Почему Швейцария проголосовала «за» за приобретение новых истребителей
Швейцария решила модернизировать свои военно-воздушные силы, но остались некоторые вопросы.
Одна из особенностей Швейцарии - широкое право голоса ее граждан в политических вопросах - даже в вопросах национальной безопасности и обороны. В это воскресенье швейцарский электорат проголосовал за покупку новых истребителей до конца десятилетия. Несмотря на то, что рейтинги опросов предсказывали окончательный результат, референдум оказался на волоске. Разница составила менее 9000 голосов, и электорат отклонил утверждение оппонентов о том, что «дорогие роскошные истребители» были бы пустой тратой ресурсов и что парк более дешевых реактивных самолетов вместе с современной системой ПВО будет достаточной силой для выполнения своей основной миссии по поддержанию суверенитета швейцарского воздушного пространства.
Результаты голосования - знаковое решение для будущего швейцарских ВВС, которые характеризовались в основном реорганизацией и сокращением численности за последние три десятилетия. Флот из нескольких сотен истребителей, выставленных на вооружение на протяжении всей холодной войны, постоянно сокращался до первоначально тридцати четырех, а теперь тридцати самолетов F / A-18 Hornet (и примерно сорока семи F-5 Tigers, оставшихся для учебных целей), которые должны быть сняты с к концу десятилетия. Сокращение количества истребителей сопровождалось уменьшением количества действующих авиабаз и отражало общее сокращение численности войск в Вооруженных силах Швейцарии после окончания холодной войны.
Новое исследование
В то же время падение «железного занавеса» совпало с доселе неслыханным вниманием к швейцарской армии со стороны части населения. После того, как более одной трети электората поддержали народную инициативу по упразднению армии в 1989 году, еще более высокий процент (42,8 процента) проголосовал, хотя и безуспешно, против запланированной покупки вышеупомянутых F / A-18 в июне 1993 года. Что еще более важно, с учетом того, что швейцарские вооруженные силы и министерство обороны теперь понимают, что голосование 1993 года могло привести к неписаному соглашению о том, что правительство будет консультироваться с народом по поводу любой будущей покупки самолетов. Так было в мае 2014 года, когда избиратели сорвали план правительства по замене стареющего флота Tiger на 22 шведских самолёта Saab JAS-39 Gripen. Впервые за десятилетия армия потерпела поражение при голосовании.
Что изменилось за последние годы? На этот раз вместо того, чтобы голосовать по конкретному самолету, электорат должен был принять принципиальное решение о выделении кредита в размере 6 миллиардов швейцарских франков из регулярного бюджета армии на покупку нового многоцелевого истребителя - с учетом того, что точный тип и количество самолетов еще предстоит определить. Противники покупки предсказуемо осудили эту «сделку вслепую», но министерство обороны постаралось избежать ошибок предыдущего голосования, когда даже некоторые дружественные армии политики поставили под сомнение пригодность Gripen в преддверии голосования.
Изменение представлений об угрозах
На этот раз сторонники сделки сомкнулись в рядах и провели более дисциплинированную кампанию, даже призывая производителей самолетов хранить молчание и воздерживаться от вмешательства в общественные дебаты перед голосованием. Они также извлекли выгоду из того факта, что федеральный советник Виола Амхерд, ставшая первой женщиной-министром обороны страны в 2019 году, пользуется более широкой популярностью, чем ее предшественники.
Не менее важно то, что голосование может также указывать на более глубокий сдвиг в том, как швейцарцы воспринимают изменения в своей среде безопасности. Последние пять лет, в течение которых происходили вооруженные конфликты на периферии Европы, кризисы с беженцами и террористические нападения по всему континенту, могут способствовать повышению уровня признательности за необходимость швейцарской армии. В то время как противники голосования изо всех сил пытались доказать, что истребители бесполезны против кибератак или пандемий, большинство электората, похоже, было более склонно согласиться с доводом федерального советника Амхерд о том, что Швейцария просто не может позволить себе быть неподготовленной к будущим угрозам своему воздушному пространству.
Что будет дальше?
На данный момент четыре типа самолетов (Boeing F / A-18 Super Hornet, Lockheed Martin F-35A, Dassault Rafale и Airbus Eurofighters) остаются в стадии оценки (Saab отозвал свою заявку на Gripen в прошлом году). Швейцарское правительство планирует объявить о своем решении следующим летом. Хотя Федеральный совет будет обращаться к официальным отчетам об оценке до своего решения, политические расчеты, основанные на странах происхождения производителей, вероятно, также будут играть важную роль. Затем, в 2022 году, правительство намерено обратиться к парламенту с просьбой об официальном одобрении как истребителей, так и системы противовоздушной обороны, которая, наконец, будет развернута в период с 2025 по 2030 год.
Впереди долгий путь, пока ВВС получат свои новые самолеты, и могут возникнуть новые препятствия. Сразу после голосования оппоненты заявили о возможности народной инициативы против покупки, особенно если швейцарское правительство выберет самолеты США. С другой стороны, неясно, как Air2030 может повлиять на модернизацию сухопутных войск швейцарской армии, которая, по прогнозам, обойдется еще в 7 миллиардов швейцарских франков. Программы модернизации исходят из предположения, что оборонный бюджет существенно вырастет в течение следующего десятилетия. Всего за несколько дней до голосования парламент Швейцарии согласился на его увеличение с 20 млрд швейцарских франков на четырехлетний период 2017-2020 гг. до 21,1 млрд швейцарских франков на 2021-2024 годы. В то же время политики уже предупредили, что в связи с пандемией COVID-19 в отношении оборонного бюджета могут быть приняты меры жесткой экономии. Еще неизвестно, окажется ли график всеобъемлющей модернизации швейцарских вооруженных сил выполнимым в таких обстоятельствах.
|