Новости
Робот-пингвин поможет родителям в воспитании детей (ФОТО) В Японии разработали робота, внешне напоминающего пингвина. Этот железный зверек умеет воспитывать детей. 19.12.2018
NASA бьет тревогу: Сатурн может потерять все свои кольца (ВИДЕО) Причиной разрушения колец Сатурна являются гравитация и магнитное поле. 19.12.2018
В Китае построили шикарный общественный туалет (ФОТО) Китайцы решили развенчать все стереотипы об общественных туалетах. В годе Чунцин построили роскошную люксовую... 18.12.2018
Известный американский актер назвал Трампа "карой американцам за их грехи" «Трамп — кара нам за грехи». Популярный актер назвал президента проклятием для США 18.12.2018
Volkswagen кардинально пересмотрит свои планы по развитию электромобилей Германский автомобилестроительный концерн Volkswagen AG (VW) намерен пересмотреть свои планы по развитию технологий для... 18.12.2018
Президент Румынии просит защитить права румынских граждан, которые проживают в Великобритании Президент Румынии Клаус Йоханнис во вторник обратился к премьеру страны Виорике Данчилэ и попросил включить в повестку... 18.12.2018
Чернобыльская зона становится все более популярной для посещений Министерство экологии и природных ресурсов Украины констатирует значительный рост численности посетителей зоны... 18.12.2018
Старший дизайнер Tesla перешел на работу в Apple Эндрю Ким покинул свой пост старшего дизайнера в автокомпании Tesla и присоединился к известному производителю... 18.12.2018
США начали работу над модернизацией ядерной бомбы В декабре Центру ядерного оружия ВВС дали разрешение на производство нового управляемого хвостового комплекта для... 18.12.2018
Пока Балканы накрывают морозы, на Австралию обрушились проливные дожди (ВИДЕО) Из-за дождей в штате Квинсленд, на северо-востоке Австралии, разрушены дороги. 18.12.2018
Находка в Индонезии горы в виде пирамиды поссорила ученых Индонезийские ученые заявили, что гора Гунунг Паданг, которая расположена в индонезийской провинции Западная Ява,... 18.12.2018
В одной из киевских школ разгорелся скандал из-за буллинга В киевской школе №287 разгорелся скандал из-за оскорбления ребенка учительницей младших классов. По словам родителей,... 18.12.2018
Каким будет 2019 год? Американские разведчики дали свой прогноз Можно ожидать, что Соединенные Штаты будут вводить санкции против новых российских чиновников и организаций,... 18.12.2018
Ученые нашли способ собрать машину времени и рассказали, что для этого нужно Американские ученые считают, что можно создать машину времени, чтобы переместить человека в прошлое. Для этого нужно... 18.12.2018
«Укрзалізниця» похвасталась успехами ж/д экспресса в Борисполь «Укрзалізниця» хвастается, что ее экспресс Kyiv Boryspil Express уже перевез почти 20 тыс. пассажиров на 600+ рейсов 18.12.2018




Магазин сантехники
Предлагаем купить сантехнику в Киеве. Отличная цена!
dushik.com.ua

Курс банковских металлов НБУ Курсы валют Стоимость нефти (ICE)
грн./тр.унциюИзм., %
Золото33970.671-0.317
Серебро403.595+0.875
Платина23487.475+0.062
 ПродажаПокупкаНБУ
USD28.07527.79527.796
EUR31.95531.31031.554
RUB0.4400.3300.423
$/баррельИзм., %Дата
BRENT60.18+2.35Nov
WTI67.49-0.8446Aug
GAS OIL630.25-0.5157Aug
Публикации  29 Сентября 2017
40 лет ХАЭС – история и перспективы

40 лет ХАЭС – история и перспективы

Печатная версия    в избранное

Хмельницкая атомная электростанция, строительство которой стартовало 40 лет назад, во многом является символичной. ХАЭС - это последняя из запущенных в эксплуатацию АЭС в СССР, первый в XXI веке атомный энергоблок независимой Украины и возможно первая ласточка на большом пути обновления реакторного парка, который предстоит пройти атомной энергетике нашей страны. Почему же судьба станции столь изобилует знаковыми событиями и чего нам ждать здесь в будущем?

Бурное прошлое

Несколько десятков человек, экскаватор два автомобиля и бульдозер - примерно такими активам располагала Хмельницкая АЭС весной 1977 г., когда в Нетешине начались работы по подготовке строительной площадки. Стоит отметить, что между первоначальным этапом и стартом строительства самой станции прошло почти 4 года, на протяжении которых шла подготовка площадки, железнодорожной станции, прокладка дорог и строительство социальной инфраструктуры для будущего многотысячного коллектива строителей.

Хмельницкая АЭС строилась по типовому проекту советских атомных станций – 4 энергоблока ВВЭР-1000/320, по которому примерно в то же время возводилось еще 6 АЭС: 3 в Российской федерации, одна в Украине (Крымская), одна в ГДР (Штендаль) и одна в Чехии (Темелин). Впоследствии только на ХАЭС и Темелине были достроены и введены в эксплуатацию по два реактора из четырех запланированных.

