«Никто не будет в безопасности, пока не будут в безопасности все» – определяющая мантра эпохи COVID-19. В ней фиксируется фундаментальная истина. Столкнувшись с вирусом, который не признает границ, ни одна страна не является островом – и не существует альтернативы международной солидарности.
Июньский саммит G7 в Великобритании предоставляет политическим лидерам самых богатых стран мира возможность продемонстрировать эту солидарность. Им следует воспользоваться ею и согласовать финансовый план действий в поддержку борьбы человечества с COVID-19, и начинать нужно с равного доступа к вакцинам. Об этом пишет Эксперт со ссылкой на Project-syndicate.
Разработка безопасных и эффективных вакцин против COVID-19 стала научным триумфом. Новые партнерства с участием правительств, бизнеса, филантропов и многосторонних организаций протестировали, доставили и начали применять вакцины в рекордно короткие сроки. Access to COVID-19 Tools Accelerator (ACT-A, ускоритель доступа к средствам от COVID-19), уникальное партнерство между Всемирной организацией здравоохранения и другими организациями, обеспечивает многостороннюю основу для сотрудничества в области диагностики, лечения и вакцинирования. Центр глобального доступа к вакцинам против COVID-19 (COVAX), ключевой элемент этого партнерства, на сегодняшний день предоставил в общей сложности 40 миллионов доз в более чем 100 стран.
Несмотря на эти достижения, неравенство в доступе к вакцинам увеличивается с каждым днем. На страны с высоким уровнем доходов, где проживает 16% населения мира, приходится более половины подтвержденных заказов на вакцины, или около 4,6 миллиарда доз, что в некоторых случаях превышает необходимое для полной вакцинации населения количество в несколько раз. На долю беднейших развивающихся стран, где населения в два раза больше, приходится более чем вдвое меньше подтвержденных заказов. Текущие поставки в страны Африки к югу от Сахары охватывают менее 1% населения. В то время как богатые страны проводят иммунизацию более молодых и более здоровых групп граждан, медицинские работники в Мозамбике, Непале и Боливии борются с пандемией без защиты, в результате чего гибнут люди.
Разрыв в распределении вакцин подчеркивает вопиющую несправедливость. В то время как страны «Большой семерки» находятся на пути к достижению 70% охвата к концу 2021 года, некоторые из беднейших стран при нынешних тенденциях не достигнут этого уровня до 2024 года. Это зловеще напоминает первоначальную реакцию на кризис ВИЧ/СПИДа, когда Африка и другие развивающиеся регионы оказались в конце очереди за антиретровирусными препаратами, которые были широко доступны в богатых странах. Задержка в доставке унесла жизни около 12 миллионов человек.
Оставить бедные страны мира позади в гонке за вакцинацию от COVID-19 – это катастрофический моральный провал. Кроме того, это акт разрушительного самоповреждения. Поскольку коронавирус распространяется и мутирует среди неиммунизированных групп населения, он будет представлять угрозу общественному здоровью людей во всем мире, в том числе в самых богатых странах. Более того, сбой на рынке, вызванный низкими показателями иммунизации в развивающихся странах, может стоить мировой экономике 9,2 триллиона долларов, причем половина потерь придется на страны с развитой экономикой.
Короче говоря, у необходимости безотлагательных коллективных действий по достижению справедливости в отношении распределения вакцин существует огромное этическое, эпидемиологическое и экономическое обоснование. Чем решительнее мы будем действовать в качестве единого человеческого сообщества, тем больше будет спасено жизней и тем быстрее мы добьемся восстановления экономики.
Задача состоит в том, чтобы обеспечить доступность и разумную цену вакцинации для всех стран. Мы не сможем решить эту проблему только за счет добровольных пожертвований, двусторонних сделок вне COVAX и безудержного вакцинного национализма, который до сих пор характеризовал ответные меры богатых стран.
Пришло время для смелых действий. Страны G7 должны в срочном порядке расширить свою поддержку ACT-A, продолжая при этом поддерживать усилия по обеспечению достаточного снабжения вакцинами развивающихся стран. Чтобы создать эффективную глобальную защиту от COVID-19 и будущих угроз пандемии, нам нужен равноправный обмен вакцинами и открытый обмен ноу-хау, информацией и технологиями для развития сложных производственных мощностей там, где они необходимы. Отказ от прав интеллектуальной собственности на время пандемии поможет облегчить совместное использование, увеличить производство и снизить цены. Народный альянс за вакцины мобилизует поддержку за отказ от этих прав, а правительства Южной Африки и Индии представили соответствующие предложения во Всемирную торговую организацию.
