Как побороть усиливающееся влияние Китая?
В последнее время Китай проникает в широкий круг институтов США - от университетов и аналитических центров до средств массовой информации и органов власти штатов.
Поскольку торговые переговоры между Соединенными Штатами и Китаем ведут к неопределенному заключению, большая часть мира по-прежнему зациклена на потенциальной эскалации конфликта между двумя крупнейшими экономиками мира. Но в узких дискуссиях о тарифах «за зуб», китайском меркантилизме и краже интеллектуальной собственности не удается распознать более широкие последствия торговой войны: США и Китай теряют способность взаимодействовать в любой форме, кроме как состязательной.
Для США Китай представляет собой быстро растущую угрозу - восприятие, отчасти основанное на большом профиците двусторонней торговли и наглых усилиях Китая по захвату американских технологий. Но это также - и, возможно, что еще более важно - обусловлено стремлением Китая к военной гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, его быстро растущими зарубежными инвестициями, его попытками изменить мировые политические дебаты и его усилиями по оказанию влияния на другие страны, включая США.
Такие усилия, как предупредил в прошлом году директор ФБР Кристофер Рэй, включают в себя использование нетрадиционных субъектов для проникновения в демократические институты, особенно в академических кругах. В этом смысле, заключил Рэй, «китайская угроза» - это больше, чем «общая угроза правительства»; это «угроза всему обществу».
Коммунистическая партия Китая проникает в широкий круг институтов США - от университетов и аналитических центров до средств массовой информации, а также государственных и местных органов власти - и китайско-американского сообщества. КПК врывается в мягкие ткани американской демократии.
Это не является вопиющим использованием «жесткой» военной или экономической мощи, а также не является типом прозрачного обмена, посредством которого демократии оказывают «мягкую силу» остальному миру. Вместо этого это форма того, что называют «острой силой»: использование «скрытой, принудительной и коррумпированной» тактики (по словам бывшего премьер-министра Австралии Малкольма Тернбулла), чтобы заставить страны встать на риторическую линию Китая и поддержать его интересы.
Ключом к развертыванию этой острой силы является разросшийся и сложный аппарат «Единого фронта» КПК, почти вековая система для китайской пропаганды и влияния за рубежом. Этот аппарат - и ленинская система Китая в более широком смысле - мало заботится о целостности гражданских институтов и еще меньше о таких ценностях, как свобода слова, религии и собраний. Напротив, он охотно использует открытость западных либеральных демократий для достижения своих собственных целей.
Каковы эти цели? В отличие от российских операций влияния, которые сосредотачиваются на манипулировании выборами посредством дезинформации о целевой стране, иностранные операции Китая, в том числе в США, сосредоточены на рассказах о себе. Его лидеры хотят определить, как мир воспринимает подъем Китая, чтобы минимизировать проблемы, связанные с его милитаризацией Южно-Китайского моря, репрессиями в отношении религиозных меньшинств в Синьцзяне и Тибете, повсеместным наблюдением за его гражданами и сопротивлением демократическим реформам в Гонконге.
Чтобы достичь этого, Китай привлекает своих собственных граждан за границей, особенно в академические круги, будь то преподаватели или студенты, и членов китайской диаспоры, которых он считает «земляками», которые обязаны верностью «китайской родине».
Как выразился Рэй, операции влияния Китая требуют «реакции всего общества», которая должна подчеркивать «конструктивную бдительность». Американские университеты, аналитические центры, СМИ, ассоциации и местные органы власти должны требовать прозрачности в их отношениях с потенциальными китайскими партнерами, включая полное раскрытие любых их связей с китайским государством, КПК или вооруженными силами.
Важно отметить, что США должны гарантировать, что их ответ не рискует спровоцировать нападения на китайцев в Америке на расовой почве. Китай может рассматривать любого, кто является китайцем или имеет китайское наследие, в качестве потенциального агента. Но, чтобы отстаивать свои ценности справедливости и равенства, США должны прямо смотреть на поведение, а не на этническую принадлежность.
Чтобы иметь возможность распознать подозрительное поведение, американские учреждения должны больше узнать о том, с кем они имеют дело, в том числе путем сотрудничества с аналогичными учреждениями в США и за рубежом. Нельзя позволить китайским поставщикам острой силы использовать стратегию «разделяй и властвуй».
Наконец, американские актеры должны требовать большей взаимности в своих отношениях с китайскими коллегами. Только гарантируя более открытые и равные обмены, США могут надеяться превратить тайные операции с мощной силой в Китае в подлинные операции с мягкой силой, при этом каждая страна будет иметь доступ и влияние внутри другой на прозрачной основе.
Китай, вероятно, останется главным конкурентом Америки за глобальное могущество и влияние в обозримом будущем. Но это не означает, что две страны должны поддерживать опасно состязательные отношения. Напротив, они должны проводить политику конструктивного взаимодействия, которая поддерживает честную конкуренцию, обеспечивает взаимовыгодное сотрудничество и поддерживает мир между двумя крупнейшими державами.
|