Строительство станции велось поточным методом, когда строители и техника закончив определенный цикл работ на первом блоке переходили на второй, третий и четвертый. В результате первый энергоблок Хмельницкой АЭС был сдан в 1987 году. Ввод в эксплуатацию на следующий год после аварии на Чернобыльской АЭС сопровождался повышенными мерами контроля за безопасностью всех элементов и систем.

Работы по остальным блокам продолжались с различной активностью до 1990 г.. когда Верховная Рада Украины наложила мораторий на строительство атомных электростанций. На тот момент второй энергоблок был готов на 85% и оснащен частью оборудования. Готовность третьего оценивалась на 75%, а четвертого – на 28%.

Вернуться к вопросу достройки ХАЭС удалось только после отмены моратория. Тогда совместными усилиями украинских атомщиков, и их российских коллег, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране удалось сделать все необходимое, чтобы в 2004 подключить к сети первый в XXI веке атомный энергоблок в Украине.

Вскоре было решено «закрепить успех». В 2004 г. был объявлен тендер на достройку оставшихся двух блоков ХАЭС. Его победителем прогнозируемо стал российский Атомстройэкспорт. Компания не только представляла разработчика реакторов, под которые уже были частично возведены строительные конструкции, ее специалисты принимали непосредственное участие в успешной достройке и вводе в эксплуатацию второго энергоблока на ХАЭС и четвертого на РАЭС. Однако реализация проекта затянулась.

Помимо традиционных бюрократических преград и финансовых затруднений свое слово в задержке достройки ХАЭС сказала и авария на АЭС Фукусима в Японии. После этого инцидента мировое сообщество кардинальным образом пересмотрело требования к безопасности атомных станций. Не стала исключением и Украина. Для продолжения работ по достройке ХАЭС потребовалось внести изменения в проект, предусмотрев в нем системы безопасности, отсутствовавшие в базовых «320-ых» блоках.

В итоге российские специалисты предложили использовать более современный реактор ВВЭР 1000/392Б, соответствующий постфукусимским требованиям. Для того чтобы вписать его в существующие конструкции проект был дополнительно модернизирован под конкретные условия ХАЭС. Планировалось, что третий блок должен был подключен к сети в 2018 г. Однако в 2014 г. Верховная Рада Украины денонсировала межправительственное соглашение с Российской Федерацией по достройке ХАЭС.

Туманное будущее

С тех пор руководство НАЭК «Энергоатом» и различные составы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины неоднократно высказывались о необходимости достройки хмельницких атомных блоков. Среди потенциальных партнеров в реализации этого проекта назывались чешская ŠKODA JS и даже китайские компании.

Согласно последним заявлениям, связанным с судьбой 3 и 4 энергоблоков ХАЭС, в конце 2017 г. нам следует ожидать подачи в Верховную Раду нового законопроекта о достройке ХАЭС. Что же может содержаться в этом документе?

Прежде всего, в нем необходимо определиться с технологией и проектом реакторной установки. И здесь мы можем столкнуться с рядом сложностей.

Главное преимущества проекта достройки ХАЭС – использование уже существующих конструкций двух энергоблоков (степень готовности 75% и 28%). Это значительно сокращает расходы на строительство и время необходимое на реализацию проекта. Однако и накладывает определенные ограничения.

Дело в том, что конструкции всех энергоблоков ХАЭС строились под типовые энергоблоки ВВЭР 1000/320. Собственно, именно этим обоснован выбор чешской ŠKODA JS, как основной альтернативы российским предприятиям – разработчикам этих реакторных установок. Чехи владеют соответствующей лицензией и имеют опыт изготовления оборудования реакторного острова. Однако, как отмечалось ранее, «320-е» блоки уже не соответствуют международным требованиям по безопасности с учетом постфукусимских. Эксплуатация существующих реакторов этого поколения допускается мировым сообществом при условии постоянной модернизации для повышения уровня безопасности. Ведь аналогичные реакторы в других странах сталкиваются с теми же проблемами. Что касается строительства новых энергоблоков, то убедить наших международных партнеров, крайне щепетильно относящихся к строительству новых АЭС близ своих границ, в целесообразности строительства такого блока будет крайне затруднительно.

Лицензии же на реактор ВВЭР 1000/392 ŠKODA JS не имеет, тем более учитывая, что для ХАЭС россияне его еще и дополнительно дорабатывали. По словам экспертов, рассматривать возможность монтажа на существующих конструкциях других энергоблоков – нецелесообразно. Это потребует слишком масштабной реконструкции зданий и сооружений энергоблоков. «Фактически, в этом случае проще будет все демонтировать и вести строительство с нуля или выбрать для этого новую площадку», - отмечает профессор кафедры АЭС ОНПУ Сергей Барбашев.

