Опыт Мексики: Почему образовательная реформа в стране с треском провалилась
Образование должно было стать приоритетом политики президента Энрике Пенья Нието. Тем не менее зарплаты по-прежнему выплачиваются «учителям-призракам», которые никогда не переступают порог школы, в то время как у детей нет даже школьных принадлежностей.
Почти четыре часа дня, и четверть учеников пятого класса в начальной школе Анхель-Альбино-Корсо в Буэна-Виста голодны весь день. Дети подсчитывают минуты до перерыва, когда им дадут небольшую порцию фасоли с лепешками - для некоторых это единственная еда за сегодня.
«Как они могут учится, если они голодные и у нас нет никаких школьных принадлежностей?» - спрашивает учитель, Хуан Карлос. Он хотел бы использовать интерактивные онлайн-карты, но компьютерная лаборатория закрыта, и Интернета нет.
Десять из 35 учеников пятого класса сегодня отсутствуют. «Мы не знаем, что с ними происходит, они просто перестают приходить, - говорит Карлос.

Буэна-Виста - это город, построенный на промышленных пустошах. Уровень преступности здесь настолько высок, что в зимние месяцы школа закрывается рано, так как многие дети ходят домой одни. Полиция не патрулирует окрестности. Photograph: Nina Lakhani
Образование должно было стать приоритетом в политике президента Мексики Энрике Пенья Нието. В течение года после его избрания в 2012 году он объявил об амбициозных реформах по борьбе с коррупцией в профсоюзе мексиканских учителей, совершенствовании стандартов обучения и создании более справедливой модели образования, подходящей для XXI века.
Правительство ввело обязательное тестирование для всех учителей и пообещало повышение зарплаты. Первая же проверка образования показала, что десятки тысяч зарплат были незаконно выплачены профсоюзным работникам, администраторам и даже умершим, вышедшим на пенсию и «призрачным» учителям.
Но в то время как был достигнут определенный прогресс, миллионы долларов все еще уходят в никуда. Заработная плата учителей по-прежнему выплачивается людям, которые никогда не переступают порог школы. Это незаконно, но, по словам ведущего исследователя Марко Фернандеса, никто не был даже наказан.
«Новая модель образования нуждается в средствах, чтобы добиться успеха», - говорит Фернандес. «Как правительство будет финансировать учителей и технологии, если оно все еще тратит миллионы долларов на коррупцию и даже не может наказать виновных?
Мексика занимает последнее место по образованию среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Мексиканские дети выпускаются со школы с наихудшими показателями грамотности. Самые бедные дети во Вьетнаме гораздо грамотнее самых привилегированных детей в Мексике.
«Независимо от того, насколько вы богаты или бедны в Мексике, ваше образование либо плохое, либо или очень плохое. », - говорит Александра Сапата, специалист по образованию из мексиканского института конкурентоспособности (Imco).
Как и другие перед ним, Пенья Нието поставил компьютеры и информационные технологии на первое место в своей образовательной реформы. Класс Ривера в Буэна-Виста был одним из тех, кому выдали ноутбуки и планшеты для пятого и шестого классов.
Но около двух третей планшетов больше не работает, а бюджет на ремонт сокращен. Некоторые родители просто продали их.
Дети в школах коренных народов имеют самые низкие достижения. Каждый четвертый коренной 15-летний ребенок не умеет ни читать, ни писать. Бедность в общинах коренных народов растет.
«Там, где люди живут в самых плохих условиях, образование всегда ставят на последнее место », - говорит Сильвия Шмелкес, уходящий в отставку директор Национального института оценки образования.
Поскольку Пенья Нието находится свой последний год на посту президента, будущее его «флагманской» реформы образования выглядит мрачным. Хотя министр образования, близкий союзник президента, настаивает на том, что правительство по-прежнему поддерживает свою образовательную программу, цифры показывают обратное:
Бюджет на образования был сокращен на 11,4% в этом году до 12 млрд. фунтов стерлингов - самый низкий с 2011 года.
Бюджет на учебники был сокращен на треть; Программа подготовки учителей и обеспечения равенства сократились на 40%;
Местное правительство, однако, пожертвовало книги для чтения - в том числе нечитаемую, мелкошрифтную версию «Путешествий Гулливера». «Какой ребенок читал бы это?» - спрашивает Ривера, перелистывая книгу без единой картинки. «Но это означает, что какой-то политик может сказать, что помогал школе».

Какой ребенок читал бы это? Учитель Анжелика Ривера с книгой «Путешествие Гулливера». Photograph: Nina Lakhani
|