Япония против Южной Кореи: удастся ли Америке спасти положение?
Соединенные Штаты не должны оставаться в стороне, в то время как их ближайшие восточноазиатские союзники сражаются друг с другом.
Ввиду того, что торговые отношения Японии и Южной Кореи на 82 миллиарда долларов в год стремительно ухудшаются, Соединенные Штаты по-прежнему непреклонны в отношении сохранения своего нейтралитета и публично неоднозначно относятся к тому, что они делают, чтобы не допустить того, чтобы два их союзника разрушили осторожное наведение мостов после нормализации отношений в 1965 году.
Чиновники администрации Трампа, предпочитая не вмешиваться в деликатный спор из-за болезненных исторических разногласий, вместо этого сосредоточили свои силы на торговом противостоянии президента с Китаем, остановив дипломатические контакты с Северной Кореей и усилия по обеспечению благоприятной торговли и разделения бремени отношений с Сеулом и Токио.
Минималистский подход администрации, хотя в настоящее время, возможно, и неизбежен, наносит ущерб интересам США в регионе.
Консенсус в Вашингтоне выдает реалистичную оценку ограниченной способности Соединенных Штатов публично влиять на отношения между Японией и Южной Кореей, не мешая другим дипломатическим действиям, таким как пересмотр соглашения о специальных мерах по разделению расходов с Сеулом. Следовательно, однако, осторожное позиционирование Вашингтона может оказаться не в состоянии полностью устранить недоверие между Токио и Сеулом, что может помешать долгосрочным проектам США по созданию альянсов в Азии.
Кроме того, неустойчивый ответ администрации ведет к нестабильности. Северная Корея, возможно, почувствовав слабость в сети альянсов США, возобновила испытания ракет в июле. 23 июля российский военный самолет (часть совместных учений России и Китая) нарушил воздушное пространство Южной Кореи над островами Докдо / Такесима, которые оспариваются Японией, в результате инцидента, который, по мнению аналитиков, предназначался для проверки двух стран. Также беспокоясь о позиции Соединенных Штатов, Китай продвигается вперед в запланированных трехсторонних переговорах с Японией и Южной Кореей в декабре, выступая с инициативой посредничества в торговом споре. Южная Корея решила в прошлом месяце выйти из ключевого пакта о военной разведке за несколько дней до ежегодного возобновления Японии. С точки зрения США, двусторонние отношения достигли нового минимума.
Очевидно, что ослабление напряженности в отношениях между Японией и Южной Кореей имеет решающее значение для более широких стратегических целей Соединенных Штатов в индо-тихоокеанском регионе. Вопрос все еще остается - как?
Помимо поощрения премьер-министра Синдзо Абэ и президента Муна Чжэ-ина объединиться для урегулирования своих разногласий, Соединенные Штаты могут быть активным посредником в этих переговорах, обеспечивая, чтобы два правительства оставались на одной странице в течение длительного периода времени, что политические нарушители с обеих сторон смягчают свою риторику, и что международные заинтересованные стороны уполномочены выносить решения и обеспечивать законность для юридически обязывающего и действительно необратимого урегулирования.
Виктор Ча в Центре стратегических и международных исследований предлагает аналогичное взвешенное вмешательство со своей рекомендацией для нового специального посланника, «который призвал бы Японию взаимодействовать с южнокорейцами и который отговорил бы Сеул от более публичных максималистских заявлений, таких как: «Мы не сможем снова проиграть Японии, «которая не оставляет места для компромисса».
Давайте рассмотрим варианты администрации Трампа, как краткосрочные, так и долгосрочные, для смягчения нынешних проблемных точек между Японией и Южной Кореей. Помимо продолжающегося торгового спора, к ним относятся постановления Верховного суда Южной Кореи в прошлом году, предписывающие японским фирмам выплатить компенсацию корейцам, призванным на военную рабочую силу во время колониального правления Японии, а также политически мотивированное решение администрации Муна в ноябре приостановить создание фонда, созданного его опальным предшественником Пак Гён Хе в рамках двустороннего соглашения 2015 года по связанной проблеме военного сексуального рабства или «утешительных женщин».
