Первые победы Войцеха Бальчуна
В течение последнего месяца мы стали свидетелями информационных атак на председателя правления ПАО «Укрзализныця» Войцеха Бальчуна. Дошло даже до взлома его официальной страницы в Facebook. Создается впечатление, что оппоненты делают все возможное, чтобы как можно быстрее сместить польского менеджера, пока он не успел поломать все их схемы.
Параллельно с этим, в ноябре Хозяйственный суд города Киева отказал в удовлетворении иска против «Укрзализныци» страховой компании «Нафтагазстрах», которая принадлежит бывшему серому кардиналу Виктора Януковича Антону Пригодскому. В иске «Нафтагазстрах» требовала отменить результаты конкурса, по отбору страховщика, который весной провела Укрзализныця.
Кто такой Антон Пригодский
Как пишет "Экономическая правда", Пригодский больше известен как давний товарищ с охоты и гольфа Януковича и "серый кардинал". Сам он в интервью рассказывал о "дружбе семьями" с Виктором Януковичем и называл себя человеком, который может без каких-либо посредников обратиться к Виктору Федоровичу.
Forbes Украина в 2011 году писал: «Пригодский - не публичный и скромный. Но его статус в политике и бизнесе говорит сам за себя. Пригодский на «ты» с президентом Януковичем и является деловым партнером самого богатого человека страны Рината Ахметова. Их совместный бизнес - корпорация «Межрегиональный промышленный союз» (МПС). Она состоит из нескольких предприятий, но основной бизнес сосредоточен в компании «Лемтранс», которая является генеральным экспедитором Донецкой железной дороги. В ближайшие годы МПС планирует увеличить выручку в пять раз. Частично за счет пополнения парка полувагонов. Но есть и другой благоприятный фактор - недавнее назначение бывшего директора «Лемтранса» и МПС Владимира Козака главой «Укрзализныци».
История «успеха»
СК «Нафтагазстрах» была создана в 1995 году и вплоть до 2007 года это была небольшая компания, которая по объему бизнеса даже не входила в ТОР-100 страховщиков Украины.В 2007 году, после назначения Виктора Януковича премьер-министром Украины, компания его друга Пригодского СК «Нафтагазстрах» без всякого открытого тендера получила весь объем добровольного медицинского страхования (ДМС) работников "Укрзализныци", что вывело ее на новый уровень доходов. Страхование железнодорожников составило, по оценкам экспертов, около 90% портфеля "Нафтагазстрах".В течение короткого времени "Нафтагазстрах" вошла в "пятерку" компаний-лидеров в этом страховом сегменте. Именно в это время на посту заместителя генерального директора "Укрзализныци" находился бывший руководитель компании Анатолий Чубинский.
Финансовым показателям "Нафтагазстрах" могли позавидовать все страховщики Украины, а динамика роста доходов больше напоминала показатели успешного стартапа кремниевой долины. По данным финансового отчета СК «Нафтагазстрах», в 2007 году валовая прибыль компании составила 1300000. грн., А уже в 2014 году - вырос в 97,7 раз, достигнув 131 600 000. грн. Даже после побега Януковича из Украины компания продолжает получать миллионные прибыли из государственных предприятий и ищет пути сохранения существующих схем.
Облака над «Нафтагазстрах»
2014 стал поворотным в развитии «Нафтагазстрах». Новое руководство «Укрзализныци» летом 2014 заявило об изменении страховых партнеров. «Думаю, в связи с этим «Нафтагазстрах» будет сворачивать свою деятельность, ведь ДМС в этой компании занимает более 90% портфеля и львиную долю бизнеса игроку обеспечивал один партнер - «Укрзализныця», - комментировала тогда это событие гендиректор ассоциации «Страховой бизнес» Людмила Белошицкая.
Долгое время «Укрзализныця» не могла провести конкурс на отбор страховщика. Процесс подготовки к конкурсу затягивался и тормозился, что играло на руку «Нафтагазстрах», у которого действовал контракт, благодаря чему они и получили рекордные прибыли в 2014 году, несмотря на намерения нового руководства.
20 апреля 2016 Кабинет министров назначил генеральным директором ПАО «Укрзализныця» поляка Войцеха Бальчуна. Новая команда провела прозрачный конкурс по выбору компании-страховщика для железнодорожников и пенсионеров, согласно результатам которого, лучшей оказалась предложение компании «ИНТЕР-Полис». Благодаря этому, работники и пенсионеры «Укрзализныци» получили лучшие программы медицинского страхования, согласно которым могут рассчитывать на медицинскую помощь самого широкого спектра, начиная от профилактических осмотров и поликлинического обслуживания - и до стоматологических услуг и сложных операций на сердце и суставах.
Однако для компании Пригодского прекращения контракта с «Укрзализныцей» может означать прекращение деятельности. Даже соглашение на 19 млн. гривен, которую уже в июле 2016 «Нафтагазстрах» заключил с еще одной государственной компанией ПАО «Укртрансгаз», застраховав их работников до января 2018 года, не может сравниться с 342 млн. гривен страховых премий компании в звездном для нее 2014 году.
Схемщики атакуют
Поэтому в сентябре компания «Нафтагазстрах» обратилась в суд с иском к «Укрзализныци», в котором требовала признать недействительными результаты конкурса. Длительное затягивание рассмотрения дела позволяло страхователю продолжать получать прибыль из государственного гиганта. Параллельно на Войцеха Бальчуна развивалась мощная информационная атака, призванная обеспечить отставку польского менеджера.
Первые победы новой команды
Точку в конкурсе поставило решение хозяйственного суда Киева, который компания Пригодского проиграла. Выдержав информационные и судебные атаки, Бальчун сумел удержать менеджерские позиции и продолжить реформирование ОАО «Укрзализныця».
Войцех Бальчун: «В Польше, когда мы начинали реформирования PKP CARGO, ситуация была похожа. Все, кто терял контроль и влияние, бегали к министру с лозунгами: что это Балчун вытворяет. Министр принял мою сторону, а потом мы провели наиболее успешное реформирование железной дороги в Европе. Если Украина хочет думать о настоящих, системные реформы, нужно запастись терпением. Если же ей нужны только красивые лозунги и PR, с сохранением существующих схем и патологий, то нужно взять своего, хорошо укорененного в местной реальности, украинского менеджера ». |
На мою думку дії Балчуна правильні. Потрібно від цих рипяхів звільнятись. Вони за рахунок своїх зв'язків тільки можуть сидіти на грошових потоках і нічого не принести в розвиток економіки держави.