Виновна ли торговая политика США в завышенных ценах на лекарства?
Стремительно растущие цены на лекарства были основной проблемой президентской кампании 2016 года в США, и администрация Трампа объявила о мерах по их снижению. Почему же тогда администрация также настаивает на правилах интеллектуальной собственности, которые дают фармацевтическим гигантам еще большую власть в плане взвинчивания цен?
Резкое повышение цен на основные и жизненно важные лекарства вызвало политическую реакцию против фармацевтической промышленности в Соединенных Штатах. В феврале Комитет Сената США по финансам отругал представителей отрасли за проведение политики, которая «морально противна». С тех пор 44 правительства штатов США подали иск против израильской компании Teva Pharmaceuticals и 19 других компаний, утверждая, что был заговор с целью подавить конкуренцию за непатентованные лекарства и нелегальную спекуляцию из более чем 100 различных лекарств.
Со своей стороны администрация президента США Дональда Трампа также объявила, что будет принимать меры по снижению цен на лекарства, особенно те, которые необходимы для лечения американской опиоидной эпидемии. Тем не менее, администрация также пытается экспортировать правила интеллектуальной собственности (ИС), которые, как известно, связаны с массовым повышением цен за рубежом, делая основные лекарства недоступными для миллионов бедных людей в развивающихся странах.
Правительство США оказывает постоянное давление, чтобы блокировать правила ИС, которые позволят производителям в других странах производить и экспортировать менее дорогие непатентованные препараты. Ежегодный список «Special 301» торгового представителя США (USTR), который определяет страны с «серьезными недостатками интеллектуальной собственности», регулярно включает Индию, главным образом потому, что США возражают против некоторых особенностей своих патентных законов. Фактически, Трамп даже сослался на индийский режим ИС в качестве оправдания своего недавнего решения приостановить льготы по тарифам Общей системы преференций (GSP) на некоторые виды индийского экспорта.
Но индийские законы в области ИС позволили стране стать ведущим мировым источником доступных лекарств. В соответствии с Законом о патентах 1970 года производители лекарств могут запатентовать только свои процессы, а не химический состав лекарств. На практике это означает, что индийские компании могут «перепроектировать» химические соединения основных лекарств известных марок с помощью альтернативных процессов, а затем продавать эти лекарства дешевле, как в Индии, так и за рубежом.
Сначала конкуренция со стороны производителей непатентованных лекарств вынуждала фармацевтические транснациональные корпорации снижать свои сверхвысокие цены, в том числе на лекарства для лечения рака, туберкулеза и ВИЧ. Например, в период с 2000 по 2016 год ежегодная цена на человека антиретровирусных препаратов первого ряда для лечения ВИЧ снизилась с более чем 10000 до 100 долларов США. Именно такое снижение цен позволило распространить лечение ВИЧ во всем мире и контролировать эпидемию ВИЧ / СПИДа, особенно в бедных странах.
Но с тех пор, как в 1995 году вступило в силу Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), все государства-члены Всемирной торговой организации вынуждены были признать друг друга фармацевтическими патентами. Для индийских производителей лекарств на производство дженериковых версий запатентованных лекарств потребуется лицензия, и такие лицензии выдаются редко, если вообще предоставляются.
Тем не менее, после внесения поправок в Индийский закон о патентах, в Индии все еще есть некоторые меры предосторожности, чтобы предотвратить излишки, с которыми обычно сталкиваются крупные фармацевтические компании в США и Европе. Например, Индия придерживается более строгого определения того, что представляет собой изобретение, которое предотвращает «вечнозеленость»: процесс продления срока действия патента путем получения вторичных патентов для незначительных улучшений исходного препарата. Согласно разделу 3 (d) Закона о патентах Индии, «простое обнаружение новой формы собственности или использования для известного вещества известного процесса не имеет права на патент, если только «это не приводит к появлению нового продукта или использованию по крайней мере одного нового реагента». На практике это означает, что производители лекарств не могут продлевать срок действия патента до бесконечности, просто, скажем, путем замены лекарства с таблетки на сироп.
Раздел 3 (d) объясняет, почему Верховный суд Индии вынес решение против Novartis в 2013 году, лишив швейцарскую транснациональную корпорацию патента на противораковое лекарство, которое он продавал как «Гливек», но в основном это была кристаллическая форма лекарства, которое ранее было запатентовано как порошок. Суд постановил, что это изменение формы не показало «повышенную терапевтическую эффективность».
С тех пор закон Индии подвергся критике со стороны многонациональных корпораций и правительства США, и Раздел 3 (d) был фактически размыт. Согласно недавнему исследованию, в период с 2009 по 2016 год Индийское патентное ведомство выдало 1654 вторичных патента (72% от всех патентов на лекарственные средства) «в вероятном нарушении анти-вечнозеленых положений в соответствии с разделом 3 Закона о патентах Индии». Не удивительно, что цены на лекарства в Индии быстро растут.
Однако это не помешало USTR оказывать давление на Индию, Малайзию и другие правительства, которые соблюдают более строгие определения изобретений и используют обязательное лицензирование и контроль цен для предотвращения спекулятивных и других злоупотреблений монополиями со стороны фармацевтических компаний. USTR долгое время работал с многонациональными фармацевтическими компаниями для поддержания высоких цен на лекарства в других странах, тем самым угрожая здоровью и жизни бедных пациентов в Индии и во всем развивающемся мире. И теперь проблема непомерных цен на лекарства возвращается снова.
Иронично (но не удивительно), что администрация, претендующая на борьбу за более низкие цены на лекарства для американцев, активно настаивает на изменениях правил, которые предоставили бы еще большую власть для фармацевтических транснациональных корпораций. Если федеральные агентства США и правительства штатов действительно хотят что-то сделать с высокими ценами на лекарства, им следует воспользоваться страницей Закона об индийских патентах, а не пытаться его уничтожить.
|