Новости
ВСУ получили модернизированные БМП-2 ГП "Житомирский бронетанковый завод" передал ВСУ модернизированные БМП-2 22.10.2020
МВФ озвучил условия выделения нового транша Украине Фонд очень тесно сотрудничает с украинским правительством 22.10.2020
Кабмин выделил 90 млн грн на предотвращение пожаров в зоне отчуждения Кабинет министров выделил для Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) 89,99 млн грн для... 22.10.2020
Ученые раскрыли механизм, как COVID-19 проникает в клетки человека Группа ученых из Англии открыла механизм, с помощью которого вирус SARS-CoV-2 проникает в клетки человека. 22.10.2020
В Tesla признались, что во время дождя у Model 3 отпадает задний бампер Автопроизводитель подтвердил наличие дефекта и обещает исправить производственную ошибку. 22.10.2020
Ученые выяснили, какой гормон может помочь при коронавирусе В США медики наблюдали за 800 пациентами с тяжелой формой Covid-19 и обнаружили, что на течение болезни влияет мелатонин 22.10.2020
В Исландии землетрясение прервало интервью премьер-министра страны (ВИДЕО) Необычный казус произошел в Исландии - во время онлайн интервью премьер-министра страны с журналистом издания... 22.10.2020
Названы европейские города с самым грязным воздухом Лондон лидирует среди европейских городов с самой высокой загрязненностью атмосферы и плохое качество воздуха обходится... 22.10.2020
В Китае пятилетний ребенок распознал следы редкого динозавра Пятилетний ребенок стал первым, кто идентифицировал следы присутствия тероподов на севере провинции Сычуань. 22.10.2020
Политические процессы не останавливаются: с февраля 2020 года выборы провели 56 стран мира Пандемия коронавируса повлияла не только на мировую экономику и систему здравоохранения, но и на политические процессы. 22.10.2020
Ученые разработали экспресс-тест для диагностики COVID-19 Ученые из Оксфордского университета создали диагностический тест, который находит и идентифицирует коронавирус менее... 22.10.2020
ВОЗ предостерегает от введения жесткого карантина по COVID-19, - Associated Press Доктор Дэвид Набарро сказал, что к жестким ограничительным мерам следует относиться только как к крайнему средству. 21.10.2020
Американец заснял преследующую его пуму и стал звездой сети (ВИДЕО) Американец заснял преследующую его пуму и от пережитых эмоций стал звездой. 21.10.2020
МВФ прогнозирует значительное падение темпа роста мировой экономики, - Associated Press МВФ прогнозирует падение темпа роста мировой экономики на 4,4% в 2020 году 21.10.2020
В Италии презентовали концепт летающего гиперкара (ФОТО) В Италии презентовали концепт летающего гиперкара Firenze Lanciare 21.10.2020




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото34625.613-0.205
Серебро399.427-0.005
Платина21727.344-0.667
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.42028.11025.144
EUR33.87533.05527.749
RUB0.3830.3060.378
$/баррельИзм., %Дата
BRENT42.16+1.03Oct
WTI40.45+1.05Oct
GAS OIL335.50+1.21Oct
Публикации  29 Сентября 2017
40 лет ХАЭС – история и перспективы

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.



 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ



“Будь первым во всем, что ты делаешь”
02 Апреля
Андрей Остапчук, сооснователь Young Business Club – YBC – единственного в Украине бизнес-клуба для молодых предпринимателей, рассказал “Эксперту” о важности партнерства, взаимопомощи и кооперации.
“Верить в себя и незамедлительно действовать!”
02 Апреля
Сергей Котенко, владелец сервиса доставки здорового питания FoodEx, рассказал “Эксперту” о секретах построения успешного бизнеса в Украине




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наступление АЧС: Северная Корея может остаться без свинины Африканская чума свиней (АЧС) стала настолько распространенной в Северной Корее, что сейчас невозможно найти поросят на местных рынках. Почему Америка и Китай предпочитают торговую войну настоящей войне Могут ли обе страны справиться с напряжением и избежать боевых действий?
Южная Корея не верит в «азиатское НАТО» под руководством Америки Попытки США заманить Южную Корею в Quad ради сдерживания Китая могут укрепить взгляды Пекина на Корейский полуостров как на территорию, имеющую решающее значение для его попыток предотвратить геополитическое вторжение Вашингтона. Сможет ли Северная Корея после военного парада воздержаться от новых ракетных испытаний? В краткосрочной перспективе Северная Корея вряд ли возобновит испытания ядерных боеголовок или ракет большой дальности.
Действительно ли флот Китая имеет значение для Америки? Китай строит много кораблей, и это вызывает некоторые опасения. Однако Америка по-прежнему поддерживает мощность своего флота. G-20 приостанавливает выплату долгов бедными странами еще на 6 месяцев Группа стран G-20, представляющих крупнейшие экономики мира, согласилась продлить приостановку выплат по долгам еще на шесть месяцев, чтобы поддержать наиболее уязвимые страны в их борьбе с пандемией коронавируса.







Размещение пресс-релизов
Популярные новости
Цены на черноморскую пшеницу побили рекорд Котировки на тонну черноморской пшеницы превысили $240
18.10.2020
В сети появились впечатляющие кадры пожара на горе Килиманджаро (ФОТО) В тушении пожара задействованы сотни спасателей, а также студентов и добровольцев. 19.10.2020
Эстония получила первые самоходные гаубицы К9 (ВИДЕО) Согласно недавнему пресс-релизу Сил обороны Эстонии, Эстония получила первые две из 18 заказанных самоходных гаубиц K9... 19.10.2020
Глава МОЗ Украины рассказал о худшем сценарии развития эпидемии COVID-19 Глава Министерства здравоохранения Украины Максим Степанов рассказал о самом худшем сценарии развития эпидемии... 21.10.2020
Генетический эксперимент: ученые попытались изменить цвет коров Скотоводческая отрасль пагубно влияет на климат. Иронично, что страдают от этого влияния и сами коровы. Чтобы помочь... 15.10.2020




Публикации
Что будет с доходами от контент-услуг? 13.10.2020
Михаил Волынец и его профсоюзный бизнес 08.10.2020









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.in.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2018-2020 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте