ЮНЕСКО для космоса: как разные страны борются за право покорить Луну первыми
Все больше стран и частных компаний заявляют о программах полета на Луну
К 48-й годовщине со дня полета Нила Армстронга на Луну, адвокат из Иллинойса продает на аукционе сумку, которую астронавты Аполлона 11 заполняли камнями. Цена - 4 миллиона долларов
История этой сумки довольно занимательна, правительство США случайно продало ее в 2015 году, а затем долго воевало с покупателем Нэнси Ли Карлсоном, пригородным чикагским адвокатом, чтобы вернуть ее назад. Федералы проиграли это дело в прошлом году и сумка осталась у Карлсона, который и продает ее в четверг.
Этот случай подтолкнул Организацию Объединенных Наций к защите шести посадочных площадок Аполлона и “лунных предметов”, таких как вышеупомянутая сумка.
«Нам нужно создать, такое себе, ЮНЕСКО для космоса», - сказала Мишель Хэнлон, адвокат из Коннектикута, которая руководит этой инициативой, ссылаясь на обозначение мирового наследия ООН.

Нил Армстронг на Луне. Фотограф: NASA / Hulton Archive
Более важной же является борьба за потенциальную эксплуатацию спутника Земли. По мере того, как все больше стран и компаний планируют миссии на Луну, настоящий страх - это последствия многочисленных лунных приземлений или, скажем, массивные операции по добыче.
Правовым основанием для космической деятельности является Договор о космосе 1967 года, которым управляет Ведомство ООН по вопросам космического пространства в Вене. Основной принцип соглашения означает космос свободным от всех требований национального суверенитета или собственности и ограничивает использование Луны и других космических объектов только в мирных целях.
В 1979 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Соглашение о Луне, в котором говорится, что природные ресурсы Луны являются «общим достоянием человечества» и что новый международный орган должен регулировать использование этих ресурсов, «поскольку такая эксплуатация скоро станет возможной. (США и большинство стран, которые имеют космические программы, не подписали этот документ.)
Некоторые страны, включая США и Люксембург, приняли законы, признающие правовое владение ресурсами, которые частные компании добывают в космосе. И хотя ученые-юристы могут не согласиться с тем, согласуются ли такие законы с положениями Договора о космическом пространстве, точка зрения очевидна: у многих стран и предпринимателей есть грандиозные планы на освоение космоса, причем луна является лишь одним из многих коммерческих и научных направлений.
Луна - большая и относительно близкая цель, богатая гелием и другими ресурсами.
По меньшей мере пять стран активно планируют исследовать ее с пилотируемыми миссиями, а Китай стремится оценить потенциал в добыче гелия-3, не радиоактивного изотопа для ядерного топлива, который является редким на Земле, но распространен на Луне.
Шесть лет назад НАСА опубликовало подробный документ «Как защитить и сохранить историческую и научную ценность правительственных лунных артефактов США», предлагая гарантии для будущих лунных проектов. Агентство заявляет, что оно «признает постоянно растущие технические возможности космических коммерческих организаций и стран во всем мире».
В 2013 году Китай стал третьей страной, достигнувшей «мягкой» лунной посадки. Китайская космическая программа исследовала луну с помощью ровера более двух лет. Китай также планирует запустить еще один лунный зонд, Chang'e 5, позже в этом году или в 2018 году. Высадка человека на луну планируется к середине 2030-х годов.

2 декабря 2013 года Китай начал свою первую миссию. Фотограф: STR / AFP
Индийская миссия Chandrayaan-2 в Индии предназначена для проведения мягкой посадки на Луну в 2018 году, в то время как директор SpaceX Элон Маск говорит, что у него уже есть контракт на полет двух частных лиц вокруг Луны в 2018 году.
|