Китай не собирается разрешать нынешний кризис на Ближнем Востоке, но может вмешаться в следующий
После нападений 14 сентября на два объекта Aramco в Саудовской Аравии Китай следовал хорошо зарекомендовавшей себя игре, призывая все стороны проявлять сдержанность и призывая к полному и справедливому расследованию событий.
Реакция Пекина не удивила ученых мужей, привыкших к типичной китайской осторожности и равноудаленности, когда дело доходит до напряженности в Персидском заливе. Тем не менее, нерешительность Китая в том, чтобы занять твердую позицию по вопросам безопасности в регионе, остается главным вопросом, особенно если учесть, что Народная Республика занимает уникальную позицию в противостоянии Ирана и Саудовской Аравии.
Несмотря на явную заинтересованность в предотвращении полномасштабной войны, Китай не собирается играть роль посредника в нынешнем кризисе в Персидском заливе.
Вся система безопасности и международная политическая обстановка в регионе строятся по принципу соперничества между Ираном и Саудовской Аравией. Подход Пекина к Персидскому заливу заключался в том, чтобы ориентироваться в этой среде путем создания коммерческих связей и стратегического партнерства со всеми региональными субъектами, которые пользуются жадным энергетическим аппетитом Пекина и его неполитической позицией.
Президент Ирана Хасан Рухани с президентом Китая Си Цзиньпином в Шанхае, 21 мая 2014 года. REUTERS
Действуя как типичный «свободный наездник», Пекин использовал безопасность и политическую архитектуру, возникшую в Персидском заливе в результате бурного взаимодействия между региональными субъектами и Вашингтоном.
Примечательно, что эта архитектура не обязательно была особенно успешной - как показывает текущая напряженность - но она оказалась достаточно гибкой и стабильной, чтобы предоставить Пекину достаточно места для защиты своих интересов, не оплачивая расходы на то, чтобы выступать в качестве гаранта безопасности - стоимость, которая может быть особенно высока в регионе, характеризующемся фрагментацией, политической турбулентностью и все еще сильным и поляризующим присутствием Соединенных Штатов.
Китай очень заинтересован в том, чтобы избежать полномасштабного конфликта в Персидском заливе. Пекин может выгодно справиться с умеренной региональной напряженностью. Действительно, Китай доказал свою способность перемещаться между стычками, используя степень гибкости, которую предлагает его неполитический подход.
Напротив, борьба между Соединенными Штатами и Ираном, в которой, несомненно, будут участвовать монархии стран Персидского залива, может иметь разрушительные последствия для энергетической безопасности Пекина, инвестиционных проектов и регионального участия. Этот результат заставит Китай защищать свои интересы в Персидском заливе с помощью более политического, если не милитаристского подхода. Такое радикальное изменение в его стратегическом подходе не соответствует желаниям Пекина.
Таким образом, основным препятствием для Китая, выступающего в качестве посредника мира в нынешнем кризисе в Заливе, является политическая обстановка в регионе и его безопасность. Внешний субъект, который взаимодействует с каждой державой Персидского залива независимо от регионального соперничества, находится в фундаментальном противоречии с основами системы, которая точно основана на использовании этого соперничества.
Выступая открыто как посредник мира, он втянет Пекин непосредственно в конфронтацию между Ираном, Саудовской Аравией и Соединенными Штатами, подрывая его характерную позицию и, в некоторой степени, даже его менее впечатляющую, но умную попытку контролировать напряженность в Персидском заливе. Действительно, можно утверждать, что одна из причин, по которой Китай продолжает покупать иранскую нефть, в то время как он существенно увеличил закупки саудовской нефти, заключается в том, чтобы дать Тегерану спасательный круг, который уменьшает вероятность полномасштабной эскалации в Ормузском проливе.
Саудовский наследный принц Мухаммед бен Салман и президент Китая Си Цзиньпин в Ханчжоу, Китай, сентябрь 2016 года.
Вопрос о том, станет ли Китай когда-либо крупным дипломатическим гарантом безопасности в Персидском заливе, остается открытым.
Тем не менее, поддержка Пекином ядерной сделки Ирана в 2015 году и региональная поездка президента Китая Си Цзиньпина в 2016 году могут предложить ответ. Китай поддержал всеобъемлющее дипломатическое решение ядерной проблемы Ирана, считая его спусковым механизмом для «более спокойной обстановки» в Персидском заливе.
Интересно, что Си предпринял свою первую поездку на Ближний Восток, посетив Саудовскую Аравию, Иран и Египет, в январе 2016 года - через неделю после дня реализации JCPOA. По этому случаю Си подписал всеобъемлющее стратегическое партнерство, самое высокое в китайской иерархии, как с Эр-Риядом, так и с Тегераном.
Если это нам что-нибудь говорит, так это о том, что у Китая есть видение Персидского залива, основанное на том, чтобы преуменьшать региональное соперничество, а не эксплуатировать его. Если такое видение станет опорой следующей архитектуры безопасности в Персидском заливе, то Китай будет активно участвовать в разрешении будущих кризисов.
|