Новости
В КГГА рассказали о высоких средних зарплатах киевлян Средняя зарплата в Киеве в 1,5 раза выше чем в других регионах Украины
24.02.2020
Из-за коронавируса модный дом Армани закрыл офисы в Италии На фоне вспышки заболевания Джорджо Армани также закрыл свой вчерашний показ на Неделе моды в Милане. 24.02.2020
В Венесуэле каждый третий житель страдает от недостатка пищи, - ООН Каждый третий житель Венесуэлы не может получить достаточно еды для удовлетворения минимальных потребностей в питании,... 24.02.2020
В Калифорнии из-за 40-тысячного роя пчел перекрыли целую улицу (ВИДЕО) Рой из 40 тысяч так называемых африканизированных пчел заставил местные власти Пасадены, Калифорния, закрыть целую... 24.02.2020
Опять коронавирус: в Австрии временно закрыли движение поездов из Италии Австрия остановила движение поездов из Италии после того, как в одном из составов были обнаружены две пассажирки с... 24.02.2020
В столице за сутки установили рекорд по количеству эвакуированных автомобилей За сутки в столице эвакуировали более 140 автомобилей 24.02.2020
Обещание, которому не было суждено сбыться: принц Уильям сделал откровенное признание Он заверил маму, что когда станет королем, то отдаст ей свой титул. 24.02.2020
Еще два арабских государства зафиксировали заражение коронавирусом Количество стран, в которых подтвердили инфицирование достигло 32 24.02.2020
На Одессу идет активный циклон: ожидается резкое ухудшение погоды В регионе ожидают сильных осадков, ураганного ветра, а море будет штормить 24.02.2020
Авиакомпания МАУ запустила новую полезную услугу для пассажиров: подробности МАУ позволила "замораживать" цену билетов на 48 часов 24.02.2020
Эксперты составили ТОП-10 лучших автомобилей: какой бренд оказался лидером Американские специалисты проверяли авто по целому комплексу показателей 24.02.2020
Вспышка коронавируса в Италии: в регионах закрыли школы и университеты (ФОТО) Премьер-министр Джузеппе Конте пообещал принять «чрезвычайные меры», чтобы не позволить вирусу распространиться дальше.... 24.02.2020
Коварная стихия: на Украину обрушилась непогода В Украине ухудшились погодные условия, по всей стране бушует непогода, идет дождь, а сильный ветер валит деревья.24.02.2020
Молодым родителям в Украине предложили открывать депозит на 50 тысяч гривен В Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект, который предусматривает приятный сюрприз для молодых родителей... 24.02.2020
Hot Wheels выпустила игрушечную модель Tesla Cybertruck: как она выглядит (ФОТО) Под брендом Hot Wheels представили игрушечную версию электрического пикапа Tesla Cybertruck на дистанционном управлении. 24.02.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD24.59024.27525.144
EUR26.62526.12527.749
RUB0.3900.3020.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT56.24-3.86Feb
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Публикации  29 Сентября 2017
40 лет ХАЭС – история и перспективы

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.


 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ



“Будь первым во всем, что ты делаешь”
02 Апреля
Андрей Остапчук, сооснователь Young Business Club – YBC – единственного в Украине бизнес-клуба для молодых предпринимателей, рассказал “Эксперту” о важности партнерства, взаимопомощи и кооперации.
“Верить в себя и незамедлительно действовать!”
02 Апреля
Сергей Котенко, владелец сервиса доставки здорового питания FoodEx, рассказал “Эксперту” о секретах построения успешного бизнеса в Украине




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Визит Трампа в Индию: как будут встречать американского президента Десятки тысяч полицейских будут наготове, чтобы обеспечить безопасность, а перед трущобами появилась новая стена, очевидно, чтобы скрыть ее от прохожих. Британские пользователи Google больше не будут защищены строгими европейскими правилами конфиденциальности Google планирует перенести данные британских пользователей из Ирландии, поэтому эти данные больше не будут регулироваться европейскими правилами конфиденциальности.
Подводные силы ВМС США быстро сокращаются, и Трамп этому способствует ВМС США уже столкнулись с огромной нехваткой подводных лодок. Затем пришло предложение бюджета Дональда Трампа на 2021 год. Если Конгресс одобрит его, это еще больше усугубит дефицит. Выборы в США: кто может победить Трампа? Хотя покупка политического поста, как это пытается сделать Майк Блумберг, может быть несправедливой или ошибочной, президент Дональд Трамп является настолько тревожной фигурой, что многие избиратели готовы игнорировать в Блумберге то, чего они никому больше не простят. И это, пожалуй, самый явный признак того, что американская демократия находится в кризисе.
Башар Асад предсказал полную победу для Сирии Президент Сирии Башар Асад поздравил свои войска в понедельник с недавними событиями на северо-западе Сирии, которые привели к тому, что боевики взяли контроль над провинцией Алеппо, обещая продолжать военную кампанию для достижения полной победы. Новая волна репрессий на Ближнем Востоке стала угрозой для журналистов Египет и Саудовская Аравия показали, что, когда правительству не хватает легитимности, его лучший шанс удержать власть - это подавлять неблагоприятную информацию. Но опыт Ирака и Ливана показывает, что этот подход имеет ограничения в политических системах, которые зависят от договоренностей о разделении власти.






Размещение пресс-релизов
Новости компаний
Обзор игрового клуба LotoBar Современные азартные игры позволяют ощутить необъяснимые эмоции, получить порцию адреналина и провести время с... 24.06.2019
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019





Публикации
Налоговая скидка: что это и как ее оформить в Украине? 26.12.2019
Александр Черныш: Украинская История Молодого Предпринимателя 23.10.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте