Поддержка итальянскими популистскими лидерами акций протеста "желтых жилетов" во Франции является первым печальным случаем в истории Европейского Союза. Никогда ранее одна из шести стран-основателей европейского проекта не вмешивалась так решительно во внутренние дела другого. Италия поддерживает движение, которое содержит элементы, явно отвергающие фундаментальные европейские ценности терпимости и уважения к демократическим институтам.
Италия сбилась с пути, и Франция должна понять, почему, чтобы она могла бороться за то, чтобы популизм не получил дальнейшего распространения внутри страны. При этом Франция должна отличать итальянский народ от некоторых своих гораздо менее достойных восхищения политических лидеров.
Рост напряженности в отношениях между французским и итальянским правительствами отчасти является результатом конкуренции между двумя популистскими партиями в правящей коалиции Италии, которая вступила в должность в июне 2018 года. Это недавно нашло отражение в сильной антифранцузской риторике лидера Движения пяти звезд, Луиджи Ди Майо, которого до сих пор в значительной степени затмевает лидер партии Лиги Маттео Сальвини. Но антифранцузские настроения в Италии имеют более глубокие корни и существуют как среди элиты, так и среди широких слоев населения.
Франко-итальянские отношения всегда были сложными. Будучи наследником Римской империи, Италия чувствовала себя культурно превосходящей Францию и более утонченной. Для итальянцев демонстративный способ, которым Франция показывала свое величие и славу со времен Короля-Солнца (Людовика XIV) Наполеону, сделал его «новым богатством». Даже французская поддержка объединения Италии во второй половине девятнадцатого века способствовала к дальнейшему недоразумению, потому что Франция «получила» Савойю и Ниццу в обмен на ее драгоценную помощь.
В более поздние времена были некоторые признаки взаимного восхищения. Итальянцы с завистью смотрели на хорошо функционирующее государство Франции, в то время как французы одобрительно кивнули динамичной сети малых и средних компаний на севере Италии. Однако сегодня такая взаимная похвала кажется ностальгией.
Сегодняшнее мнение Рима заключается в том, что Франция читает лекции по бюджетной строгости, но больше не практикует ее, как, например, когда президент Франции Эммануэль Макрон отменил запланированное повышение налога на топливо перед лицом протестов в "желтых жилетов". Но нынешнее негативное восприятие Италии Францией является прежде всего эмоциональным.
Можно сравнить итальянскую критику Франции с враждебностью "желтых жилетов" к французской элите. В конце концов, оба чувства черпают силу из чувства унижения перед лицом высокомерия и привилегий. Большой вопрос сейчас заключается в том, будет ли популистское настоящее Италии будущим Франции.
Понятно, что этот сценарий уже немыслим. Поэтому защитники либеральной демократии во Франции и других странах должны принять и адаптировать девиз «жилетов» и отказаться от него.
В коротком эссе 2008 года под названием «Дух Просвещения» покойный французский эссеист болгарского происхождения Цветан Тодоров напомнил нам, что «не было бы Европы без Просвещения и никакого Просвещения без Европы». После Второй мировой войны государственные деятели, такие как Роберт Шуман во Франции и Альсид де Гаспери в Италии, не только были набожными христианами, но и верили в идеи Монтескье и Вольтера.
Это явно не так с Сальвини или Марин Ле Пен во Франции. Вместо того, чтобы быть объединенными и движимыми надеждой и доверием, они эксплуатируют культуру страха и унижения и общее желание разрушить существующую систему.
Ничего нельзя получить, просто противопоставив дух Просвещения популистскому духу "жёлтых жилетов" или глубокому и искреннему стремлению Макрона к реформам с проницательной и жестокой пошлостью Сальвини. Но есть уроки, которые можно извлечь из восстания итальянских народников и французских "желтых жилетов".
Для начала, нельзя игнорировать эмоции других. Равенство уважения так же важно, как и равенство средств. Унижение - это мощный двигатель, который может побуждать людей к полной ненависти. Кроме того, представительная демократия хрупка и драгоценна. Она должна быть защищена любой ценой от своих авторитарных внешних врагов, а также от внутренних противников, намеревающихся увидеть только ее недостатки.
Тем временем Франция должна сохранять умеренную, разумную, но твердую позицию и не вступать в словесную войну с Италией. Вместо этого она должна попытаться понять, как - и, тем более, почему - она стала основной целью своего трансальпийского соседа. Критическое размышление здесь может помочь Франции преодолеть свои внутренние разногласия и предотвратить приход к власти в Париже популизма в итальянском стиле.