Новости
Появился прогноз роста экономики Украины от Всемирного банка Во Всемирном банке сообщили, что рост ВВП Украины в 2019 году составит 2,7% 24.05.2019
В Беларуси на стройке нашли крупнейшую братскую могилу, - Reuters В Беларуси при строительстве здания была обнаружена крупнейшая братская могила более 1200 жертв еврейского Холокоста 24.05.2019
США возродили 2-й флот ВМС США, чтобы противостоять агрессии России в Северной Атлантике, - The Washington Times США возродили 2-й военно-морской флот для противостояния агрессии России в Северной Атлантике, — сообщает Карло Муньез... 24.05.2019
Украина собирается отменить роуминг с некоторыми странами В Евросоюзе еще в 2017 году предложили отменить плату за роуминг между ЕС и Украиной. Теперь стало известно, что в... 24.05.2019
Ученые смогли сварить пиво из древних дрожжей, обнаруженных при раскопках Ученым в Израиле удалось сварить пиво, использовав дрожжи 5000-летней давности. 24.05.2019
Пакистан провел испытания баллистической ракеты, способной нести ядерную боеголовку Пакистанские военные объявили об успешном испытании баллистической ракеты большой дальности, способной нести ядерную... 24.05.2019
МАУ запускает новый авиамаршрут из Киева в турецкий Измир Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" с 15 июня начинает выполнение рейсов из Киева в турецкий Измир. Перелеты... 23.05.2019
Завтра, 24 мая, Епифаний соберет священный Синод ПЦУ Причина созыва - заявления Филарета о расколе церкви 23.05.2019
США одержали победу над Россией в небе над Аляской,- СМИ Америка напоминает России о том, кто хозяин в небе.

23.05.2019
СБУ разоблачила и прекратила деятельность крупной нарколаборатории Сотрудники Управления СБ Украины в Черкасской области разоблачили и блокировали деятельность крупной нарколаборатории 23.05.2019
Украинцы не хотят вести собственный бюджет Около 90% украинцев не ведут собственный бюджет, объясняя это тем, что имеют такой доход, который можно буквально по... 23.05.2019
Украинским медикам, работающим в домах престарелых, повысят зарплаты В Украине втрое повысили размер надбавки работникам учреждений социальной защиты населения. Решение принял Кабмин,... 23.05.2019
Венецианская комиссия будет оценивать украинский языковой закон Венецианская комиссия (Комиссия за демократию через право Совета Европы) получила запрос оценить украинский закон о... 23.05.2019
На Закарпатье до сих пор ищут упавшего в реку школьника На Закарпатье в райцентре Воловец 5-классник упал в реку и его понесло течение. 23.05.2019
Монетизация субсидий в Украине: результаты первых месяцев работы проекта В марте 2019 года в Украине началась важная реформа социальной поддержки — монетизация субсидий на жилищно-коммунальные... 23.05.2019




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33512.185+0.578
Серебро379.577+0.841
Платина21333.110+0.612
 ПродажаПокупкаНБУ
USD26.38526.10026.305
EUR29.55029.02529.385
RUB0.4160.3250.408
$/баррельИзм., %Дата
BRENT67.23-5.30May
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Публикации  29 Сентября 2017
40 лет ХАЭС – история и перспективы

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.


 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ



“Будь первым во всем, что ты делаешь”
02 Апреля
Андрей Остапчук, сооснователь Young Business Club – YBC – единственного в Украине бизнес-клуба для молодых предпринимателей, рассказал “Эксперту” о важности партнерства, взаимопомощи и кооперации.
“Верить в себя и незамедлительно действовать!”
02 Апреля
Сергей Котенко, владелец сервиса доставки здорового питания FoodEx, рассказал “Эксперту” о секретах построения успешного бизнеса в Украине


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что должна сделать Европа для своей защиты? Столкнувшись с растущими геополитическими вызовами со стороны России, Китая и США, Европа должна взять свое будущее в свои руки, защищая свои интересы и ценности. В противном случае Европейский Союз и его государства-члены станут добычей других в новом глобальном порядке. Как избежать второго Ирака в Иране Должны быть предприняты шаги для усиления неинтервенционистских настроений Дональда Трампа на Ближнем Востоке.
Европа должна принять очевидное решение После месяцев опросов, спекуляций и скручивания рук в связи с выборами в Европарламент в этом месяце можно подумать, что ничто другое не имеет значения. Но есть гораздо более важный вопрос, чем вопрос о том, кто будет руководить Европейским союзом в течение следующих пяти лет: какова общая стратегическая повестка дня, которая будет определять их решения? Трамп возобновляет битву за иммиграцию Суть предложения заключается в повороте вопроса о том, кого Соединенные Штаты принимают в качестве легальных иммигрантов, уделяя больше внимания иммиграции на основе заслуг.
Америка не должна ввязываться в третью войну в Персидском заливе Иран - это угроза, но не та, которая требует еще одной дорогостоящей войны. Уроки демократии от ЕС Высокоцентрализованные политические системы в Польше и других странах создают пагубную динамику и поляризацию. Система управления Европейского Союза, напротив, предлагает привлекательную практическую модель для более децентрализованного демократического принятия решений.






Новости компаний
Новостройки в Броварах «Квартал Аллей» — современное качественное жильё нового уровня комфорта Красота природы, свежий воздух и тишина — то, в чём нуждается каждый из нас. В современном крупном мегаполисе, каким... 16.05.2019
Спорт в жизни каждого Спорт ушел на последний план у большинства людей. Всё меньше люди уделяют своему здоровью хотя бы немного времени. Без... 15.05.2019
Выбираем матрас для всей семьи по скидкам Многие так долго и тщательно подбирают кровать, что сил на поиски идеального матраса уже не остается. Вместе с тем... 06.05.2019
Главные качества наушников — ТОП-5 параметров 01.03.2019
Покупка запчастей Volkswagen Polo в «Рipicar» – выгодно и быстро Найти по-настоящему надежные автозапчасти порой бывает нелегко и это известно каждому опытному автовладельцу. Если ваша... 19.02.2019





Публикации
Датское королевство перекрыло «Северный поток» 19.04.2019
Солнце на страже трудовых кадров: Украинский гигант стал альтернативой работе за рубежом 19.04.2019









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2019 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте