Пойдет ли вторая Арабская весна по пути первой?
Повторение египетского сценария возможно как для Алжира, так и для Судана.
Вполне возможно, что демократические движения в Судане и Алжире могут пойти тем же путем, что и их предшественники, которые, по-видимому, начали Арабскую весну в 2011 году. За исключением Туниса, где еще нет суда присяжных, все остальные страны Арабской весны либо вернулись к автократическому правлению, либо спустились к анархии. Самый крупный из них, Египет, видел, что его революция была прервана хитрыми махинациями высшего военного руководства и стратегическими ошибками, допущенными Братством мусульман, которые ненадолго пришли к власти после свержения Мубарака. Через два дня после падения Мубарака в феврале 2011 года я опубликовал статью под названием «Тиран мертв, да здравствуют военные», в которой предсказывалось, что смещение Мубарака не будет означать конец системы, в которой доминируют военные, и что военное руководство продолжит удерживать власть так или иначе. К сожалению, мой прогноз сбылся, и Египет вернулся к автократическому правлению, гораздо более удушающему, чем это было при Хосни Мубараке.
Ливия и Йемен погрузились в хаос и в итоге были разделены на вотчины, управляемые полевыми командирами. Йемен также стал главной ареной, где саудовско-иранское соперничество на Ближнем Востоке разыгрывается ценой тысяч жизней и огромных страданий гражданского населения. Сирия развалилась очень быстро после того, как началось движение за демократию, отчасти благодаря участию региональных держав, таких как Турция, Иран и Саудовская Аравия, и крупных держав - Соединенных Штатов и России. Диктаторский режим Асада выжил благодаря поддержке, оказанной ему Россией и Ираном. Тем не менее, в процессе, большая часть страны, где правительственный приказ не выполнялся, попала под влияние Исламского государства, которое жестоко расправлялось с людьми в течение нескольких лет, прежде чем оно было окончательно побеждено.
Суданские и алжирские дела, по-видимому, имеют странное сходство со странами «арабской весны» по нескольким причинам. Во-первых, восстание против поддерживаемых вооруженными силами режимов Башира и Бутефлики является стихийным, но с очень небольшой организационной согласованностью. Основным инструментом, который помогал им достигать своих целей, была и остается их способность привлекать мгновенную народную поддержку, которая мобилизовала сотни тысяч людей на улицах, тем самым приведя жизнь в тупик. Но это тактика, которую невозможно выдержать в долгосрочной перспективе.
Отголоски событий на Каирской площади Тахрир очень очевидны в этом явлении. Таким образом, существует опасность того, что как только стихийное движение на площади Тахрир быстро сошло на нет после достижения непосредственной цели устранения Хосни Мубарака, алжирское и суданское движения также исчезнут из-за неорганизованности и борьбы между оппозицией.
Во-вторых, системная трансформация, как правило, является длительным процессом и требует целенаправленной, целеустремленной и дисциплинированной организации, такой как большевики в России и IRP в Иране, которая может поддерживать революционный импульс до тех пор, пока старый режим не будет полностью разрушен. Человек на вершине в большинстве случаев является лишь верхушкой айсберга, и его удаление не обязательно означает трансформацию системы. Несмотря на различия в обоих случаях, нет никаких доказательств того, что такая организация существует в Алжире или Судане.
В-третьих, реальная власть за троном в автократических режимах, le pouvoir (власть), поскольку офицеры и олигархи, известные в Алжире, когда им угрожает массовое инакомыслие, часто желают пожертвовать символическим автократом, наиболее заметной эмблемой режима, и его приспешниками, чтобы спасти структуру власти, в которой они доминируют. Это именно то, что произошло в Египте. Высшее руководство армии, настоящие правители страны, были более чем готовы пожертвовать Мубараком, его семьей и его соратниками, чтобы сохранить свой контроль над страной. В серии выверенных шагов они сначала выдавали себя за защитников демократического движения против полицейских эксцессов, чтобы завоевать доверие народа, затем ослабили диктатора и позволили провести краткий демократический мятеж.
Как в суданских, так и в алжирских делах именно военные, костяк двух режимов, в ответ на народные волнения сместили Башира и Бутефлику и их ближайших соратников и заменили их временными правительствами, которыми руководят военные. Их реальная цель состоит в том, чтобы успокоить народное недовольство, якобы изображая из себя агентов перемен и сторонников народных движений. Похоже, что это повторение египетского сценария с небольшими изменениями, чтобы соответствовать местным условиям.
В случае Алжира, где 16 февраля начались протесты, в результате которых высшее военное командование заставило Бутефлику уйти в отставку 2 апреля, очевидно, что командующий армией генерал-майор Салах Абдалла призывал к стрельбе, хотя Абделькадер Бенсалах глава верхней палаты парламента вступил в должность временного президента и по Конституции обязан организовать выборы в течение девяноста дней. Очевидно, что Бенсалах будет следовать указаниям военных, как и Бутефлика. Похоже, он занимает место заместителя, в то время как генерал Салах и его приспешники решают, что им следует делать, чтобы разрядить ситуацию, сохранив при этом систему, которой они руководят. С дезорганизованной, разделенной и лишенной лидеров оппозицией Алжира, а до президентских выборов осталось всего три месяца, маловероятно, что он сможет выдвинуть единогласного кандидата против того, которого предпочитают военные. Весьма вероятно, что Ле-Пувуар будет и впредь обладать реальной властью в стране, заменив Бутефлику другой фигурой, в равной степени готовой выполнять приказы.
В случае с Суданом, в котором протесты начались в середине декабря, Башир был заменен 11 апреля Переходным военным советом во главе с генералом Авадом Ибн Ауфом, который ввел трехмесячное чрезвычайное положение и заявил, что переходный орган будет править страной в течение двух лет. Однако после продолжающихся протестов оппозиции, возглавляемой Ассоциацией профессионалов Судана, Ауф ушел в отставку и назначил генерал-лейтенанта Абделя Фаттаха аль-Бурхана, генерального инспектора вооруженных сил, в качестве главы совета. Оппозиция продолжает требовать создания гражданского переходного органа, но военные не выполнили это требование.
Ситуация в Судане несколько отличается от ситуации в Алжире. С одной стороны, руководство Суданской ассоциации профессионалов обеспечивает некоторую степень согласованности с продемократическим движением. С другой стороны, учитывая тот факт, что Башир и вооруженные силы были поддержаны исламистскими элементами, суданское общество разделено между светскими и исламистскими группами, что умаляет способность демократического движения действовать единым образом. Исламистские группировки были близки с Баширом и военными, потому что режим избирательно потворствовал их притязаниям на введение законов шариата. Этот социальный раскол, вероятно, сработает в пользу военных, потому что он все еще может рассчитывать на поддержку исламистов против светских элементов.
Хотя до сих пор внешние игроки не участвовали в драке ни в Алжире, ни в Судане, существует вероятность того, что они могут сделать это в ближайшем будущем, что еще больше осложнит ситуацию. Алжир богат нефтью, и европейские державы, особенно Франция, имеют большой интерес к политическим результатам в этой стране.
В случае с Суданом региональные державы, особенно Саудовская Аравия и Иран, могут оказаться втянутыми, если условия ухудшатся и возникнет сценарий внутреннего конфликта. Председатель Переходного военного совета Судана Абдель-Фаттах аль-Бурхан во вторник высоко оценил тесные отношения Судана с Саудовской Аравией и ОАЭ во время встречи с совместной высокопоставленной делегацией Саудовской Аравии в Хартуме. За последние несколько лет Судан был вознагражден на сумму 2,2 миллиарда долларов за поддержку военных действий Саудовской Аравии в Йемене.
Хартум, у которого были хорошие отношения с Ираном в течение десятилетий, прекратил контакты с Ираном в марте 2015 года, главным образом в обмен на финансовую помощь Саудовской Аравии, незадолго до присоединения к военным усилиям Саудовской Аравии в Йемене против поддерживаемых Ираном хуситов. Демократическое восстание в Судане предоставило Тегерану возможность вновь восстановить влияние в стране, что заставило Эр-Рияд усилить поддержку военного режима. Судан, как и Йемен, может стать еще одним полем битвы за посредническую войну Саудовской Аравии в регионе.
Все эти факторы, особенно отсутствие согласованности, а также лидерства в демократических движениях и решающей роли военных в переходном процессе в обеих странах, где вооруженные силы являются единственной организованной политической силой, не предвещают ничего хорошего для будущего демократии в Алжире и Судане. Внешняя поддержка вооруженных сил также является явной возможностью в обоих случаях, что делает работу демократических движений еще более сложной.
Таким образом, повторение египетского сценария очень часто встречается как в Алжире, так и в Судане. Египтяне поняли, что падение ценного правителя не приведет к трансформации самодержавной системы автоматически. Действительных держателей власти в этой системе, высших военных чиновников, гораздо труднее сместить, чем фигуральных правителей, таких как Мубарак, Башир и Бутефлика. Только устойчивое давление в течение длительного периода и хорошо организованная кадровая политика могут достичь этой цели. Обе эти переменные отсутствуют в Судане и Алжире.
Мухаммед Айоб - заслуженный профессор международных отношений Университета штата Мичиган, заслуженный профессор университета, старший научный сотрудник Центра глобальной политики. Он написал книги «Многоликий политический ислам», а его последняя книга - «Ускорится ли Ближний Восток».
|