США не должны упускать из виду свои оставшиеся проблемы в экономике
После преодоления значительных политических и экономических препятствий в течение последнего десятилетия, экономика США, похоже, подверглась самому длительному устойчивому росту в истории. Тем не менее, за данными, свидетельствующими об исторически низком уровне безработицы и долгожданном росте заработной платы, скрываются уязвимости, которые нельзя игнорировать.
Данные, опубликованные в течение следующих нескольких месяцев, покажут, что текущая экономическая экспансия в США самая продолжительная. Но в то время как Соединенные Штаты продолжают превосходить другие страны с развитой экономикой, этот успех еще не развеял у многих американцев постоянное чувство экономической нестабильности и разочарования; это также не снимает опасений по поводу отсутствия политического пространства для реагирования на следующий экономический спад или финансовый шок.
Нынешнее расширение началось в середине 2009 года, после финансового кризиса 2008 года и «Великой рецессии». При поддержке первоначально исключительных налоговых интервенций и ранее немыслимой денежно-кредитной политики экономика построила достаточно основы для уверенности частного сектора, чтобы вернуться, и корпоративные балансы для восстановления. В сочетании с ускоряющимся прогрессом в новых технологиях, это расширение во многом было обусловлено технологическими и платформенными компаниями, осуществляющими контроль над новой «гигантской экономикой». Это получило дополнительный импульс благодаря мерам, направленным на рост, включая дерегулирование и снижение налогов.
Учитывая, что уровень безработицы в США составляет 3,6%, реальная (с поправкой на инфляцию) зарплата в настоящее время растет на 1,6%. А с учетом самых последних квартальных данных, показывающих годовой темп роста ВВП на уровне 3,1%, экономическая активность США продолжает значительно опережать активность Европы и Японии. Благодаря этой силе Америка все активнее настаивает на достижении национальных целей за рубежом, в том числе путем обхода давних механизмов сотрудничества и урегулирования конфликтов и угрозой импортных тарифов и других протекционистских мер.
Чтобы достичь этого, США пришлось преодолеть встречный ветер из-за рубежа, в том числе существующий долговой кризис в Европе и замедление экономического роста в Китае. Внутри страны глубокая политическая поляризация, особенно с 2011 года, препятствовала законодательной активности конгресса и привела к множеству фактических или угрожающих смещений правительства (включая самое долгое из зарегистрированных). В отсутствие новых мер по стимулированию роста со стороны Конгресса денежно-кредитная политика стала «единственной игрой в городе». Будучи вынужденным существенно расширить свою роль в экономике в кризисные годы, ФРС США заигрывал с некоторыми серьезными политическими ошибками, и стал более уязвимым для политического вмешательства.
Поскольку ежегодный рост в последнее десятилетие часто был прохладным и недостаточно инклюзивным, - экономика США осталась с остаточным чувством недостаточной эффективности и потенциальной уязвимости. Согласно часто цитируемому опросу ФРС, почти половина американских домохозяйств сообщают о недостаточных сбережениях для покрытия чрезвычайных расходов в размере 400 долларов.
Неудивительно, что доверие к институтам и экспертное мнение остаются такими низкими. В сочетании с чрезмерным неравенством (доходов, богатства и возможностей) разочарование и политический гнев остаются высокими. Ситуация усугубляется тем, что опасения по поводу последствий технологий и глобализации продолжают вызывать беспокойство в связи с перебоями с работой и срывами. А за пределами США многие стали беспокоиться о том, что сверхдержава, ответственная за выпуск глобальной резервной валюты и играющая решающую роль во многих многосторонних взаимодействиях, больше не является надежным и предсказуемым якорем для глобальной торговли и финансов.
Более того, в отличие от предыдущих расширений, США еще предстоит создать достаточно буферов для решения будущих экономических и финансовых проблем.
Помимо отсутствия самострахования на уровне домохозяйств, способность ФРС противостоять экономическим спадам и финансовым сбоям довольно ограничена. Принимая во внимание, что текущая политическая ставка составляет 2,25% -2,5%, прошлые спады обычно требовали сокращения на пять процентных пунктов или более. Кроме того, у ФРС есть раздутый баланс и довольно слабый механизм передачи мер денежно-кредитной политики в реальную экономику. И даже если бы фискальные политики стали более отзывчивыми, они начинали бы с точки зрения относительно высокого дефицита и задолженности.
Продление текущего расширения потребует большой осторожности. Политики, в частности Конгресс, должны избегать больших ошибок и минимизировать риск рыночных аварий, делая при этом больше для стимулирования роста. США нуждается в целенаправленном подходе к модернизации своей инфраструктуры.
Политики и ведущие экономисты также должны быть более чувствительны к тому, как распределяются плоды экономического роста; среди прочего, должны быть более эффективные средства защиты наиболее уязвимых слоев общества и более сильные автоматические стабилизаторы. Предприятия, со своей стороны, должны делать больше для выполнения своих социальных обязанностей, хотя бы для того, чтобы не оказаться в том же положении, что и банки после краха 2008 года.
Более того, встряхнув глобальную торговлю, США должны обеспечить, чтобы они оставались якорем международной системы, основанной на правилах. В противном случае их способность информировать и влиять на экономические и финансовые результаты во всем мире ослабнет.
США скоро будут и должны праздновать свое самое долгое расширение. Но они не должны упускать из виду свои оставшиеся проблемы. Последнее, что сейчас нужно миру, - это чтобы сегодняшняя экспансия сменилась устойчивым периодом замедления роста, усиления финансовой нестабильности и усиления трансграничной напряженности.
|