Чего не хватает, так это плана финансирования, который можно запустить на фундаменте, созданном ACT-A. Саммит G7 может сыграть здесь решающую роль. Политические лидеры должны согласиться профинансировать глобальный план, направленный на достижение целей всех стран в отношении вакцинации к концу этого года, с привлечением всех, кто хочет добиться иммунизации населения к концу 2022 года. Африканские центры по контролю и профилактике заболеваний поставили перед собой цель добиться 60% охвата региона к этой дате.
Для достижения этой цели от G7 требуются обязательства в размере около 30 миллиардов долларов в год в течение следующих двух лет, а также более обширные меры по поддержке самообеспечения вакцинами. Это также поможет закрыть текущий дефицит финансирования ACT-A в этом году в размере около 22 миллиардов долларов. Президент Южной Африки Рамафоса и премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг написали правительствам письма с предложением создать глобальную договоренность о распределении финансового бремени на основе относительного экономического веса стран. Мы поддерживаем этот подход – и один из нас (Браун) предложил его принять на саммите G7.
Могут ли страны G7 позволить себе составленный нами план? Мы предлагаем лидерам перевернуть этот вопрос с ног на голову: могут ли они позволить себе не вкладываться в решение этой проблемы? Требуемое финансирование примерно сопоставимо с расходами, которые страны «Большой семерки» могут позволить себе в течение каждых двух недель в связи с нарушениями в торговле, вызванные ограниченным доступом к вакцинам. Кроме того, справедливое распределение вакцин обязательно окупится. По оценкам Международного валютного фонда, страны с развитой экономикой могут получить более 1 триллиона долларов дополнительных доходов от ускорения экономического восстановления за счет ускоренной глобальной вакцинации – 16 долларов прибыли на каждый вложенный доллар.
В распоряжении правительств G7 имеются несколько готовых механизмов финансирования. Они могли бы согласиться выпустить через Международный финансовый фонд иммунизации облигации на вакцину против COVID-19 на сумму 10-15 миллиардов долларов. Еще одним вариантом является страхование гарантий риска для финансирования COVID-19, предоставляемого через Всемирный банк и другие многосторонние финансовые учреждения. Имея защищенный кредитный рейтинг «три-А», Всемирный банк мог мобилизовать 4-5 долларов на каждый доллар, предоставленный в виде гарантий.
Правительства Большой семерки могли бы воспользоваться своим статусом ключевых акционеров в МВФ и Всемирном банке и внедрить для обоих институтов более амбициозный подход к использованию ресурсов для реагирования на COVID-19. Страны с низкими доходами, столкнувшиеся со смертельной комбинацией замедленного роста, неприемлемого уровня долга и ограниченного бюджетного пространства, срочно нуждаются в финансовой поддержке. По недавним оценкам МВФ, для сдерживания пандемии потребуются дополнительные 200 миллиардов долларов, включая финансирование систем здравоохранения и программ вакцинации.
Поскольку Соединенные Штаты в принципе согласились на новую эмиссию специальных прав заимствования на 650 миллиардов долларов (СДР, резервный актив МВФ), которые по сути являются новыми международными деньгами, это дает возможность повысить ликвидность и сократить дефицит финансирования. Правительства стран «Большой семерки» могут согласиться удвоить объем СДР для стран с низким уровнем дохода, что принесет борьбе с пандемией дополнительные 42 миллиарда долларов. Они также могут задаться вопросом, почему более 40 бедных стран по-прежнему тратят на обслуживание долга больше, чем на здравоохранение, и обеспечить перевод невыплаченных долговых обязательств в вакцины, которые спасают жизни.
Разумеется, финансы составляют лишь часть уравнения. Управление играет не менее важную роль. Мы должны проследить за тем, чтобы все правительства и представители гражданского общества имели право голоса в формировании международного сотрудничества. Всемирная ассамблея здравоохранения предлагает многостороннюю платформу для реализации этого права – и она играет ключевую роль в достижении справедливости в отношении распределения вакцин.
Бенджамин Франклин предупреждал авторов Декларации независимости Америки об опасности разделения перед лицом могущественного врага. «Нам действительно необходимо держаться вместе, – утверждал он, – иначе нас перевешают по отдельности». Столкнувшись с этой смертоносной пандемией, лидеры G7 должны проявить глобальную солидарность. От этого зависят безопасность их граждан и надежды всего мира.
У 2024 році в Україні триває мобілізація, і багатьох цікавить, як хвороби серця та кровообігу…
Тимчасова слідча комісія з питань порушення законодавства в Міноборони та ЗСУ рік вивчала ситуацію у…
Ви думаєте, що листопад — це час для гарячого чаю та затишних пледів? А ось…
Ситуація з обстрілами та пошкодженнями АЕС в Україні викликає занепокоєння. Так, під час ворожих обстрілів…
Після удару балістичною ракетою по Україні, росіяни почали поширювати карту на якій позначили європейські міста…
Серед частини британського суспільства розростається невдоволення після того, як з'ясувалося, у що обійшлася коронація короля Чарльза…