Почему Южная Корея боится Китая больше, чем своего агрессивного северного соседа
Крупнейший торговый партнер быстро превращается в главного конкурента
Чтобы понять, чем живет Южная Корея, достаточно подняться гору Йому с видом на город Ульсан. На севере, на левом берегу реки Тэ-Хва, высятся огромные заводы Hyundai, на западе, через реку, вереницей расположены химические предприятия. На юге и востоке, вокруг лимана, вокруг видно только металлические корпуса верфи Hyundai.
В этом урбанистическом пейзаже особенно выделяется огромный красный кран. Его купили за один доллар в 2002 году у убыточной верфи Kockums в Швеции. Тут кран получил кличку «Слезы Мальмё». В эти дни жители Ульсана задаются вопросом, не придется ли им плакать в скором времени. В свое время южнокорейцы обанкротили множество европейских судостроительных компаний, но сейчас Китай угрожает сделать то же самое с промышленностью Южной Кореи.
Десять лет назад Южная Корея была крупнейшей из «большой тройки» судостроительных держав, наряду с Китаем и Японией, на долю которых приходится около 90% мирового производства судов. С 2011 по 2015 год южнокорейские верфи были признанными мировыми лидерами по объему заказов. Сегодня же, выгодные контракты уходят в Китай. К примеру, в 2018 году наибольшее количество заказов получили судостроительные предприятия Китая. Всего с начала года им заказали 290 судов, и по этому показателю они оставили позади корейцев.
Агония судостроительства, крупнейшей экспортной отрасли страны после полупроводниковой и автомобильной промышленности, заставляет Южную Корею серьезно беспокоиться о Китае. До недавнего времени Пекин считался сверх прибыльным экспортным рынком, покупая все от косметики до K-pop. В наши дни Китай все чаще рассматривается как опасный конкурент. Годовой китайский бойкот южнокорейских товаров, из-за развертыванием американской системы противоракетной обороны, закончился в октябре. Но это только углубило чувство, что Китай представляет собой серьезную угрозу экономике Южной Кореи.

The Economist
Кризис в судостроении поучителен. Южнокорейцы уже переживали глобальный спад, вызванным в первую очередь финансовым кризисом 2007-08 годов и падением мировой торговли. Второй удар произошел из-за судоходных компаний в 2011 году, что привело к обвалу фрахтовых ставок. Третье - падение цен на нефть, которое сократило заказы на добычу нефти и газа и перевозки. А Южная Корея специализироваться именно на этих направлениях.
До сих пор южнокорейцы находили “золотую середину”, побеждая японских конкурентов по стоимости и китайских по качеству.
Официальные лица Hyundai Heavy Industries, крупнейшего южнокорейского судостроителя, отмечают, что заказы сокращаются с обычных 60-80 судов и буровых установок в год до 20 в 2016 году. Судостроительство будет в тяжелом состоянии как минимум еще год. «Контейнеровозы были нашей основной работой», - отмечает пресс-секретарь. «В этом году у нас почти нет заказов». (Контейнеровоз — специализированное грузовое судно, для перевозки груза в однородных укрупненных грузовых единицах — контейнерах.)
Гигант Hyundai в августе проиграл китайцам французский тендер на строительство девяти сверхбольших контейнеровозов, каждый из которых перевозил более 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров.
Тысячи рабочих перевели на неполный рабочий день, если вообще не уволили. Подрядчики приходят в уныние. Некоторые уволенные рабочие открыли небольшие кафешки и рестораны. чтобы прокормить свои семьи, а другие вернулись в свои деревни.
Президент Мун Джеин заявил, что Южная Корея «не может сдаться» и просто уйти с позиции глобального лидера судостроения. В январе он изложил свой план поддержания отрасли, включающий заказы ледоколов и патрульных судов. Его стремление увеличить минимальную заработную плату на 16,4% в этом году вызывает недоумение среди рабочих; они беспокоятся, будет ли у них вообще работа.
Все говорят о модернизации судостроения путем широкого использования цифровых технологий. Беда в том, что Китай также не стоит на месте и работает над усовершенствованием своих процессов производства. В прошлом году исследовательский центр Mercator Institute for China Studies, заявил, что Южная Корея стала страной, наиболее подверженной влиянию Китая.
Судя по макроэкономическим показателям, Южная Корея все еще, кажется, процветает. В прошлом году рост составил 3%, экспорт товаров увеличился на 13% (несмотря на бойкот в Китае), а уровень безработицы составил 3,7%.
Иногда говорят, что экономические интересы Южной Кореи ближе к Китаю, но безопасность страны целиком зависит от военного союза с Америкой. Китай не устраивают американские ракеты в Южной Корее, хотя и Сеул, и Вашингтон настаивали на том, что единственной возможной целью является Северная Корея. Китай же утверждал, что радар может быть нацелен в его сторону.
Сегодня Южная Корея еще больше обеспокоена воинственностью Трампа в отношении Северной Кореи и его разговорами об упреждающих военных ударах по КНДР. И если есть одна вещь, которая сближает Китай и Южную Корею, как шепчутся чиновники в Сеуле, это и общий страх перед войной, которую в любой момент может начать Америка.
|