Совместно управляемый фонд выделил бы 9 миллионов долларов в качестве компенсации оставшимся в живых жертвам и их семьям, завершив дискуссию об адекватности выплат в размере 800 миллионов долларов США в виде субсидий и займов Южной Корее в соответствии с договором 1965 года.
Учитывая сложность этих разногласий, Соединенные Штаты должны настаивать на разрешении сторонним / международным судом споров о воинской повинности и сексуальном рабстве. Глобальные институты, такие как Международный Суд (ICJ) и Международный Уголовный Суд (ICC), существуют для разрешения именно таких разногласий между странами, которые якобы соблюдают международные правила и нормы. Тем не менее, до сих пор они находились в стороне, несмотря на то, что обе стороны по отдельности настаивали на международном арбитраже. Даже Тору Хасимото, бывший губернатор Осаки, рекомендовал, чтобы спор о репарациях был передан на рассмотрение МС, который специализируется на урегулировании правовых споров между странами.
Таким образом, Токио должна быть предоставлена возможность обсудить противоречивые позиции Южной Кореи до и после 2005 года в отношении репараций Японии в МС. В свою очередь, Сеулу должно быть разрешено подавать индивидуальные иски от женщин-утешительниц и других жертв в МУС, который обладает юрисдикцией в отношении преступлений против человечности, включая сексуальное рабство, пытки и лишение свободы.
С юридической точки зрения существуют вопросы относительно способности МУС выносить решения по военным преступлениям, совершенным до вступления суда в силу в 2002 году - Римский статут ограничивает юрисдикцию суда преступлениями, совершенными с тех пор. Однако, если полномочия МУС слишком ограничены, Соединенные Штаты могут использовать свои полномочия в Совете Безопасности ООН для создания специального механизма урегулирования претензий эпохи Второй мировой войны против японского правительства честным, ответственным и постоянным образом - как это произошло в 1994 году с резолюцией 955 СБ ООН об учреждении Международного уголовного трибунала по Руанде.
Альтернативой является деструктивный цикл политики националистической идентичности, основанный на различных исторических интерпретациях.
Что касается торговли, рекомендация аналогична: претензии Сеула относительно ограничений Японии на экспорт химических веществ для южнокорейских полупроводников и исключение Южной Кореи из своего «белого списка» предпочтительных торговых партнеров должны быть быстро отслежены через Всемирную торговую организацию (ВТО). Нынешние эскалационные условия торговли могут привести только к бессмысленному экономическому ущербу в двусторонних отраслевых связях, поскольку японские экспортеры высокотехнологичных и других «стратегических» товаров вынуждены подвергаться дополнительному досмотру, чтобы гарантировать, что они не приносят пользу южнокорейским вооруженным силам или оружейной промышленности.
Наконец, как в краткосрочной, так и долгосрочной политике, Соединенные Штаты должны работать с выборными должностными лицами в Токио и Сеуле, чтобы провести более широкую кампанию публичной дипломатии, в которой непосредственно участвуют уважаемые, уравновешенные японцы и южнокорейцы, которые могут создать политический ветер в их соответствующие страны либо для временного приостановления торговых военных действий в ближайшем будущем, либо для более постоянного массового разрешения исторических разногласий в последующие годы. Комиссия по установлению истины и примирению в Южной Африке, созданная в 1996 году для рассмотрения вопроса о наследии апартеида, может послужить полезным шаблоном для проведения конструктивных дискуссий между японцами и южнокорейцами.
В качестве первого шага к решению неотложной ситуации, Соединенные Штаты - если не администрация Трампа, то различные неправительственные заинтересованные стороны - могли бы созвать совещание ключевых лидеров мнений из всех трех стран, чтобы представить совместное заявление в Токио и Сеуле, выступая с просьбой о дипломатическом решении.
В середине августа посол США в Южной Корее Гарри Харрис встретился с ведущими корейскими руководителями в Сеуле, призвав деловое сообщество играть более активную роль в налаживании связей с Японией. Будут ли призывы Харриса приносить плоды без дальнейшего руководства США, еще неизвестно.
|