Морская сверхдержава: правда ли, что у Китая есть огромный флот из 650 кораблей?
Китайский флот намного больше, чем думает большинство людей. И это должно вынудить Соединенные Штаты пересмотреть свою тихоокеанскую морскую стратегию, считает один эксперт.
Военно-морской флот Народно-освободительной армии (PLAN) к 2020 году будет иметь от 313 до 342 военных кораблей, по оценкам Управления военно-морской разведки США.
Для сравнения, в середине 2018 года ВМС США владели 285 военными кораблями.
Но, по словам Эндрю Эриксона, профессора Военно-морского колледжа США, PLAN составляет лишь небольшую часть морской мощи Китая.
«В вооруженные силы Китая входят три крупные организации, каждая из которых имеет морской подкомпонент, который по количеству кораблей уже является крупнейшим в мире таким морским подразделением», - написал Эриксон на Индо-Тихоокеанском оборонном форуме.
Помимо PLAN, в число морских организаций Пекина входят Береговая охрана Китая и Морское подразделение Народных вооруженных сил, или PAFMM.
Береговая охрана и морское подразделение помогают Коммунистической партии Китая преследовать свои внешнеполитические цели. «Не желая войны, но решительно настроенный изменить статус-кво, Пекин использует свои огромные вторые и третьи морские силы в так называемых операциях в морской серой зоне, чтобы продвигать свои спорные претензии на суверенитет в ближних морях (Желтое, Восточное и Южно-китайское моря), написал Эриксон.
Эриксон сообщил, что береговая охрана и морское подразделение выросли вместе с PLAN. «Вторые морские силы Китая, береговая охрана, являются крупнейшими в мире, с большим количеством корпусов, чем у всех его региональных соседей вместе взятых: 225 судов грузоподъемностью более 500 тонн, способных работать на шельфе, и еще 1050 с лишним, ограниченных для более близких вод, в общей сложности 1275".
В совокупности PLAN, береговая охрана и морское подразделение имеют около 650 крупных судов с военным потенциалом. Но Китай - не единственная страна, которая контролирует несколько морских сил. У Соединенных Штатов также есть квази-военная, океаническая береговая охрана и гражданское военное командование морским транспортом.
Береговая охрана США использует около 240 катеров длиной более 20 метров. MSC эксплуатирует 120 логистических, грузовых и вспомогательных судов. Добавьте их к 285 военным кораблям флота, и вы получите объединенный флот США, насчитывающий 645 кораблей с военным потенциалом.
Другими словами, флот США и Китая примерно одинакового размера с точки зрения корпусов. В среднем американские корабли больше и сложнее, но, как объяснил Эриксон, «цифры имеют большое значение, когда речь идет о сохранении присутствия и влияния в жизненно важных морях».
«Даже самый продвинутый корабль просто не может находиться в нескольких местах одновременно», - пишет Эриксон.
Более того, интересы США являются глобальными, а Китай - региональными. «Катера береговой охраны США сосредоточены вблизи американских вод, вдали от международных споров, в то время как военно-морской флот США рассредоточен по всему миру, и многие корабли отделены от морской Восточной Азии обязанностями, географическим положением и временем. Напротив, все три главных китайских морских силы остаются в первую очередь сосредоточены на оспариваемых ближних морях и их ближайших подступах, близких к родине Китая, наземным воздушным и ракетным покрытиям и линиям снабжения».
Американские союзники вкладывают свои собственные силы в международные усилия по управлению ростом Китая как военной державы. Но это не означает, что Соединенные Штаты не должны пересматривать свою собственную стратегию в свете численного преимущества Китая на море.
«США должны и далее демонстрировать активное лидерство в Индо-Тихоокеанском регионе, делясь дополнительной информацией обо всех трех [китайских] морских силах, подчеркивая совместный характер коллективной безопасности и призывая союзников и партнеров вкладывать средства в возможности, которые дополняют возможности США», посоветовал Эриксон.
|