Уроки демократии от ЕС
Высокоцентрализованные политические системы в Польше и других странах создают пагубную динамику и поляризацию. Система управления Европейского Союза, напротив, предлагает привлекательную практическую модель для более децентрализованного демократического принятия решений.
Критика институтов Европейского Союза и требование их реформирования является популярным занятием. Но, как ясно показал единый фронт ЕС в бесконечных переговорах о Brexit, европейские институты чрезвычайно эффективны в управлении политическим разнообразием. Каким бы странным это ни звучало, национальные государства могут учиться у Европы в решении своих собственных демократических проблем.
Такие недостатки особенно очевидны в Польше, где высокоцентрализованная политическая система создает пагубную динамику «победитель получает все». Поскольку правящая партия опирается на мимолетное большинство, у нее есть сильный стимул зафиксировать свои законодательные достижения посредством конституционного нарушения. Это оставило электорат крайне поляризованным, и Польша оказалась в еще более глубоком политическом кризисе из-за отсутствия консенсуса относительно базовых институтов.
Мы оба являемся явными противниками того, что мы считаем неконституционным захватом независимых институтов правящей партией «Право и справедливость» (PiS). Но мы также признаем подлинную популярную поддержку, которой PiS продолжает пользоваться.
В попытке помочь разрядить политическую напряженность, мы выступили соучредителями беспартийной инициативы по реформированию польской системы управления. Около 100 экспертов в области государственной политики страны уже разработали предложение, направленное на децентрализацию политической системы путем включения лучших элементов структур принятия решений в ЕС.
Эта дискуссия о децентрализации ни в коем случае не ограничивается Польшей. В письме французскому народу в январе президент Эммануэль Макрон многозначительно спросил, должно ли знаменитое централизованное государство страны передать больше полномочий по принятию решений субнациональным правительствам. Между тем, в более децентрализованной Германии президент Баварского министра Маркус Сёдер, который также возглавляет Христианский социальный союз (ХСС), предостерег центральное правительство от дальнейшего ослабления власти Бундеслендера.
Лидер лейбористской оппозиции Великобритании Джереми Корбин заявил, что лейбористское правительство рассмотрит вопрос о замене Палаты лордов избранным федеральным сенатом. И Демократическая партия в Соединенных Штатах, столкнувшись со все более консервативным Верховным судом, внезапно согревает идею прав штатов.
Мы считаем, что некоторая форма децентрализации может помочь Польше - и, возможно, другим демократиям - лучше управлять политическими конфликтами и стать менее поляризованными. И здесь система управления ЕС предлагает привлекательную практическую модель.
Наше предложение о реформе Польши вдохновлено двумя ключевыми институтами ЕС: Европейским советом, где главы государств или правительств определяют общее политическое направление ЕС, и Советом ЕС, где министры стран-членов принимают решение о европейском законодательстве. Этот министерский совет выступает главным образом как мощный европейский сенат - законодательная «верхняя палата», одобряющая все законы ЕС.
Мы представляем подобные институты на двух уровнях в Польше. Национальный Сенат станет палатой, состоящей из избранных губернаторов 16 регионов Польши, а региональные сенаты будут состоять из всех мэров конкретного региона. Голоса губернаторов и мэров-сенаторов будут взвешены в соответствии с населением, которое каждый представляет. Кроме того, как национальные, так и региональные сенаты будут иметь право вето на законодательство.
Национальный Сенат был бы политически разнообразным, охватывая консервативный юго-восток страны и прогрессивный северо-запад. Региональные сенаты будут содержать аналогичное сочетание, учитывая, что города Польши, как правило, более прогрессивны, а сельская местность более консервативна. Более того, исполнительная ответственность губернаторов и мэров даст им стимул искать конструктивные компромиссы в отношении важных политических предложений.
Как и в случае с Европейским советом, членство в национальном сенате будет меняться только постепенно, поскольку региональные выборы будут шататься. Такая преемственность особенно важна, учитывая, что Сенат утвердит членов независимых институтов, таких как Конституционный трибунал, Верховный суд и Национальный банк Польши. Поэтому наше предложение укрепило бы демократическую подотчетность этих институтов, привязав ее к гораздо более стабильному и политически разнообразному органу, нежели к преобладающему национальному большинству.
Даже у действующего правительства Польши, возглавляемого PiS, есть основания быть благодарными за систему управления ЕС. Неспособность Европейской комиссии предпринимать так называемые действия в соответствии со статьей 7 против Польши и Венгрии в связи с предполагаемыми серьезными нарушениями ценностей ЕС может расстроить защитников верховенства закона. Тем не менее, это также показывает, как структура ЕС защищает даже весьма противоречивые государства-члены от политического переворота большинства.
В то же время ЕС не бессилен действовать против государств-членов, которые нарушают общие правила, потому что члены Совета выбирают судей влиятельного Европейского Суда. Европейский суд, который рассматривает многочисленные дела, касающиеся предполагаемых конституционных эксцессов правительства PiS, возможно, является последней линией защиты верховенства закона в Польше, учитывая истощенную легитимность собственных институтов страны.
Европа может быть политически поляризована и страдает от дефицита демократии, но система управления ЕС не является основной причиной. Наоборот, эффективность европейских институтов показывает Польше и другим, как они могут лучше управлять своими национальными политическими системами.
Мацей Кисиловский - доцент кафедры права и государственного управления в Центрально-Европейском университете;
Войцех Прзыбыльски - является главным редактором Visegrad Insight и председателем Фонда Res Publica в Варшаве.
|