Кроме того, новейшая история мировой атомной отрасли свидетельствует о том, что наличие проекта и технологии без свежего опыта в строительстве таких сложных объектов как АЭС слишком часто приводит к задержкам и удорожанию проектов. С этим уже столкнулись такие мировые лидеры как Westinghouse и Areva, для которых более 10 лет «простоя» без строительства новых станций привели к печальным последствиям. Оба атомных гиганта не могут с 2005-2008 гг. завершить строительство в США, Китае, Франции и Финляндии своих флагманских энергоблоков поколения «3+», соответствующих тем самым постфукусимским требованиям. Многократный перенос сроков сдачи проектов привел к их существенному подорожанию. Тем временем российские атомщики активно продолжали строить АЭС по своим проектам - АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Кунданкулам» (Индия), АЭС «Тяньвань» (Китай), а также инвестировать в разработку новых технологий с акцентом за безопасность, эффективность и экономичность. В результате им удалось опередить в гонке атомных технологий и американцев, и французов. Первый атомный энергоблок поколения 3+ ВВЭР 1200, учитывающий все постфукусимские требования к безопасности, был подключен к сети на Нововоронежской АЭС в 2016 г.

Интересно, что ŠKODA JS уже участвует в достройке двух других энергоблоков ВВЭР меньшей мощности – э/б №3 и №4 на АЭС Моховце в Словакии. Реализация этого проекта столкнулась с рядом сложностей, которые уже привели к переносу сроков их сдачи на 5 лет от первоначально запланированных. А стоимость работ по последним данным выросла почти на 1 млрд. евро.

Исходя из всего вышеизложенного, перед разработчиками законопроекта по достройке 3 и 4 энергоблоков ХАЭС стоит очень непростая задача. Очевидно, что с технической точки зрения наиболее простым решением является возобновление переговоров с Атомстройэкспортом. Однако здесь свои условия диктует политическая конъюнктура. В результате велика вероятность того, что ожидаемый законопроект может стать очередной декларацией о намерениях, имеющей мало общего с непосредственно с достройкой ХАЭС.


 печать  отправить ссылку другу  в избранное
КОММЕНТАРИИ

Нет комментариев.

ОБСУДИТЬ МАТЕРИАЛ



“Будь первым во всем, что ты делаешь”
02 Апреля
Андрей Остапчук, сооснователь Young Business Club – YBC – единственного в Украине бизнес-клуба для молодых предпринимателей, рассказал “Эксперту” о важности партнерства, взаимопомощи и кооперации.
“Верить в себя и незамедлительно действовать!”
02 Апреля
Сергей Котенко, владелец сервиса доставки здорового питания FoodEx, рассказал “Эксперту” о секретах построения успешного бизнеса в Украине

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Япония придумала новый план по решению проблем с жильем Некоммерческая организация помогла более чем 300 одиноким матерям найти дом в Токио, Осаке и Чибе с момента ее основания в 2008 году. МВФ: Экономика Индии - это «слон, начавший бежать» Страна сталкивается с рисками международных торговых войн и высоких цен на нефть.
США призывают ООН запретить Ирану ядерные ракеты и сохранить эмбарго на поставки оружия Госсекретарь США Майк Помпео призвал Совет Безопасности ООН вновь запретить иранские баллистические ракеты, способные доставлять ядерное оружие Три самые большие проблемы, которые нужно исправить в 2019 году 2018 год войдет в Книгу рекордов как один из периодов непрекращающегося геополитического недовольства.
Египет запретил продажу желтых жилетов, опасаясь беспорядков в стране Египетские власти ввели ограничения на продажу желтых светоотражающих жилетов, опасаясь, что оппоненты могут попытаться скопировать французских демонстрантов Японии нужны иммигранты, но нужна ли иммигрантам Япония? По мере того, как население Японии становится все старше и его становится все меньше, правительство пытается сбалансировать свои глубоко консервативные взгляды на иммиграцию с потребностью в новых и молодых работниках.





   карта сайта


Новости компаний
Вся правда о портативных зарядных устройствах Power Bank В новых моделях гаджетов все заметнее и заметнее улучшается качество экранов, мощность камер, устройства обрастают... 04.12.2018
Как провести выходные? Сидеть дома на выходные не очень хочется. Разве что после того, как вся рабочая неделя прошла под невероятным... 28.11.2018
Эффективное оборудование для ресторанов и бара На прибыльность любого предприятия общественного питания, влияет и привлекательный дизайн помещения, и оригинальность... 20.11.2018
Что лучше: онлайн кредит на карту или деньги в долг от частного лица
Кредит онлайн на любую карту считается наиболее распространенным видом займов. Они настолько популярны, обходят... 15.11.2018
Онлайн игровые клубы Украины 10.11.2018


Публикации
Большая стирка с Александром Клименко, Максимом Слуцким и Артуром Золотаревским 14.12.2018
Новая партия Бродского и Насирова: за «банкет» платит госбюджет Украины 15.11.2018









Главная Реклама на сайте
Материалы помеченные значком имеют ограниченный доступ. Использование материалов Эксперт.UA разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на expert.in.ua
©2004-2018 Эксперт.in.ua   Реклама на сайте