда Трампа давит на европейцев, чтобы они следовали за их агрессивным лидерством в борьбе с Китаем за торговлю, технологии и безопасность. Между тем, Китай добивается ЕС, указывая на их общую заинтересованность в защите многосторонней торговой системы, Парижского соглашения об изменении климата и ядерной сделки Ирана против атак Трампа.
В идеале, ЕС должен наметить свой собственный курс. Но пока он остается слабым и разделенным, он будет бороться за это.
До недавнего времени ЕС считал Китай стратегическим партнером - и прежде всего источником роста и рабочих мест. Но его новый проект стратегии, разработанный Европейской комиссией и Службой внешних действий ЕС, является более жестким и более нюансированным. В настоящее время Китай рассматривается одновременно как «партнер по сотрудничеству, с которым у ЕС тесно связаны цели, партнер по переговорам, с которым ЕС должен найти баланс интересов, экономический конкурент в достижении технологического лидерства и системный конкурент, продвигающий альтернативные модели управления».
Как и их американские коллеги, хотя и менее решительно, европейские политики все больше беспокоятся о вызове авторитарного, государственнического и технологически доминирующего Китая. Централизация власти в руках Си и откровенность его промышленной политики «Сделано в Китае 2025», которая стремится к доминированию Китая в десяти ключевых высокотехнологичных секторах, разрушили прежние европейские надежды на политическую и экономическую либерализацию. Европейские политики все чаще воспринимают жалобы бизнеса на то, что Китай скупает фирмы ЕС и их технологии, одновременно отказывая в доступе к китайским рынкам.
Учитывая это, ЕС должен быть естественным союзником США в стремлении открыть китайские рынки и защитить интеллектуальную собственность иностранных инвесторов. Но у Трампа нет времени для союзников, он называет ЕС «врагом» и угрожает торговой войне с Европой из-за ее огромного сальдо торгового баланса с США, особенно в автомобильной сфере. Политики ЕС ненавидят односторонний протекционизм Трампа и его мировоззрение «Америка прежде всего». И они не доверяют ему, справедливо полагая, что Трамп может с готовностью заключить сделку с Китаем за счет ЕС. В результате, ЕС по понятным причинам не желает стоять за политикой Трампа в отношении Китая.
Это открывает возможность для Китая, который издает все шумы о многосторонности и действительно заинтересован - по крайней мере, на данный момент - в поддержке открытой международной системы, основанной на правилах. Кроме того, он серьезно сотрудничает с ЕС. Премьер-министр Ли Кэцян должен прибыть в Брюссель 9 апреля на ежегодный саммит ЕС-Китай. Но в то же время Китай подрывает ЕС, ведя двусторонние переговоры с европейскими правительствами и противопоставляя их друг другу.
В связи с этим в Китае был создан форум «16+1» для взаимодействия с 16 странами Центральной и Восточной Европы, 11 из которых являются членами ЕС. Поскольку эти страны беднее и часто рассматриваются как европейцы второго сорта, они особенно приветствуют внимание и инвестиции Китая.
Китай также вкладывает средства в южноевропейские экономики, которые страдали от недостатка инвестиций после кризиса в еврозоне. Он инвестировал в порт Пирей в Греции и португальские энергетические компании, а теперь планирует реконструировать итальянский порт Триест. В общей сложности 15 из 28 стран-членов ЕС уже присоединились к BRI.
Безусловно, китайские инвестиции в Европу часто бывают выгодными, а расширение торговли и улучшение инфраструктуры взаимовыгодны. Но, как и план Маршалла в США после Второй мировой войны, BRI также имеет политическое измерение, а именно, привлечение Европы в сферу влияния Китая.
Это поднимает фундаментальные долгосрочные стратегические вопросы. Действительно ли будущее Европы лежит в первую очередь с Евразией, а не с Западом? Если так, то что влечет за собой роль младшего партнера Китая? И как тогда Европа может наилучшим образом продвигать свои интересы? К сожалению, вряд ли кто-то задает эти вопросы.
Между тем двусторонний подход Китая к Европе позволяет ему разделять и властвовать. Когда министры экономики Франции и Германии недавно предложили промышленную политику ЕС, в соответствии с которой европейские лидеры будут соперничать с китайскими (и американскими) гигантами, социалистический премьер-министр Португалии Антониу Коста отверг эту идею. Коста также предостерег от планов ЕС более жестко проверять китайские инвестиции.
ЕС не только разделен, но и слаб. Несмотря на экономический колосс, ЕС является геополитическим карликом, плохо подготовленным к новой эре конкуренции великих держав.
Правда, объединенный ЕС может навязать себя меньшим державам, таким как Великобритания, и остаться наедине с США и Китаем в чисто экономическом плане. Единичный рынок в 19 триллионов долларов дает ему огромное влияние на торговые переговоры, политику конкуренции и установление норм и стандартов.
Но когда экономическая политика пересекается с внешней политикой и безопасностью, у ЕС не хватает воли и способности действовать стратегически. Помимо Франции и Великобритании, которая выходит из ЕС, правительства стран-членов не имеют геополитического мышления. У самого ЕС нет военной мощи, и большинство его членов полагаются на США в своей защите. Более того, ЕС все чаще становится потребителем передовых цифровых технологий, разработанных в других странах.
В результате ЕС оказался между США и Китаем. Необходимо отчаянно отыскать общие цели и стратегические возможности, которые президент Франции Эммануэль Макрон, кажется, защищает практически один. До этого времени ЕС будет бороться за продвижение своих интересов и будет все чаще становиться жертвой игр великих держав.
|